Крепь

КРЕПЬ

В рассказе о ткацком станке "красна" я упомянул поселян-крепаков. И получил вопрос: а кто они такие? Мы знаем, что в нашей местности было много крепостных крестьян, были государственные и обельные. Это понятно.
А кто такое крепаки?
Это интересная история, завязка которой случилась еще в 18-м веке. Тогда шла екатерининская административная реформа, и уездный город Верхососенск утратил статус, став заштатным городом Бирючеснкого уезда.
Перестройка административных органов требовала пересмотра поземельных отношений. Уезд был билингвичен - то есть двуязычен, и уклад жизни великороссов и малороссов разительно отличался. Ореал расселения украинцев приходился на уездные земли южнее Тихой Сосны, русские крестьяне жили в селах севернее реки. Хотя были и смешенные земли. Например, на русской стороне находились малороссийские села Мало-Алексеевка, Марьевка, Солдатка, Уточка, Но тут не было воли самих крестьян - сюда их насильственно из слободы Алексесвка перевел владелец земли граф Боис Шереметьев.
Замечу, что в уезде имели свои поместья носители самых громких фамилий того времени. Трубецкие, Шидловские, Шепеметевы, Юсуповы. Здесь императрица Екатерина щедро одаривала их за службу угодьями и крепострыми.
Надо помнить, что к тому времени Белгородская засечная черта утратила военное значение, а империя ушла далеко в Дикое поле.Целый пласт служилых людей приграничья оказался без дела. И тогда императрица отдала им земли бывшего порубежья. Она разделила недавних солдат на дворян, однодворцев и государственных крестья. То есть , все великорусское население по Тихой Сосне оставалось лично свободным. Бывшие нофицеры-дворяне и однодворцы получили отельные пожизненные наделы, государственные крестьне вошли в сельские общины.
Но, как мы помним, было еще и многочисленное малороссийское население. Оно изначально не было привязано к русской пограничной службе а являлось лишь пришлым миграционным контингентом. По сути малороссияне вокруг Бирюча оказались в надежде спастить от пожаров бушующей Украины. И когда секретарь Екатерины, Александр Храповицкий принес ей на подпись Указ о даровании земель Слободской Украины их же жителям, вкупе с малроссами, Екатерина подняла бровь : "А этим-то за что?",
И вообще всю Малороссию перевела в крепостное положение. Вот так наши земляки-украинцы оказались собственностью носителей тех самых высоких фамилий.
А где же наши крепаки?
Сейчас расскажу. А пока несколько абзацев о судьбах наших великороссов.
Так вот. Государственные крестьяне лишь на бумаге значились лично свободными. На деле - они с головой принадлежали сельской общине. А община - это такой колхоз 17 - 19 -го веков. Все земли в общине принадлежали ей. Община из своих угодий наделяла полосками крестьянские семьи. Община собирала налоги и сама платила их. Община разрешала уход на заработки, имела школы и больницы, ведала рекрутским набором. Община отвечала за безопасность. Когда на землях общины происходило убийство - община обязана была сама найти и выдать преступника.Или хаплатить штраф. Община была строго структурирована, в полийеском смысле она делилась на десятидворки.и сотни дворов, где верховодили выборные десятски и сотские. Управлял общиной земский выборный - на два года - волостной старшина, который подчинялся только общине, и сместить его мог лишь губернатор или Министр внутренних дел.
Замечу, что крепостническое землевладение отличалось от общинного лишь тем, что в крепостном населенном пункте функции общины выполнял помещик. После реформы 1861 года бывшие крепостное и  общинное землевладения были приведены к единому образцу.
Но вернёмся к крепакам.
После утраты военного значения город Верхососенск стал волостным центром и расслоился на дворян - (Васильчиковы, Дитятковы, Пересыпкины) . - однодворцев (72 фамилии) ,и государссвенных крестьян ( 4 600 душ. Души считались только мужские). И эти крестьяне образовали новую общину.
А общине полагается земля. Вот лежащие вокруг бывшего города угодья и стали основным зерновым клином Верхососенской волости.
И все бы ничего, но земли соседней, крепостной малороссиской , Веселовской волости, принадлежали княжескому роду Юсуповых. Причем вышло так, что великорусское село Красное. Верхсосенской общины, оказалось в окружении княжеских угодий ,
Началась споры. Верхососенцы требовали от князя , как бы мы сейчас сказали - Сувалкский коридор, свободного единства с Красным. Того же требовали и красняне. Сотский краснян Осип Осипов ездил искать правды к губернатору.
Вместо правды в Красное вошли казаки. Они принялись пороть встречных-поперечных лично свободных подданных её Величества, как каких-нибудь инородцев. Осип Осипов с сыновьми закрылись в кузнице. Когда кузницу подожгли, сыновья выпрыгнули на штыки, а Осип Осипов застрелился из пищали. Впоследствии, описывая это событие для Министра внутренних дел, князь Николай Борисович Юсупов писал : "...посредством воинского приступа кузня сожжена, бунтовщики самострела взяты, самострел убил себя до смерти ...",
Верхоосенская община закипела. Горчие головы кричали "итить на Юсупа". В бывший город вошла полурота драгун.
Это могло кончиться очень плохо. Но все решилось мирно, почти по семейному. В волость пришла грамота из Петербурга о том, что "Красное село изымается из управления Верхососенской волостью и передается в волость Веселовскую на положениив владетельных крестьян графа Юсупова. Понеже сие не успокоит мiр, то такую участь распространим мы и на иные недовольные земли",
Вот так вольное великорусское Красное приравнялось к малороссийскому и стало крепостным. Оно одно такое на всю Слорбодскую Украину. Отныне и до сего дня всех жителей Красного зовут крепаками. Хотя сколько их там и осталось-то , крепаков? Висторобские да Елистратовы , Лазоревы да Митюшины, Светашовы да Самостреловы...
Раз, два - и обчёлся.


Рецензии