Имена и фотографии актрис начала XX века - 2
Продолжаю тему, начатую в предыдущей публикации на сайте «проза.ру» .
МАЛИНОВСКАЯ Вера Степановна (1900–1988).
Родилась в Киеве. В молодости занималась балетом, в кино дебютировала в 24-летнем возрасте в фильме «Всем на радость», где ее роль была эпизодической.
Популярность и всенародное признание принесла Малиновской роль в фильме «Коллежский регистратор» по повести Пушкина «Станционный смотритель» (1925).
В 1927 году она снялась вместе со звездой немого кино Мэри Пикфорд и актером Игорем Ильинским в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд».
В 1928 году германская кинокомпания «Emelka» предложила актрисе роль графини Валевской в фильме «Ватерлоо» Карла Грюне, в результате чего Малиновская покинула пределы СССР и стала «невозвращенкой».
Большую часть жизни провела в Германии и Италии. В 1930-х годах перестала сниматься.
В 1979 году Малиновская посетила СССР в качестве гостьи XI Московского международного кинофестиваля.
Умерла в Монако в 1988 году (официальное название — Княжество Монако — карликовое государство, ассоциированное с Францией, находящееся на юге Европы, на берегу Лигурийского моря).
Первый супруг актрисы— кадровый военный Лев Малиновский. Детей у пары не было.
Второй супруг — состоятельный промышленник.
В 60-х годах Малиновская овдовела и поселилась на вилле в Монако.
Кинокарьера Малиновской была яркой и непродолжительной, всего актриса снялась в одиннадцати фильмах и перестала сниматься с конца 1920-х.
НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ с участием Веры Малиновской:
«Медвежья свадьба» (1925) — Юлька;
«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) — Малиновская (камео);
«Человек из ресторана» (1927) — Наташа;
«Хромой барин» (1928) — Катенька;
«Ледяной дом» (1928) — Мариорица (главная роль);
«Ватерлоо» (1929) — графиня Валевская;
«Шенбруннский фаворит» (1929).
АННА СТЭН (настоящее имя — Анна Петровна Фесак) — советская и американская актриса украинского происхождения. Родилась 3 декабря 1908 года в Киеве.
В детстве занималась танцами, брала уроки игры на пианино, играла в любительском театре. На пятнадцатилетнюю актрису обратил внимание Станиславский и определил ее в Московскую киноакадемию.
В 1926 году Анна дебютировала в немом кино, получив небольшую роль стенографистки в фильме «Предатель». В 1927 году вышла замуж за режиссера Федора Оцепа.
В 1928 году в возрасте 20-ти лет актриса получила ведущие роли в фильмах «Земля в плену», «Мой сын» и «Белый орел».
В 1930 году Анна по линии Межрабпомфильма отправилась в Германию и снялась там в звуковом фильме «Бухгалтер Кремке». На родину актриса решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе.
В 1932 году на актрису обратил внимание продюсер Сэмюэл Голдвин и пригласил ее в Голливуд, куда она эмигрировала в 1933 году. Ее первая американская картина — «Нана» была снята в 1934 году по мотивам одноименного романа Эмиля Золя.
После драмы 1939 года «Экспресс изгнания» Анна Стэн стала сниматься очень редко и преимущественно на вторых ролях.
1943 год стал ее последним продуктивным периодом: вышло сразу три фильма на военную тематику («Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «Три русские девушки»), где она сыграла главные роли.
Последними работами актрисы стала военная драма 1962 года «Монахиня и сержант» и сериал 1964 года «Арест и суд».
Умерла Анна Стэн 12 ноября 1993 года в Нью-Йорке от сердечного приступа в возрасте 84 года.
Покинула СССР она почти одновременно с Верой Малиновской, предпочитая не быть советской кинозвездой.
СПИСОК 20-ти фильмов, в которых участвовала Анна Стэн.
