По казачьей округе

     Станица Михайло-Семеновская – образована в 1858 г.  Названа по имени-отчеству Михаила Семеновича Корсакова, офицера Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, принимавшего участие в первых сплавах по Амуру, впоследствии военного губернатора Забайкальской области и наказного атамана Забайкальского казачьего войска, генерал-губернатора Восточной Сибири, генерал-лейтенанта.
До 1888 в станице был расположен штаб пешего казачьего полубатальона, располагавшийся выше самой станицы на версту. Возле штаба были устроены батальонные дома и поставлены две пушки и мачта с флагом. Часто встречается информация, что дома, построенные солдатами 13 Восточно-Сибирского батальона, были неуютными и холодными. Но в Михайло-Семеновской батальонные дома были построены самими казаками, а были и холодными, и сырыми, и кровля весной давала течь. Может дело не в том, кто строил, а как строили? 
     К 1 января 1891 г. в станице построена церковь во имя Архангела Михаила, имелись: школа, почтово-телеграфная контора, станичное правление, хлебный магазин, соляной склад, 2 лавки, 90 дворов, жителей 543. Станица служила торговым пунктом для сунгарийских китайцев, менявшими хлеб на меха и бытовые вещи. Вели казаки торговлю и с Хабаровском. В 1900 г. в Хабаровске остро возникла проблема обеспечения местных жителей говяжьим мясом. Рыбы было много: на 1 р.50 коп можно было купить сотню кетин, а мяса не хватало. 25 августа 1900 г. на пароходе «Орел» в Хабаровск из Михайло-Семеновской в адрес хабаровских мясоторговцев было привезено 55 голов крупного рогатого скота. По этому поводу в газетах появились объявления, в строках которых явно угадывается радость.
По данным 1916 г. в станице 147 дворов, 1032 жителя, церковь, почтово-телеграфное отделение, станичное правление, таможенный пост, резиденция участкового врача, открыт магазин компании «Кунст и Альберс», есть начальная и двухклассная школы.
     В станице было соединенное Михайло-Семеновское и Головинское церковно-приходское попечительство, председателем которого утвержден на трехлетний срок урядник Матвей Тихоньких. Об этом сообщали Епархиальные ведомости 1900 года. Они же сообщали, что Распоряжением Епархиального начальства утверждены на 1 год представители от прихожан церкви Михайло-Семеновской: урядник Родион Петров и фельдшер Михаил Савватеев; от Головинской церкви: фельдшер Михаил Золотарев и казак Михаил Ваулин, и на трехлетие утверждены члены церковно-приходских попечительств: от Михайло-Семеновского урядник Иоанн Баранов, казак Георгий Обухов; от Головинского: урядники Алексей Родионов и Артем Крутиков, и казак Иннокентий Ташлыков,
     По сообщению из старых газет в ведомость недоставленных телеграмм с 1 по 6 сентября 1896 г. из Хабаровской почтово-телеграфной конторы внесено, что не доставлены телеграммы из Радде чиновнику Джандинбо, а из Михайло-Семеновской – Василию Петровичу Маргаритову, исследователю Дальнего Востока, этнографу и археологу, основателю Общества изучения Амурского края, активно занимавшемуся изучением исторического прошлого Дальнего Востока. В Михайло-Семёновской проживал некто, имеющий личное знакомство с этим человеком. Маргаритов в 1894 году стал действительным статским советником и был назначен окружным инспектором народных училищ Приамурского края. Связывать жителя Михайло-Семеновской с Василием Петровичем Маргаритовым могли школы. 
     Первая школа в Михайло-Семеновской была открыта при церкви в 1863 г - батальонная школа, при ней библиотека, в которой 277 наименований книг. Учителем в школе был и.д. дьячка церкви Тимофей Попов. В 1864 г. открылась первая сельская школа. Библиотека при школе образована в 1865 году, в ней 240 наименований книг в 1184 томах.
     Несмотря на факт, что школа Михайло-Семеновской признана одной из лучших, инспекция отметила, что книги устаревшие, в неудовлетворительном состоянии, не отвечающие потребностям. 
     Судя по записям в метрических книгах, Тимофей Попов был единственным учителем и сельской школы, и школы при церкви в длительном периоде времени до 1880 гг. Кто учительствовал в период с 1880-х по 1900 гг, пока не нашла. После 1900 г. учителями были Пётр Тимофеевич Митрофанов, Константин Максимович Шалыгин, Лариса Шалыгина и помощница учителя Александра Николаевна Чипизубова.
