Сусанна
«Вот надо было перед твоим носом дверью хлопнуть», — недовольно буркнула она, но потом смягчилась. — «У вас СВ, молодой человек...» — бровь её взметнулась, словно крыло сороки. — «Кучеряво живешь!»
— «Командировочный», — неубедительно брякнул Антон.
Билет этот попал к нему по ошибке. Случайность ли — или игра с обратным отсчётом?
В купе армянка раскладывала на столике еду, будто расстилала восточный ковёр. Возраст её струился складками шёлка на бёдрах — не линейная хронология, а спираль, закрученная в забытый календарь.
«Эх...» — подумал Антон с глупостью, присущей молодости, не понимая ещё, что зрелость подобна вину в глиняном кувшине: чем больше выдержка, тем богаче вкус.
Сусанна. Имя потонуло в густом аромате пряных духов. Ркацители лилось в чайные стаканы, оставляя янтарные дорожки. — Выпьем за то, что не случится, — загадочно произнесла она.
Они говорили ни о чём и обо всём сразу.
При этом о себе она распространялась весьма скупо, лишь обрывочно про раннее детство, туманный двор, голос няни, зовущий сквозь сон. Зато вопросы её, осторожные и ненасытные, вились вокруг Антона, как дым: родители, братья, сёстры...
«А женщины?» — спросила вдруг, будто примеряла роль сводницы в некой будущей пьесе.
«Брюнетки, — непроизвольно выпалил Антон, — с внушительным телом, словно высеченным из ночи». Прикрыв лестью ту щемящую нежность, что манила его в хрупких, в полупрозрачных. Впрочем, как говаривал сосед Антона по коммуналке Хаим Моисеевич, предпочтения — они как трамвайный билет: сегодня пробило на брюнетку, завтра — на блондинку, главное — чтобы контролёр не прицепился.
Потом случайные попутчики переключились на тбилисские дворики, где виноградные лозы, словно усталые пальцы старика, плели над головами зашифрованные послания ушедших поколений; вспоминали, как пахнет мокрая земля после первого майского ливня. Говорили тихо, обрывисто, будто боялись спугнуть мимолётные откровения, что кружились меж ними.
Вино убывало, а её смех, напротив, прибавлял в объёме — будто пересаживался к Антону на колени.
А за окном уже разливалась ночь — чернильная, бездонная, лижущая стекла вагонов мокрым языком тьмы. За перегородкой вдруг запели. Сперва сдавленно, словно стесняясь собственной тоски, потом всё громче, выворачивая душу наизнанку:
— Сулико...
Голоса срывались на фальцет, цеплялись за полутона, и в этой грусти было что-то от хриплых вскриков чаек.
Мосты пролетали под ними — стальные артерии, сшивающие берега незнакомых рек. Где-то внизу текла Кура, а собеседники словно плыли меж прошлым и будущим.
Рука Антона неизбежно скользнула по бедру Сусанны. Пространство свернулось в тугой узел, купе стало замкнутой вселенной с единственным законом — касанием. Шёлк платья зашелестел, словно осенние листья. Тело её — география зрелости: бёдра, как холмы у подножия Арагаца; груди — тяжёлые, щедрые, будто инжир, лопнувший от сентябрьского солнца.
Они не целовались — пили друг друга, как из ритуальных чаш. Губы Сусанны, влажные от вина, отдавали горечью гранатовых корок и сладостью джавахетского изюма, спрятанного в кувшине на зиму.
Её живот вздымался с отчаянной нежностью сорокапятилетней женщины, знающей: осень уже вломилась в сад, но последние плоды — самые налитые.
Когда свет фонаря с разъезда ворвался в купе, Антон увидел её лицо, похожее на фреску в заброшенной церкви. Даже блеск золотых коронок не нарушал святости лика.
Утром проводница, чего только не повидавшая на своём веку, предлагая чай, хитро щурилась: Да в курсе я ваших ночных тайн...
Они же полдня притворялись спящими, но уже знали: следующая ночь повторится, как повторяется сон, который не хочется толковать.
На перроне Павелецкого толпились встречающие. Пассажиры тащили корзины с абрикосами, банки ткемали, чемоданы, набитые Мукузани и Саперави.
Сусанну ждал грузный обшарпанный мужчина.
— Купил! — первое, что он выдохнул ей. — Масти слоновой кости. Мечта! С оленем на капоте. Через неделю повезёт нас домой!
— Четыре дня трястись по разбитым дорогам? Нет уж, Гагик, я лучше на поезде! И в Москве подольше задержусь.
— С кем ехала? — спросил он, и ревность зазвенела в его голосе, как бубенчик на шее быка.
— С женщиной из Таганрога, — солгала она с лёгкостью Шахерезады, рассказывающей тысяча вторую ночь.
И обернулась к Антону всем телом, как танцовщица, замирающая в финале Узундары.
Потом она растворилась в утренней дымке, будто её и не было — только сизый дым паровоза, застывший в воздухе вопросительным знаком.
Ну почему Антон тогда не оставил ей свой телефон…
А в памяти — через годы, через пыль времён — всплыло, как мелодия из разбитого патефона:
Мы распивали Ркацители,
и вкусно чем-то там хрустели
под разговоры тех, советских,
незлозапамятных времён.
Про «просто так» и всё такое.
В купе нас было только двое.
Была мила моя соседка
и ощутимо из сластён.
Ярка, тбилисская армянка.
В окне мелькали полустанки,
как на картине Левитана,
где вовсе не было людей,
да ведь живут такие люди!
И в ожидании прелюдий
пьянели чайные стаканы,
и становилась всё милей
моя попутчица и ближе,
а ночь уже вагоны лижет...
За стенкой шумные южане
запели грустно «Сулико».
Казалось, мы нерасторжимы,
неслись мосты куда-то мимо,
текло Курою Мукузани,
и ехать было далеко.
Свидетельство о публикации №225061401101