Метаавтахтоны

Если рассматривать человеческую культуру как некие семантико-символические напластования, охватывающие определённые культурные эпохи — например, античность, Средневековье, Ренессанс и т. д., — то в каждой из них, в любой области — будь то философия, поэзия, живопись — можно отыскать образцы, как бы выпадающие по своему «химическому составу» из перечня тех ископаемых, которые могли сформироваться на данной стадии развития культуры. Температура и давление эпохи не могут еще произвести кристаллическую решетку такой сложности. Эти произведения искусства, как правило, задают эстетико-этический фон следующих эпох, тех в которых условия достаточно изменяются.

В геологии такие образования называют метаавтохтонами; к ним относятся метеориты — тела, сформированные вне геологических пластов планеты Земля, занесённые из космоса. Падение метеорита может произойти в любую геологическую эпоху, однако его образование будет всегда метаавтохтонным по отношению к ней.

Такой параллелью с геологией я хотел бы расшифровать введённый мною неологизм — но уже применительно к поэзии.

Что есть стихи?
Они — лишь миф,
Положенный иному.
Один увидит в них штрихи,
Другой — лишь слов солому.

Один энигмы обозрит,
Высокое сфумато,
Другой в словах тех же узрит
Паяца-акробата.

Один увидит между строк
Сапфирные эфиры,
Мегаломании венок,
Другой — в изгибах лиры.

Один — что будет и что днесь
Изо всего, что было;
Другой — безудержную спесь
Словами бомбардира.

А что стихи?

Они — как миф,
Над миром вознесённы.
И тем, хотя бы, неплохи,
Что метаавтохтонны.


Рецензии