Бабстово. В открытых источниках указан год его образования – 1865. Но этот год не является годом образования. Амурские историки утверждают, что по приказу амурского генерал-губернатора Буссе летом в 1860 была заселена станица Ключевская, а в 1863 г. по приказу того же генерал-губернатора состоялось ее переименование по фамилии батальонного командира полковника Бабста Александра Кондратьевича – хутор Бабстовский. К 1916 г. в поселке 90 дворов, 817 жителей, церковь, хлебозапасный магазин. Первая школа появилась в Бабстово в 1886 г. В начальной сельской школе, одноклассной, с 1902–1903 гг. и с 1911–1916 гг. учительствовал Яков Гаврилович Казанов. При сельской школе была библиотека, в которой 115 наименований книг в 654 томах. В хуторе Бабстовском был интернат для детей тунгусов и орочон, проживающих в селении Котон. Казаки п.Бабстовского участвовали в Первой мировой войне в составе 2 Амурского казачьего полка, приписанного к Уссурийской конной дивизии: Вахмин Георгий Васильевич, Кириченко Захар, Козлов Павел Леонтьевич, Моисеенко Александр Тимофеевич, братья Раздобреевы - Андрей Дмитриевич и Михаил Дмитриевич; в составе 1 Амурского генерал-адъютанта Муравьева-Амурского конного казачьего полка воевали: фельдшер Вахмин Степан Иванович и Максимов Семен Герасимович.
     Чурки. Село образовано в 1909 г. при р.Семенихе. По данным на 1916 г. в хуторе 67 дворов, 565 жителей, церковь, церковно-приходская школа, почтовое отделение. Есть мнение краеведа Виктора Горелова, что название селу дано по имени жившего в этом месте нивха – нивх Чурка. А мне встретились в словарях слова: ЧУРУКЕ, что означает - тишина, ЧИРИТ, что означает – мёд, и ЧУКИ, что означает помост для костей медведя. Горы, известные нам, как Чурки, и в настоящем времени необитаемы, а уж в XIX в. и подавно здесь стояла тишина, у лесных обитателей был полный покой. Чурки богаты медоносами, а где мёд, там медведь. И из рассказов старожилов известно, что медведи в этих местах частные гости. У народностей Амура Есть много ритуалов, посвященных этому зверю. Даже охота на медведя и поедание мяса имеет определенный порядок и количество дней для охоты и для употребления мяса животного. Когда от медвежьей туши остаются только череп и кости, их собирают и укладывают на прутики, вроде колыбели, а саму «колыбель» подвешивают на дерево. Вот это действие – собирание костей медведя и «колыбель» или помост для костей и черепа называют одинаково – ЧУКИ. Думаю, что слова ЧУРУКЕ – тишина, ЧИРИТ - мёд, ЧУКИ – помост для медведя произносились местным населением и стали известны русским поселенцам. А при употреблении этих слов произошла их трансформация, и слова ЧУРУКИ, и ЧИРИТ, и ЧУКИ, обозначают одно и то же место – горный хребет, где стоит тишина, много мёда и есть места с помостами для костей медведя: ЧУРКИ. Что касается имени нивха, возможно жившего в этих местах, как говорит краевед Виктор Горелов, так ведь и имя нивха могло обозначать место проживания. Поселившись рядом с хребтом Чурки, селению дали тоже название.      
     Станица Воскресеновская основана в 1858 г., названа в честь Воскресения Господня, возможно заселение совпало с днём религиозного праздника, пришедшегося на 4 апреля (по новому стилю). К 1916 г. в селе 36 домов, 517 жителей, церковь во имя св.пророка Ильи, хлебозапасный магазин, церковно-приходская школа, в которой с 1911  по 1915 гг.  заведующим священником был о.Филипп Артемьевич Ушаков, учителем Ираида Филипповна Ушакова, законоучителем и учителем была Мария Васильевна Головина. Казак Воскресеновки Носков Андрей Дорофеевич был участником Первой Мировой войны, служил во втором Амурском казачьем полку.
поселок Вознесенский – основан в 1858 г. в честь Вознесения Господня, в 26 верстах от поселка Головинского, и в полутора верстах от главного русла Амура. Вознесение Господне в 1858 приходилось на 13 мая. Возле деревни было довольно длинное озеро, которое в сухое лето высыхало почти все, и в нём заводились черви, но когда Амур был полон, то в озере появлялась вода, которую казаки употребляли в пищу, так как родников по близости не было. Дома большей частью были сделаны из леса, приплавленного с Шилки. К домам приделаны даже крылечки. Первых поселенцев, как и дежневских, сначала выселили на остров, за узкой, но глубокой протокой. Остров оказался узким, хотя и длинным, без удобных для пахоты мест, потому выбрали новое место. В 1870 г. состоял из 37 дворов, 252 жителей. После наводнения 1872 г. жители этого поселка переселились в другие места.
     Хутор Надеждинский – образован в 1903 г. По данным 1916 г. в поселке 38 дворов, 432 жителя, церковь, хлебозапасный магазин, церковно-приходская школа, заведующим священником в которой были священники А. Кадей и Иван Иванович Колотовкин, учителем Александра Антоновна Островитянинова.
     Жители Надеждинского: Устинов Дмитрий Васильевич, Акулов Артемий Сергеевич, Лапшин Никита Андреевич, Тихоньких Василий Иванович были участниками Первой мировой войны, воевали во втором Амурском казачьем полку.
