Похоронные обычаи потомков диких скотоводов пестря
В прошлом умерших увозили на лошадях или оленях как можно дальше от стойбища, чтобы хищники, вкусившие человечины по следам не вернулись к стойбищу. Индейцы Америки, например, не умели использовать каких-либо животных для перевозки. Они практиковали в основном воздушные погребения. Помещали трупы на жердях или привязывали их к верхушкам деревьев. Но в во всех случаях вне стойбища.
Морская добыча подсказывает совершенно ясную мысль: нельзя съесть того, кто не в воде. Среди народов моря самым древним обычаем является помещение покойников вдали от воды. Горы идеально сочетают отсутствие водоемов и наличие пещер. Старики, чувствуя приближение конца сами уходили в пустынные места и поселялись в пещерах. Пока они были живы, им приносили еду, испрашивали мудрых советов, а после их смерти, вход в пещеру засыпали камнями. Позже стали строить горные монастыри. В принципе – это та же идея пространственного удаления мертвеца от живых, присущая дикому скотоводству.
Сегодня в городских похоронных обычаях японцев, китайцев и индусов предпочтительным способом является кремация, если поблизости есть крематорий. В деревнях хоронят на полях. Специальных кладбищ мало. Как первое, так и второе привнесено в древнюю культуру извне, поскольку ловля рыбы не может привести к изобретению огня, и к необходимости рыть погребальные ямы.
Для строителей ловушек очевидно, что нельзя съесть того, кто в яме, а еще надежнее если яма закопанная и заваленная сверху большими камнями, чтобы нельзя было могилу разрыть. Обычай закапывать покойников рожден создателями ловушек.
Все сказанное относится только к погребениям «на первых порах». В дальнейшем все перемешалось.
Если же говорить о похоронных обрядах, о том, что делают живые и ради живых, то есть о похоронной культуре, то она происходит из культуры экономических отношений. Внезапно.
Кто читал мои статьи по экономике, те в курсе, что экономика выполняет основную экономическую задачу — создание запасов, достаточных для культурного удовлетворения потребностей. То есть экономика создает условия для воспроизводства культуры. Пищевое изобилие обеспечило переход от дикости к культуре — это первое, а экономические отношения — это второе и шаблон культурных отношений, который уже наполняется конкретным культурным содержанием.
К сегодняшнему дню экономические отношения прошли четыре эпохи: собор, наряд, поощрение и присяга. Из этих компонентов и складывается шаблон похоронного обряда.
Народ собирается вокруг покойника (собор), ему отдают дань памяти и уважения (наряд), славят за его заслуги (поощрение) и исполняют его последнее желание (присяга).
Свидетельство о публикации №225061400263