О пути Христовом и именах Божиих

                Довольно часто в проповедях священников и в православной литературе встречается понятие «идти путем Христа». К сожалению, о нем мало что знают не только в мирской, но и в церковной среде. Непонимание пути Христова ведет не к Богу, а в сторону лукавого. В соцсетях и богословской литературе встречаются самые разные мнения на это счет.  Во многом они типичны и, как правило,  сводятся к следующему: идти путем Христова – значит жить по воле Божьей, проявлять смирение, кротость и веру, нести свой крест, иметь жертвенную любовь и сострадание, жить в добре, мире и согласии с ближними; это путь добра, прекращения войн и бед и тому подобное. Но эти представления далеки от истины, и вот почему: для того, чтобы жить по воле Божьей нужно ее понимать, а это не каждому дано; чтобы смиряться нужно знать, что такое смирение, а этого и большинство клириков не знают; чтобы любить нужно знать, что такое "любовь Христова"; а для послушания, нужно знать, кого и в чем слушаться. А с этим проблем еще больше, чем со смирением; прежде чем нести свой крест, нужно его определить, а это тоже не каждому дано; ну, а что такое жертвенная любовь мало кто знает, потому что она часто ассоциируется с чувством, а это далеко не так; про "жертвенность" любви лучше вообще не говорить, как и про Голгофу, чтобы не впасть в ересь, поскольку в богословским смысле Голгофа – это не гора и место казни, а таинственное богословие. Поэтому, путь Христа – это жизнь не в мире, любви и согласии, а многострадальное восхождение к Богу; путь Христа – путь глубоко личный, таинственный, с любовью как чувством ничего общего не имеющий.
                Итак, что значит следовать путем Христовым? В Евангелие от Иоанна Христос говорит: «Азм есть свет миру… Азм есть дверь…Азм есть путь, истина и жизнь;» (Ин. 8:12,10:9,14:6). Что это значит? В этих словах Господь открывает одни из Своих многочисленных имен. «Азм» или «Я» означает, что я есть такой-то, или я есть то-то. Имя всегда предназначено раскрывать сущность явления или вещи, им обозначаемое. Например: кот – это животное соответствующего вида и повадок; рыба – животное в чешуе и с жабрами, живущее в воде; машина – средство передвижения на колесах с двигателем; Иван – человек конкретного вида, возраста, и особенностей, а не просто человек. Соответственно, «Свет», «Дверь», «Путь», «Истина», «Жизнь» –  имена Бога, которые Он благоволил принять на Себя, ради познания Его человеком, но не по сущности, как мы узнаем рыбу или Ивана с его машиной, а по способу или образу проявления Божества в мире. Итак, «Путь» – это имя Бога.  Другими словами, Христос говорит, что обрести спасение можно только следуя на Ним. Он указывает направления движения к вечной жизни простыми и понятными словами. Ветхозаветный человек этого не знал, поскольку любой его путь заканчивался преисподней. «Путь Христов» как имя Бога – это по словам преподобного Максима Исповедника: «Есть путь обожения, а сами эти имена Божественны». Другими словами, идти за Христом – значит уподобляться Ему, а не двигаться в неизвестном направлении в поисках Бога. Писание открывает множество имен Господа, и все они ведут познанию Истины. Помимо вышеперечисленных, есть и другие имена: Сын Человеческий, (Мф.8:20), Пастырь добрый (Ин.10:12), Дверь (Ин.10:9), Альфа и Омега (Откр.1:8) и так далее. Важно понимать, что если Бог говорит: Я есть кто-то или что-то, то это безусловная истина, но не в буквальном смысле, а в богословском.               
                Однако, возвращаемся к именам Божиим. Согласно учению Отцов, они условно делятся на «высокие» и «телесные». Преподобный Максим говорит, что «высокие» имена соотносятся с созерцанием, то есть с высшей деятельностью ума, направленной на познание Бога в Его творениях. Например: мы видим, как прекрасен этот мир, восход и заход Солнца, пение птиц, разнообразие цветов и запахов весеннего луга, и через познание мира, приходим к познанию его Творца. «Телесные» имена относятся к деятельности Бога: воскрешение мертвых, чудеса исцеления, схождения Благодатного огня, просвещение, откровения, непорочное зачатие, рождение, и так далее. Все они «высокие» и «телесные» действуют в гармонии и: «Отвечают единству двух природ во Христе, – как учит Максим Исповедник и, – в  «телесных» именах Христа подчеркивается момент послушания воле Божьей даже до смерти [моление в Гефсиманском саду]. Соответственно, идущий путем Того, Кто, приняв нашу плоть, стал со-страстен нам, сам делается со-страдающим Христу [не психологически, а реально] и во Христе ближним». Рассматривая тему об именах Божиих, важно подчеркнуть, что это вопрос весьма сложный. Могу лишь отметить, что по учению святителя Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника, всякое имя свидетельствует о божественном происхождении вещи, ибо нет ничего сущего в мире, что не было бы явлено по воле Божьей, а значит всякое творение содержит в себе божественные энергии и является волями Бога, которые пребывают в Нем неизменно и вечно. Бог присутствует во всякой вещи своими энергиями, но не Своей природой.