«Золотой клюв» (1929) — Варенька;
«Белый орел» (1928) — гувернантка;
«Мой сын» (1928) — Ольга Сурина;
«Земля в плену» (1927) — Мария;
«Девушка с коробкой» (1927) — Наташа Коростелева;
«Мисс Менд» (1926) — стенографистка;
«Предатель» (1926) — проститутка;
«Убийца Дмитрий Карамазов» (1931) — Грушенька;
«Братья Карамазовы» (1931) — Грушенька; «Бомбы над Монте-Карло» (1931) — Иола;
«Бухгалтер Кремке» (1930) — дочь Кремке;
«Торговцы славой» (1929) — Ивони;
«Четники» (1943) — Любица Михаилович;
«Три русские девушки» (1943) — Наташа;
«Они пришли разрушить Америку» (1943) — фрау Рейтер;
«Так кончается наша ночь» (1941) — Лило;
«Мужчина, за которым я замужем» (1940) — Фрида;
«Экспресс изгнания» (1939) — Надин Николас;
«Одинокая женщина» (1936) — Мария;
«Брачная ночь» (1935) — Маня Новак;
«Мы снова живы» (1934) — Катюша Маслова;
«Нана» (1934) — Нана;
«Монахиня и сержант» (1962) — Монахиня.
ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА (1902–1975).
На сайте http://www.lubov-orlova.ru/bio/detstvo.html, посвященном актрисе Любовь Петровне Орловой, приведена подробная информация о ее родословной.
Родилась она 29 января 1902 года в Звенигороде, небольшом городке под Москвой с населением около 17 тыс. человек (в настоящее же время оно превышает 34 тыс. человек). Ее родители были из дворянского сословия.
Отец, Петр Федорович Орлов (1867-1938), принадлежал к дворянству Полтавской губернии, и его имя было внесено в третью часть родословной книги, в которой указывалось дворянство, выслуженное по гражданскому чину или ордену. Он служил по военному ведомству, имел высокие царские награды. Принадлежал к дворянству Полтавской губернии, служил в военном ведомстве. В годы Первой мировой войны был призван в армию в чине коллежского советника, где был контролером 29-го армейского корпуса.
Мать, Евгения Николаевна Сухотина (1878–1945), также происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса доводилась внучкой начальнику Николаевской академии Генерального штаба (1898–1901), генералу от кавалерии Николаю Николаевичу Сухотину (1847–1918) и правнучкой герою Крымской войны генерал-лейтенанту Николаю Николаевичу Сухотину (1816–1879).
По материнской же линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым.
С детства она проявляла артистические способности, при этом в одном из домашних спектаклей девочку увидел Федор Шаляпин, который высоко оценил ее игру и посоветовал родителям отдать дочь в театральную студию.
В 1921 году Любовь поступила в Московскую консерваторию на класс фортепиано, однако в 1922 году из-за трудного финансового положения была вынуждена бросить учебу.
С 1922 по 1925 год Орлова училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно посещая курсы актерского мастерства.
В 1926 году Любовь Орлова была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В.И. Немировича-Данченко и в этом же году вступила в брак с Андреем Гаспаровичем Берзиным (1893–1951), заместителем начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия, завершившийся в 1930 году.
Относительно чувств Любови Орловой к мужу биографы спорят. Одни считают, что чиновник был главной любовью в жизни актрисы, и она не могла забыть его до конца дней. Другие полагают, что Орлова заключила выгодный брак, так как ее семья бедствовала, и после свадьбы Берзин содержал ее и всех родственников.
Брак с Берзиным был скоротечным и несчастливым. Отношения пары со стороны мало походили на союз по-настоящему любящих людей: Орлова пропадала на репетициях, а Берзин по долгу работы приходил домой глубоко за полночь.
В 1930 году Андрея Берзина заключили под стражу из-за связей с оппозиционной партией. В тот же день Орлова покинула дом Берзина и вернулась к родителям. Связь с мужем оборвалась, т.к. попытка отправиться вслед за ним могла скомпрометировать ее.
В 1932 году артистка блестяще исполнила роль в оперетте Жака Оффенбаха «Перикола», после чего ее перевели из хора в солистки.
А в 1933 году художник П. Вильямс посоветовал начинающему режиссеру Г.В. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова, и он вскоре предложил ей роль Анюты в картине «Веселые ребята». На съемках у Григория Александрова и молодой актрисы начался роман, а после окончания работы они поженились.
Работая в 1935 – 1945 годах на киностудии «Мосфильм», Любовь Орлова получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга. Среди них «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947) и другие кинофильмы.
Во время Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. За это она была удостоена лютой ненависти фашистов и их пособников с оккупированных территорий.
Однажды в отместку Орловой вручили букет роз с отравленными шипами, после чего она заболела, и у нее началось заражение крови. Артистку спасло только вмешательство Сталина, поднявшего на ноги не только советских, но и зарубежных медиков.
