033 П. Лесгафт 1837-1909 гг

Петр Францевич Лесгафт —был одним из основоположников лечебной физкультуры, школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. Выступал за развитие народного образования в России, внес значительный вклад в организацию женского образования

П. Ф. Лесгафт родился 8 сентября 1837 года в семье ювелира, обрусевшего немца Иоганна Лесгафта. В подростковом возрасте Петр был отдан на работу в аптеку, где он растирал порошки, сушил травы. Отец считал, что самое главное- это приучить своих детей к труду. А образование им давать не обязательно. Но через некоторое время Петру надоела монотонная работа аптекаря. И потому он принял тяжелое для подростка решение – пошел наперекор отцу и ушел из аптеки.

Отец был крайне недоволен этим поступком, ругал сына. А когда понял, что переубедить его не удастся, просто махнул рукой со словами: «Делай, что хочешь!». Это было трудное время, поддержки от отца теперь ожидать не приходилось. Но старший брат Александр помог Петру и помог ему поступить в гимназию. Петр закончил  гимназию с серебряной медалью и поступил в Медико-Хирургическую Академию.

Его любимым предметом стала анатомия, в которой он в свободное время практиковался, вскрывая трупы людей и животных. Его заинтересованность заметил профессор анатомии  Венцеслав Грубер. Он был известен как создатель богатейшего в России анатомического музея. Грубер был строг в требованиях и мог спокойно оставить студента на второй год. Но к Лесгафту он благоволил и  назначил его своим помощником.

Петр Лесгафт еще был студентом, когда  Грубер доверил ему ассистировать при бальзамировании тела императрицы Александры Федоровны, жены Николая I и матери Александра II. За хорошо выполненную работу 23-летний Лесгафт получил вознаграждение в размере 300 рублей.

В 1865 году П.Ф. Лесгафт  получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных». А через три года  В. Грубер рекомендовал любимого ученика на  должность экстраординарного профессора кафедры физиологической анатомии Казанского университета.

Поначалу лектор из Лесгафта был неважный. Но он сумел взять себя в руки и освоил ораторское искусство. На следующих лекциях он так хорошо сочетал энергичность выступления со знанием предмета, что студенты одаривали его овациями. Теперь он читал свои лекции не только в будние, но и в праздничные дни, и зал был всегда полон. Лесгафт восхищал своих коллег трудолюбием.

Лесгафт требовал от своих учеников того, чтобы они постигали свой предмет не по книгам, а на практике. Он считал, что студент, зазубривающий учебный материал, имеет хорошую память, но не умеет рассуждать и выдвигать идеи.  Потому сдавать ему экзамены и зачеты было нелегко, студенты пересдавали их по многу раз.  По характеру Петр Францевич был аскетом, к внешнему виду студентов относился придирчиво и строго, высмеивая их за яркие украшения и помаду. Человек, по мнению Лесгафта, должен был выделяться знаниями, а не внешними атрибутами. При этом Лесгафт боролся за женское образование, хотел чтобы они могли работать врачами. 1870 году он добился того, чтобы ученица повивального класса Евгения Мужскова стала первой женщиной-прозектором в России.

И действовать Лесгафту приходилось  при сопротивлении консервативной партии, составлявшей большинство совета Казанского университета. Эту партию поддерживал попечитель учебного округа, и старые профессора принимали решения, которые шли вразрез со взглядами Лесгафта. Он не стал мириться с этим и решил вынести проблемы на всеобщее обозрение .  В 1871 году он написал статью в «Петербургских Ведомостях» под названием: «Что творится в Казанском университете». Разразился скандал, и Александр II издал указ, по которому Петр Францевич был отстранен от высокой должности без права преподавания и над ним был установлен негласный надзор.