                Однако, нас интересуют не различные учения об именах Божиих, иначе придется заняться ересью имяславцев, а понимание «пути Христова». Речь идет об обожении или воссоединении человека с Богом в эсхатологической перспективе, то есть в Царствии Небесном. Всякий путь где-то начинается и где-то заканчивается – Христов начинается на земле, а заканчивается на Небе. Главный признак, отличающий его от иных стремлений души, заключается в цели движения. Путь Христа – это движение к Богу. Возникает вопрос: как, где и когда эта дорога начинается. Ведь, как люди отличаются между собой, так и отличается их спасение. Следование Христу невозможно без веры и ее знаний. Важно понять, когда начинается восхождение к Богу, и что ему предшествует. Христос говорит: «Я Альфа и Омега», то есть – Я начало и конец всему. Следовательно, и стремление ко Христу начинается с веры в Него. Она подразумевает опытное знание о существовании Бога и надежду на спасение. Причем, это знание абсолютное, а не форма уверенности или относительной убежденности. Оно составляет часть опытного православия, когда сама жизнь убеждает в бессмертии души и вечности Бога.
                Вера заложена в сердце каждого, но не в каждом она произрастает. Все зависит от произволения между добром и злом. Укоренившись в сердце, вера побуждает разум, а с ним и душу,  двигаться к источнику вечной жизни, то есть к Богу. В нашу природу такое стремление было заложено Богом при сотворении Адама. У большинства людей оно находится в латентном состоянии и не просыпается до самой смерти. У верных движение ко Христу начинается при жизни и заканчивается в мире горнем. У каждого позыв следовать за Христом  возникает по-разному. Об этом повествует притча о работниках единодесятого часа, повествующая о том, что к Богу прийти никогда не поздно. Для того, чтобы вера пробудилась, не нужно быть великим аскетом, молитвенником или клириком. Не нужно вычитывать акафисты, класть поклоны и еженедельно причащаться. Это все не вера, а суеверие. Вера начинается с уклонения от зла, врачевания падений покаянием и с жизни по совести. Большего и не требуется. Вспыхнув, как неугасимая лампада, она направляет душу ко Христу, и с этого момента начинается путь обожения.
                Путь ко спасению всегда сопровождается скорбями, лишениями и духовной бранью. В ней обретается опыт борьбы с искушениями  и соблазнами, формируется терпение и мужество воина Христова. Заканчивается всохождение Голгофой или Крестной смертью, то есть душевными и не редко физическими муками. А затем – Небо! Другой дороги ко Христу нет. Путь в Царствие Небесное лежит только через Крест. Другими словами,  следовать за Христом значит без ропота переносить все, что посылается Богом, как терпел Спаситель крестные муки. Через это ученик уподобляется Христу, исполняя заповедь: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Именно в этом и состоит совершенство, о котором говорит Спаситель. На пути к Богу христианин обретает новое имя и сам становится «Путем», то есть дорогой к обожению,  по которой пойдут те, кого он увлечет за собой. Целый сонм раннехристианских мучеников свидетельствует об этом. Следуя «путем Христовым», подвижник через любовь к Богу, проявляет и любовь к ближнему. Претерпевая с благодарением попущенные скорби, мы сострадаем Христу, уподобляясь Ему в подвиге распятия. Следовать за Ним – значит стать сыном Божиим по благодати. Все остальное – забота и ближнем, милосердие, смирение, доброделание, и прочее придут, как свойства Божества, если душа станет этим «путем». Поэтому следование Христу – это не только направление движения к Богу, а качество, необходимое для обожения, которое предстоит стяжать на жизненном пути.
.


Рецензии