     Поселок Забеловский – основан в 1859 г. Назван по фамилии есаула Забайкальского казачьего войска Доминика Забелло, командовал 2-й казачьей ротой пешего полубатальона Забайкальского казачьего войска в период Крымской войны на Дальнем Востоке, умер во время возвращения казаков с низовьев Амура в Нерчинск, захоронен на о.Забелловском напротив устья Сунгари. В 1870 г. поселок состоял из 20 дворов с населением 129 жителей. После наводнения 1872 г. некоторые переселились в другие места, в том числе образовав одноименный выселок. На 1 января 1891 г. в выселке числилось: 9 дворов, 61 житель, почтовая станция, к 1916 г. 11 дворов, 198 жителей, церковь.
     На март-апрель 1909 года в списке домохозяев: Гаврилов Онисим Дмитриевич, Гаврилов Андрей Маркович, Гаврилов Спиридон Андреевич, Гаврилова Мария Петровна, Шипунов Алексей Мокеевич, Никифоров Пётр Дементьевич, Никифоров Иван Григорьевич, Никифоров Михаил Григорьевич, Васильев Алексей Васильевич, Васильев Николай Фёдорович.
     Казак выселка Забелловского Шипунов Иван Георгиевич принимал участие в Первой мировой войне в составе Лейб-гвардейского Сводного Казачьего полка в звании вахмистра лейб-гвардии.
     Станица Луговая – основана в 1858 г. К 1870 было 19 дворов, 144 жителя, но после наводнения 1872 г. многие переселились в другие места, в том числе, образовав одноименный выселок Луговской, к январю 1891 г. в выселке 9 дворов, 82 жителя, запасный магазин, телеграфная и почтовая станции. На март-апрель 1909 года среди домохозяев: семьи Каменщиковых -  Степана Вонифатьевича, Гавриила Вонифатьевича, Тараса Вонифатьевича,; Носковых - Кирилла Ивановича, Степана Ивановича; Кузнецовых - Павла Матвеевича и Дмитрия Матвеевича, Кузнецова Степана Устиновича, Кузнецова Николая Хрисантьевича, Лобановых – Емельяна Степановича, Михаила Степановича, Кудряшова Василия Карповича, Подойницына Тимофея Васильевича, Каменщикова Дмитрия Евсеевича.
По данным 1916 г. в выселке 15 дворов, 206 жителей, церковь, хлебозапасный магазин, церковно-приходская школа, учителем в которой был Александр Наумов.
     Хочу обратить внимание исследователей: читая информацию в открытых источниках, мы получаем ее в том виде, как окружающая действительность представлена лицом, подавшем эту информацию. Вот, например, станица Верхне-Спасская – образована в 1858 г. на левом берегу Амура близ Хабаровки и в 7 верстах ниже Забелловского выселка. Обратили внимание на статус селения Забелловского – выселок? Эта информация содержится в словаре Кириллова, составлявшем описание населенных мест в 1891 г., и к этому времени селение Забелловское уже не было тем самым селением, появившемся в 1858. В 1891 г. это был уже выселок. Но читая буквально: станица Верхне-Спасская устроена в 1858 в 7 верстах ниже Забелловского выселка, многие воспринимают, что Забелловский изначально был выселком, либо понимают так, что в семи верстах именно от этого выселка устраивалась Верхне-Спасская. А меж тем, правильная подача информации позволяет определить географическое место обоих населенных пунктов, и напечатанное в Словаре Кириллова нужно понять так: выселок Забелловский был устроен в 7 верстах выше Верхне-Спасской. 
     Станица располагалась между устьями Уссури и Амура. Место называли безутешным. И в этом селении казачки тоже делали кирпичи, но в связи с недостатком глины из ста кирпичей качественными получались только 30. Жалованья казакам не платили. Хлеб на семена подвозили поздно, но сеять негде, везде песок, и есть нечего кроме этих семян. Казаки дошли, до того, что ели дубовые желуди, а зимой 1860 всё носильное платье выменяли за крупу-буду гольдам, одеваться приходилось буквально в мешковину. Это была, наверное, самая нищая станица Михайло-Семеновского станичного округа. В 1870 г. Верхне-Спасская состояла из 5 дворов с населением 27 жителей. После наводнения 1872 г. жители выселились в другие места. Не менее плачевное положение дел было и в станице  Нижне-Спасской – образована она была в том же в 1858 г. за протоком Амура, на 20 верст ниже Верхне-Спасского, в 1870 г. состояла из 17 дворов и 91 жителя. После наводнения 1872 г. жители расселились в другие места, на месте станицы оставалась только почтовая станция. В приказах по Восточной Сибири 1861 г. указана станица Спасская, как почтовая станция. Вероятнее всего это Нижне-Спасская.
     Станица Новгородская – последнее казачье селение на левом берегу Амура, в 16 верстах выше Хабаровки, основана в 1858 г., но вследствие малопригодности назначенной для поселения местности, казаки вскоре выселились в другие места, в станице находилась только почтовая станция.


Рецензии