Притча о бутондамурах и посягающих на них лицах

     ПРИТЧА О БУТОНДАМУРАХ И ПОСЯГАЮЩИХ НА НИХ ЛИЦАХ

   Весна в этом году выдалась спорая. Вот-вот на реке тронется лед. Солнышко делает свое дело: погожими днями оно не только светит, но и греет, оголяя бурые земляные холмы и подтачивая песчаную береговую линию.
   Сегодня выходной. Деревенская детвора, свободная от повседневных забот и хлопот, потянулась на берег реки. К смотровой площадке, что колхозники лет пятьдесят назад наспех соорудили на крутом берегу родненькой к важному юбилею, потянулись праздношатающиеся граждане. В основном представлены они, по общему правилу, детишками и сельской интеллигенцией, иногда – дачниками. Правда, последних мало – еще не сезон.
   Одним из первых на видное из любой точки деревни место по череде деревянных ступеней, неоднократно латаных-перелатаных, взошел Митрич – личность активная, деятельная, широко известная в округе. Старшее поколение его застало еще учителем истории, а те, кто помладше – фермером. Правда, последние годы он отошел от сельскохозяйственных дел, занялся на старости лет развитием местного народного промысла. Но потянула его с утра на берег реки не тяга к вдохновению, кое некоторые специально приезжают искать в наши места, а внуки, с раннего утра резвящиеся на берегу реки. Присмотр – дело такое…
   На обветшалой, покрытой мхом площадке к этому времени уже прохлаждалась пара приезжих, судя по всему – новеньких. Мне, по крайней мере, их физиономии, в отличие от того же Митрича, ни о чем не говорили.
   - Какие люди?! Поди Иваныч прибыл на заслуженный отдых собственной персоной! Деятелям от науки физкульт-привет! – четко поставленным голосом пробасил Митрич и протянул ладонь для рукопожатия стоящему слева от него мужчине.
   - Доброго здоровьица… – сухо ответил мужчина средних лет и трясущейся рукой попытался обхватить крепкую руку Митрича.
   Собеседник тотчас же представил нашему активисту стоящего рядом человека:
   - Знакомьтесь! Мой давний коллега, педагог с большим стажем, без пяти минут доктор психологических наук, Роман Романович…
   - Гостям мы завсегда рады! Что-то вы рановато к нам в этом сезоне пожаловали, обычно дачники к лету съезжаются. В отпуск или по делам? – решил Митрич проведать обстановку.
   - Всего на несколько дней выбрались из города. Нужно сформулировать итоговые положения по диссертации Роман Романыча. В городской суматохе не остается ни на что времени, а здесь, за чашкой чая, в тишине… – промямлил Иваныч.
   - Нам так не жить… Разве что на охоту или на рыбалку от вечно ворчливой тетки сбежать? – Над чем, Роман Романович, работаете, если не государственный секрет? – поинтересовался Митрич.
   - Наука есть такая, психологией именуется. Мой коллега занимается возрастными кризисами и объяснением их причин. – попытался пояснить Иваныч.
   - Понял, не дурак! Какой именно возраст интересует Романа Романовича? – задал уточняющий вопрос Митрич.
   - Бутондамуры... Именно в юношеском возрасте происходит формирование индивидуальности, самосознания и других характеристик индивида. Добавьте к этому физиологические изменения, например, те же юношеские прыщи… – наукообразно ответил приятель Иваныча.
   - Старые французские словечки обретают новую жизнь! Заинтриговали. И как же это мы раньше со всем справлялись? Или у нас есть проблемы? – язвительно спросил вездесущий пенсионер с активной жизненной позицией.
   - Да все у нас не так! Современные родители никакого опыта житейского не имеют! И некогда им заниматься воспитанием подрастающего поколения! Работа и еще раз работа… – с полоборота, будто молодой трактор, соскучившийся по пашне, взревел Роман Романович.
   - Согласен. У родителей дел невпроворот. А на что тогда деды? А наши бабушки? Они и накормят, и напоят, и присмотрят, и с уроками помогут… – поддержал собеседника Митрич.
   - Большинство современных зарубежных исследователей пишут о том, что роль старшего поколения в воспитании детей сильно преувеличена. Некоторым опасно доверять детей даже на короткое время! – продолжил ценную мысль без пяти минут доктор наук.
   - Здесь я с вами несогласный! У них не по-нашенски жизнь поставлена, так к чему копировать их повадки? Вдруг некоторые окажутся для нашей суровой местности вредными?! Кошку с собакой не сравнишь, хоть они вместе под одной хозяйской крышей живут. Или курицу, или гуся с уткой… Эти также в одном сарае ютятся, с одной лохани едят-пьют, а разница меж ними огромна. 
   - Так принято в науке. Психология и все, что с ней связано, пришло к нам с Запада. Они для нас непререкаемые авторитеты… – попытался внести уточнения Иваныч.
   - Думаю, что со своими и вести себя по-нашенски следует. Если по-заморски кто начнет – ведь не поймут люди, а особо резвые и резкие могут случаем и морду набить! У нас так… А как же великие педагоги: Ушинский, Макаренко? Обходились же они без подсказок извне, без ныне модных психологов...
   - Тогда были совсем другие времена… Прошлые поколения – не чета нынешней молодежи. Открытость, саморефлексия, толерантность... Что-нибудь об этом слышали? – поинтересовался вновь прибывший в деревню дачник.
   - Мультикультурализм плохо совместим с идеями Константина Дмитриевича Ушинского о народности воспитания, о взаимоуважении, о патриотизме. Но чем же психологам не угодил Антон Семенович Макаренко?! – возмутился Митрич.
   - Знакомы с трудами отечественных педагогов?! – удивился Роман Романович.
   - Немного интересовался при старом режиме. – пояснил бывший советский учитель истории.
   - Макаренко был признан одним из четырех педагогов, определивших развитие всей педагогики в XX веке. Однако на дворе XXI век – наступило время психологии. Скоро в каждой школе будет психолог, а через десять-пятнадцать лет за каждой семьей будет закреплен личный психолог. По крайней мере, такие прогнозы дают ученые. – внес очередные пояснения Иваныч.
   - Помнится мне выражение одного профессора… Как его звали уже не скажу, а мысль его помню со студенческой скамьи: «Отдай образование скрытому врагу и через поколение ты не узнаешь свою страну!» – попытался воспроизвести важное, на его взгляд, высказывание, раздосадованный Митрич.
   - Не преувеличивайте! Мир не черно-белый, он цветной. – в очередной раз напомнил о себе таким образом Роман Романович.
   - Я человек простой, спорить с учеными мужами не буду, но не нравится мне эта затея с вездесущими психологами. Не исключаю, что участвовать в воспитании тамошних бутондамуров должны психологи, а с нашими доморощенными прыщами мы как-нибудь сами разберемся. – Мне пора бежать к лодочной станции за багром! Пацаны с соседскими девчатами, будь они неладны, все же поперлись на весенний лед! Загоню мальчуганов домой, накажу! – крикнул Митрич и помчался к реке.
   Горожане переглянулись друг на друга, достали сигарки и принялись портить свежий весенний воздух, посматривая то на Митрича, уже бегущего с багром к речному берегу, то на детвору, катающуюся по гладкому опасному льду.    
   - Если что случится, эти на помощь не побегут… – подумал я и, на всякий случай, пошел вслед за Митричем вниз по извилистой песчаной дорожке, ведущей к пробуждающейся от зимнего сна реке.
               
                Июнь, 2025
 


Рецензии