Положение Лесгафта стало бедственным. Чтобы прокормить жену Елизавету и сына Бориса, ему приходилось распродавать имущество.  К тому же ему было горько из-за того, что он потерял студенческую аудиторию, которой мог нести научное знание. На помощь, как всегда, пришел его старый друг – Грубер. Он нашел место для Лесгафта – преподавателем в женском кружке при Военно-Медицинской академии. Этот кружок был одним из первых медицинских учебных заведений для женщин. Преподаватель нравился слушательницам справедливостью и открытостью. Он был хорошим лектором и всегда был готов к диалогу со студентками.  При Лесгафте кружок разросся до ста слушательниц.

Постепенно Лесгафту удалось реабилитироваться в глазах правительства, и в 1875 году Военное министерство отправило его в заграничную командировку. Незадолго до этого в России была введена всеобщая воинская повинность, что требовало пересмотра всей системы подготовки армии. Необходимо было подготовить учителей гимнастики, которые занимались бы физической подготовкой призывников. По возвращении из заграничной командировки Лесгафт написал книгу о постановке физического развития и открыл курсы для подготовки офицеров.

В своей книге он писал о необходимости гармоничного развития личности. Проанализировав историю античной Греции, он отметил, что там воспитание ума шло параллельно с развитием тела. И для того, чтобы реализовать свои идеи на практике, молодой человек должен быть сильным и  развитым физически.

При этом Лесгафту не понравилась немецкая система физической подготовки, в которой молодые люди делали упор на работу с железом. Лесгафт полагал, что при такой подготовке тело человека не будет гармонично развито. Петр Францевич призывал ориентироваться на англичан. Они не тягали железо, как немцы, но уделяли большое внимание играм, что развивало в молодых людях сноровку и ловкость.  В 1881 году по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях.

С 1878 по 1884 год Петр Францевич работал вторым прозектором в медицинской академии при профессоре Грубере. В 1886–1897 годах читал лекции по анатомии в Санкт-Петербургском университете и на Рождественских женских курсах лекарских помощников. Одновременно он принимал пациентов на дому, не беря с них платы. Он не делал различий в социальном положении больных – врачевал богатых купцов и бедных крестьян. Последние приезжали к нему в Петербург из деревень, а он относился к ним с вниманирем и заботой.

Работой Лесгафта восхищался купец первой гильдии и благотворитель Иннокентий Сибиряков. Он решил ему помочь и предложить наилучшие условия для работы. Для этого он предложил Петру Францевичу большие деньги, чтобы тот мог открыть биологическую лабораторию. Сибиряков дал Лесгафту 200 000 рублей и дом на Бассейной улице стоимостью в 150 000 рублей. Теперь Лесгафт мог открыть свое полноценное учебное заведение и чувствовать себя в нем свободным. Этого он был лишен в Петербургском университете, где как приват-доцент не мог распоряжаться помещениями.

В своей биолаборатории Лесгафт обустроил  все так, как он хотел. И в 1896 году он организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования. Это были первые курсы по обучению преподавателей физкультуры. По сути, Лесгафт заложил теоретические основы школьной физкультуры. Эти Лесгафтовские курсы в 1898 году получили статус вуза.

В 1905–1906 годах, в предреволюционную эпоху, когда общество требовало от каждого выбрать сторону, Лесгафт сохранял нейтралитет и видел в человеке, в первую очередь, личность, а не набор политических взглядов. Известная революционерка Вера Фигнер вспоминала разговор с Лесгафтом:, который раздраженно говорил: «Он мне все толкует, что он социал-демократ, а что мне за дело, что он социал-демократ. Будь, чем хочешь, эс-деком, эсером – мне все равно. Нет, ты мне свою личность, свою человеческую личность покажи! А то – он, видите ли, эс-дек!"

Лесгафт умер в 1909 году. В 1919 году Высшие курсы были преобразованы в Государственный институт физического образования. В 1924 году ему было присвоено имя Петра Францевича Лесгафта. Воспитанники института завоевали 378 Олимпийских наград (из них 190 золотых) и более 900 золотых наград на чемпионатах мира и Европы.


Рецензии