На оленях за Победой
Впервые в Красной Армии олений транспорт показал свою жизнеспособность ещё во время Советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда-то и были разработаны основные положения по использованию этих животных в войсках. С началом Великой Отечественной войны они приобрели особую ценность.
Подразделения бойцов на оленьих упряжках начали формировать в ноябре 1941 года. В красноармейских книжках у них значилась специальность «ездовой-оленевод», а вместо шинелей они носили традиционные для саами меховые малицы.
Оленьи транспорты полностью оправдали доверие по части проходимости, когда после буранов и снежных заносов фронтовые дороги становились абсолютно непроезжими для автомашин и даже тракторов.
Олени практически не нуждаются в уходе. Особенное их качество, которое стало важным именно в военное время, – полное безмолвие. Это сильно помогало бойцам оленьих транспортов в боевых и разведывательных операциях. Одной из важнейших задач этих подразделений была также эвакуация раненых с поля боя.
Перед оленетранспортными батальонами стояли те же задачи, какие выполняла автомобильная техника: обеспечение выездов командования в войска, доставка спецдонесений, оружия и боеприпасов, продовольствия, дров и горючего.
Олени использовались даже в десантных операциях. Благодаря им в тылу врага неожиданно для немецких солдат появлялись наши горные пушки и миномёты. Большую помощь оказывали животные и авиации. Добраться до сбитых самолётов в тундре мог лишь олений транспорт. С его помощью вывозили раненых лётчиков, запчасти и моторы самолётов, каждый из которых весил не менее полутонны.
Всего за три зимних кампании армейскими и дивизионными оленьими транспортами вывезено раненых и больных – 10142 человека; перевезено военнослужащих по оперативным и боевым заданиям – 7985 человек; доставлено материальной части, в том числе и боевой техники, – 2302 тонны; доставлено продовольствия и фуража – 18597 тонн; вывезено аварийных самолётов – 162.
Оленьи транспорты состояли на службе в Красной Армии практически до конца войны и сыграли заметную роль в обеспечении боевой деятельности войск в Заполярье. В конце 2020 года в Мурманске появился памятник «Подвигу бойцов оленетранспортных батальонов». На нём в бронзе увековечены не только люди, но и животные [1].
Подвиги солдат-оленеводов были отмечены и боевыми наградами Советского Союза. Многие военнослужащие оленетранспортных батальонов были награждены медалью «За оборону Советского Заполярья». А некоторые – и более высокими наградами. О таких бойцах и командирах расскажем в этой статье.
Красноармеец Иван Андреевич Терентьев был призван в ряды РККА 22 октября 1941 года. Солдат служил ездовым-оленеводом в оленьем транспорте № 3 19-й армии.
С 9 по 18 января 1944 года Иван Андреевич находился в боевых порядках 2-го отдельного стрелкового батальона 77-й морской стрелковой бригады. Оленевод вывозил раненых с их оружием на батальонный медпункт, «неоднократно подвергаясь обстрелу и бомбежке вражеских самолетов». Красноармеец «не теряясь, умело уходил из под обстрела самолетов и в целости доставил 8 раненых с их оружием, а также и трофейное оружие на место назначения». Стоит отметить, что И. А. Терентьев не просто отвозил раненых, но и сам оказывал им необходимую помощь.
18 февраля 1944 года красноармеец Терентьев был награждён медалью «За боевые заслуги».
Красноармеец Тазий Самустинович Газетинов также был мобилизован 22 октября 1941 года и направлен служить ездовым-оленеводом в олений транспорт № 3 19-й армии.
Вместе со своим сослуживцем И. А. Терентьевым, Тазий Самустинович занимался эвакуацией раненых бойцов 77-й морской стрелковой бригады. Красноармеец «доставлял их по бездорожью, густому лесу и резкопересеченной местности». В пути оленевод также подвергался налётам вражеской авиации и «рескуя [так в тексте – прим. авт.] собственной жизнью для спасения раненых, не теряясь умело уходил из под огня самолетов и в целости, без потерь доставил 8 раненых к месту назначения». В пути Т. С. Газетинов оказывал раненым необходимую помощь.
18 февраля 1944 года красноармеец Газетинов был удостоен медали «За отвагу», а 30 июня 1945 года получил медаль «За оборону Советского Заполярья».
Красноармеец Иван Андреевич Данилов в ряды защитников Родины встал 23 октября 1941 года и воевал в качестве ездового-оленевода в оленьем транспорте № 3 19-й армии.
С 16 по 21 декабря 1943 года солдат участвовал в боевых действиях разведотряда 104-й стрелковой дивизии. Об этом боевом эпизоде рассказывают строки из наградного листа: «в исключительно тяжелых метеорологических условиях по пересеченной горно-лесистой местности лично установил место для возможного прохода для разведотряда в тыл противника, чем обеспечил выполнение поставленной задачи перед разведотрядом».
18 февраля 1944 года красноармеец Данилов был награждён медалью «За отвагу».
Сержант Василий Андриянович Рочев был призван на фронт в августе 1941 года. В 1-м оленьем транспорте 14-й армии он служил командиром отделения. К лету 1945 года сержант уже имел одну боевую награду – медаль «За оборону Советского Заполярья».
Василий Андриянович «Неоднократно участвовал в боях и походах в тылы врага». 25 апреля 1942 года, находясь в боевом охранении 95-го стрелкового полка на высоте 314, в результате артиллерийско-миномётного обстрела он получил лёгкое ранение.
В наградном листе отмечалось: «Находясь с февраля 1944 г. в оленьих транспортах прекрасно освоил новую отрасль работы, проявляя большую заботу и любовь к войсковому оленю».
9 августа 1945 года сержант Рочев получил свою вторую медаль – «За боевые заслуги». Третьей наградой командира стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Старший лейтенант ветеринарной службы Петр Осипович Ильин на службе в Красной Армии находился с 20 июля 1941 года. К 1944 году офицер занимал должность командира 1-го оленьего транспорта 14-й армии.
Летом и осенью 1943 года Петр Осипович руководил выпасом «в глубокой тундре» всех оленей 14-й армии, в результате чего с выпаса 47% оленей вернулись упитанными. Еще 38% оленей имели хорошую упитанность и лишь 15% - среднюю.
Под руководством П. О. Ильина проводились и оздоровительные мероприятия для оленей: «организовал удаление кожного овода, удалив его 543400 шт. и носового 10300 шт. чем обеспечил увеличение работоспособности оленей».
Подразделением была проделана большая работа для самообеспечения. Так, 1-й олений транспорт «изготовил 875 шт. нарт при плане 400 шт. дегтя 245 кг и смолы 680 кг., а также заготовил 600 тонн ягеля, отремонтировал 556 шт. нарт, упряжки на 2564 оленя».
21 февраля 1944 года старший лейтенант ветеринарной службы Ильин был удостоен ордена Красной Звезды. В дальнейшем офицер был отмечен медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Источники
1. https://tass.ru/arktika-segodnya/11306077
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2748.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 44677. Д. 386.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2748, 4135.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2423.
6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 44677. Д. 386.
7. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 72а, ящик 2.
Свидетельство о публикации №225061400230