Прокрустово ложе
Увы, но людям страшно обходиться без охраняющих их заборов. Они боятся жить без предписаний, без замков и засовов, без личных крепостей. Даже самые одаренные из них подсознательно бояться самих себя, боятся даже больше, чем других, словно чувствуют свое несовершенство, управляемое страстями. Им легче имитировать жизнь во вне (хоть какая-то видимость движения), чем искать себя внутреннего и принять бесконечную личную несвободу (как тут не вспомнить легенду о царе Мидасе?).
Почему Христос выбирал на апостольское служение в основном простаков? Почему не образованных книжников? Кого быстрее обучить истинному взгляду на мир? Апостолы отвечают в «Посланиях» на этот вопрос. В наши времена, как и в предыдущие, чтобы впустить в себя Небо, необходимо произвести вначале капитальный ремонт души и ума. Простым и доверчивым это сделать куда проще, чем мнящим о себе.
В какой-то момент, в далекой юности, я поняла, что больше не хочу читать книги из серии ЖЗЛ. Не хочу изучать биографии и опыт людей, таких же запутавшихся, как и я сама, даже, если они незаурядные, одаренные (в отличие от меня). Каждый из них проходил только свой путь, обретая только личный опыт. И все. Мог ли этот опыт стать моим? Нет, конечно. А вот отвлечь от вслушивания, всматривания в узнавание себя мог. Копаться в чужих мыслях, в чужих биографиях… Зачем? Чтобы что?
И вот тогда, в то самое время поисков и размышлений, мне чудесным образом подарили Жития. То есть жизнеописания людей, достигших не только понимания тайны поврежденности человеческой природы, но и нашедших способ выхода из нее на свободу. Замки больше не требовались, заборы тоже. Учителя утверждали, что бесполезно тратить время жизни на изменения вокруг. Внешняя сторона жизни не изменится даже с помощью строительства Вавилонской башни. Подвижники объясняли, почему Христос не пришел к нам императором и не выстроил райский мир для всех. Ведь мог же… Они предлагали изучать и менять свою поврежденную природу, показывая, что в этом и кроется подлинное человеческое счастье…
Пока я двумя пальцами, закутанными в гипс, набивала этот текст, моя соседка по палате «воспитывала» мужа по телефону. Они подрались, выясняя отношения. Слабо закрепленные на стене книжные полки упали ей прямо на ноги, когда муж толкнул ее в порыве гнева. В итоге случился перелом обеих щиколоток. Какой наглядный пример для моих размышлений…
Любые травмы случаются закономерно. Так утверждает заведующий травматологией. Дмитрий Сергеевич убежден в том, что все травмы предсказуемы и связаны с легкомысленным отношением людей к жизни.
- Итак, голубушка, какие выводы вы сделали после посетивших вас трагических событий? – Спросил он меня недавно.
Я растерялась, потому как про выводы не думала. Боль меня измотала и я пребывала в единственном желании: пусть она закончится. Помню, что доктор оторвал взгляд от очередного рентгеновского снимка моего плеча и предплечья и пытливо уставился на меня, требуя решения «психологически не решаемой теоремы».
- Ну, - сочиняла я на ходу, - я поняла, что в дровяник нельзя ходить ночью в модельных босоножках на высоких каблуках.
- И это правильно, но не все.
Дмитрий Сергеевич смотрел на меня так, как когда-то учитель по физике: с сожалением и состраданием. Его глаза говорили:
- Неуд, барышня.
Мне даже стало не по себе. Дежавю…
- В дровянике должен быть исправным верхний свет. Это понятно? – Строго сказал заведующий. - И лампочка должна гореть всегда. Понятно? И дрова не должны быть разбросаны по всему полу во избежание преткновения о них . И поленницу нельзя выкладывать высотой в три метра. Как вы только живы остались? Кто бы вас под осыпавшимися дровами нашел в пеньюаре и на шпильках?
Доктор сердился. Я вызывала в нем стойкое раздражение. Так в нем проявляло себя сострадание. И будь его воля, поставил бы меня в угол на всю оставшуюся жизнь.
Странное явление… У многих людей я вызываю в свой адрес одну и ту же реакцию: им обязательно нужно лишить меня свободы и пристроить за высоким забором с мощным замком или засовом.
- Семнадцатого начнем с вами гулять. Под моим личным присмотром, - сказал доктор, - а то вы чего доброго опять во что-нибудь вляпаетесь.
И, сощурившись, добавил:
- Неужели в клинике пациенты воспринимают вас всерьез? Казуистика…
Он вышел, а соседка по палате поступившая с переломами обеих щиколоток шепотом утешила:
- Не переживай, мужики они и есть мужики. Где им понять нашу любовь к модельной обуви? Простые все, как булочки за три копейки. Говорила мама: не ходи замуж за провинциального валенка. Вот терплю теперь со всеми вытекающими.
Я вздохнула…
В одном месте встретились и поговорили друг с другом три прокрустовых ложа…
Достала, спрятанную под подушкой книгу «Беседы на Евангелие от Марка» Святителя Василия, епископа Кинешемского.
Закладка лежала на 112 странице. «Мы знаем, что путь Господа Иисуса Христа не был усеян розами. Это был тернистый, скорбный путь, где бесконечная благодать и милосердие постоянно натыкались на шипы человеческой неблагодарности и непонимания.
Сумасшедший! Как просто и легко объясняется все необыкновенное, выходящее из ряда вон, великое и чудесное, таинственное и загадочное в жизни Господа.
Его учение, высокое, вдохновенное, малодоступное для посредственности, - все объясняется понятным и простым словом «сумасшедший». В самом деле, разве не сумасшествие вести такую жизнь, какую ведет этот галилейский Пророк: уйти из дома, покинуть родных, отказаться от домашнего комфорта и уюта и вместо этого собрать вокруг себя кучку странных, незнакомых людей, слоняться с ними по селениям Палестины, не задерживаясь подолгу нигде, питаясь чем попало и проповедуя что-то непонятное и ни с чем несообразное. Он мог бы жить спокойно, не задевая никого, а вместо этого обличает могущественных фарисеев и саддукеев, раздражая их и подвергая себя страшной опасности их мести».
Я очень давно не ищу Истину среди «человеков». Для меня важно знать волю Божью. Сегодня я думаю, что истинная свобода есть только там.
Свидетельство о публикации №225061401014