После Великой Отечественной войны Любовь Орлова вернулась в кино и много снималась. В 1947 году вышла музыкальная комедия «Весна», в которой она снова сыграла влюбленную девушку, хотя на тот момент ей было уже 44 года. Премьеру комедии посмотрели 18 миллионов советских зрителей; картина вышла в прокат также за рубежом.
Ее отправили на первый послевоенный Венецианский кинофестиваль, где лента завоевала призы за лучший сценарий и лучшую актрису. Эту награду Орлова разделила с Ингрид Бергман.
В 1952 году на экраны вышла кинокартина Г. Александрова «Композитор Глинка», в которой Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну.
После «Весны» Любовь Орлова стала актрисой Государственного академического театра имени Моссовета, в котором она служила с 1947 по 1975 год, однако за 28 лет выступила всего в 6 спектаклях. Параллельно была певицей «Гастрольбюро». На съемки в кино, актрису уже почти не приглашали.
В 1950 году Любовь Орлова стала первой женщиной, получившей звание Народной артистки СССР исключительно за свои кинематографические работы. После этого она переключилась на участие в театральных постановках труппы Юрия Завадского.
С 1928 года и до самой своей смерти она постоянно гастролировала в качестве певицы со своим пианистом Львом Мироновым
В 1974 году был снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира», который не был выпущен в прокат, был раскритикован кинематографическим начальством и положен на полку. Показан по телевидению лишь в 1996 году.
Любовь Петровна Орлова умерла 26 января 1975 года в возрасте 72 лет. Причиной смерти был назван рак поджелудочной железы. Похоронена она на Новодевичьем кладбище в Москве, участок №3.
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина (1939), юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940), Сталинская премия первой степени за фильмы «Цирк» и «Волга — Волга» (1941) и другие.
НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ актрисы Любовь Орловой по годам:
«Веселые ребята» (1934) — Анюта, домашняя работница;
«Петербургская ночь» (1934) — Грушенька;
«Любовь Алены» (1934) — Эллен Гертвуд;
«Цирк» (1936) — Марион Диксон;
«Волга-Волга» (1938) — Дуня Петрова (Стрелка);
«Наш цирк» (1937) — Марион Диксон;
«Ошибка инженера Кочина» (1939) — Ксения Лебедева;
«Светлый путь» (1940) — Татьяна Ивановна (Таня) Морозова;
«Дело Артамоновых» (1941) — Паула Менотти;
«Боевой киносборник №4» (1941) — Дуня Петрова (ведущая сборника);
«Одна семья» (1943) — Катя Андриевская;
«Весна» (1947) — ученая Никитина, артистка Шатрова;
«Встреча на Эльбе» (1949) — журналистка Джанет Шервуд;
«Русский сувенир» (1960) — Варвара Комарова;
«Композитор Глинка» (1952) — Людмила Ивановна Глинка.
«Скворец и Лира» (1974) — Лира.
ЗНАЧИМЫЕ РОЛИ Любовь Орловой в Театре имени Моссовета:
Лидия в спектакле «Сомов и другие» по пьесе М. Горького (1953);
Лиззи в «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха» (1955);
Нора в «Норе» (русская экранизация «Кукольного домика» Г. Ибсена) (1958);
Патрик Кэмпбэлл в «Милом лжеце» Дж. Килти (1963);
Этель Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1972).
Все созданные Орловой в театре образы отличались яркостью и полнотой жизненных красок, исторической достоверностью, высоким мастерством перевоплощения.
Изучая списки работ Любовь Орловой, можно видеть, что ее отнесение к актрисам начала ХХ века в названии публикации мною является условным, т.к. ряд своих ролей актриса сыграла уже в середине 1900-х годов.
ПРИМЕЧАНИЯ – публикации о Любовь Орловой на сайте «проза.ру»:
1. Константин Рыжов. Любовь Орлова. 2009 г.
2. Николай Сачков. Великая киноактриса Любовь Орлова. 2017 г.
3. Таня Карацуба Сеид-Бурхан. Любовь Орлова. Тайная жизнь – видео. 2017 г.
4. Сергей Хазов. Любовь Орлова-принцесса сталинского кинематографа. 2022 г.
14.06.2025.
Свидетельство о публикации №225061400137