О пути Христовом и именах Божиих
Итак, что такое идти путем Христовым? В Евангелие от Иоанна мы читаем: «Азм есть дверь» (Ин.10:9). Далее узнаем, что: «Азм есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6), а до этого, Иисус учит: «Азм есть свет миру» (Ин.8:12). Что это значит? Господь открывает одни из Своих многочисленных имен. «Азм» или «Я» означает, что я есть такой-то, или я есть то-то. Имя всегда предназначено раскрывать сущность явления или вещи, им обозначаемое. Например: кот – это животное соответствующего вида и повадок; рыба – животное в чешуе и с жабрами, живущее в воде; машина – средство передвижения на 4-х колесах с двигателем; Иван – человек конкретного внешнего вида, возраста, и особенностей, а не просто человек как таковой. Таким образом, «Свет», «Дверь», «Путь», «Истина», «Жизнь» – имена Бога, которые Он благоволил принять на Себя, ради познания Его человеком, но не по сущности, как мы познаем рыбу или Ивана с его машиной, а по способу или образу Его проявления в мире. Итак, «Путь» – это имя Бога. Другими словами, Христос говорит, что обрести спасение можно только следуя Его заповедям. Он указывает направления движения к вечной жизни, используя простые и понятные слова. Ветхозаветный человек этого не знал, поскольку любой его выбор заканчивался преисподней. «Путь Христов» – это одно из имен Бога, как я уже сказал, а имена Христа, по словам преподобного Максима Исповедника: «Есть путь обожения, а сами эти имена Божественны». Другими словами, идти за Христом – значит уподобляться Ему, а не двигаться в неизвестном направлении в поисках Всевышнего. Сын Божий в Писании открывает множество Своих имен, чтобы, познавая их, человек прикоснулся к познанию Отца. Помимо вышеперечисленных, есть еще имена: Сын Человеческий, (Мф.8:20), Пастырь добрый (Ин.10:12), Дверь (Ин.10:9), Альфа и Омега (Откр.1:8) и так далее. Важно понимать, что если Бог говорит: Я есть тот-то или что-то, то это безусловная истина, но не в буквальном смысле, а в богословском.
Однако, возвращаемся к понятию имен Божиих. Согласно святоотеческому учению, они делятся на «высокие» и «телесные», условно, конечно, а не буквально, ибо у Бога нет ничего низшего или телесного. Преподобный Максим говорит, что «высокие» имена соотносятся с созерцанием, то есть с высшей деятельностью ума, направленной на познание Бога в Его творениях. Например: мы видим, как прекрасен этот мир, восход и заход Солнца, пение птиц, разнообразие цветов и запахов весеннего луга, и через познание этого, нас окружающего мира, приходим к познанию Того, Кто все это устроил. «Телесные» имена соотносятся с деятельностью Бога: воскрешение мертвых, чудеса исцеления, схождения Благодатного огня, просвещения, откровения, непорочного зачатия и Рождения, и так далее. Все они «высокие» и «телесные» действуют в полной взаимосвязи и гармонии и: «Отвечают единству двух природ во Христе», – как учит Максим Исповедник, и продолжает далее, – в «телесных» именах Христа подчеркивается момент послушания воле Божьей даже до смерти [моление в Гефсиманском саду]. Соответственно, идущий путем Того, Кто, приняв нашу плоть, стал со-страстен нам, сам делается со-страдающим Христу [не психологически, а реально] и во Христе ближним». Рассматривая вопрос об именах Божиих, важно подчеркнуть, что это вопрос весьма сложный, являющийся частью высшего богословия. Я его коснулся поверхностно, в рамках обсуждения нашей темы. Могу лишь отметить, что по учению святителя Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника, всякое имя свидетельствует о божественном происхождении вещи, ибо нет ничего сущего в мире, что не было бы явлено по воле Божьей, а значит всякое творение содержит в себе божественные энергии и является волями Бога, которые пребывают в Нем неизменно и вечно. Во всякой вещи Бог присутствует своими энергиями, но не Своей природой.
Однако, нас интересует не учение об именах Божиих, иначе придется заняться борьбой с ересью имяславцев, а понимание сути «пути Христова». Само словосочетание говорит о том, что путь так назван либо потому, что им шел Христос, либо потому что Он показал направление движения к Нему, либо то и другое вместе. В любом случае речь идет об обожении или воссоединении человека с Богом в эсхатологической перспективе, то есть в Царствии Небесном. Всякий путь где-то начинается и где-то заканчивается. Путь Христа начинается на земле, а заканчивается на Небе, то есть по исходе души из тела. Главный признак, отличающий его от иных проявлений разумной души, заключается в цели движения. Путь Христов – это движение к Богу, и только к Нему. Возникает вопрос: как, где и когда эта дорога начинается. Ведь как все люди отличаются между собой, так и отличается их путь спасения и по форме, и по времени возникновения, и по плодам его завершения. Следование Христу подразумевает веру в Бога и знания, которые человек постигает этой верой. Важно понять, в какой момент жизни начинается восхождение к Богу, и что этому предшествует. Христос говорит: «Я Альфа и Омега», то есть – Я начало и конец всему. Следовательно, и стремление ко Христу начинается с Него, а точнее с веры в Него. Вера подразумевает знание о том, что Бог есть, и посмертная участь души – не сказки и не выдумки старушек и попов. Причем, это знание абсолютно твердое, а не форма уверенности или относительной убежденности. Это знание приходит только из личного духовного опыта, когда человек на себе испытывает действие Промысла Божьего в виде чуда и получает просимое в молитвах. Вера заложена в сердце каждого при зачатии, но не в каждом она произрастает. Все зависит от свободного волеизъявления при выборе между добром и злом. Укоренившись в сердце, вера побуждает разум, а с ним и душу, двигаться к источнику благодати, то есть к Богу. Такая потенция движения была заложена Богом еще в первозданной природе Адама. У большинства людей это стремление к Источнику жизни находится в латентном состоянии и никогда не проявляется, вплоть до самой кончины. У тех же, кто принял Бога в сердце, движение к Нему начинается при жизни и заканчивается после смерти. У каждого этот импульс, этот позыв следовать за Христом возникает по-разному и в разное время. Об этом повествует притча о работниках единодесятого часа, смысл которой сводится к тому, что к Богу прийти никогда не поздно. Для того, чтобы вера пробудилась, не нужно быть великим аскетом, молитвенником или клириком. Не нужно вычитывать акафисты, класть поклоны и еженедельно причащаться. Это все не вера, а суеверие. Вера начинается с уклонения от зла, врачевания падений покаянием и с жизни по совести. Большего и не требуется. Вспыхнув, как неугасимая лампада, она направляет душу на путь ко Христу, и с этого момента начинается процесс обожения.
Путь ко спасению с самого начала сопровождается скорбями и лишениями, духовной бранью, в который обретается опыт противодействия искушениям и соблазнам, вырабатывается твердость к удовольствиям и наслаждениям, формируется терпение и мужество в борьбе с нападками страстей и похотей. Заканчивается он Голгофой или Крестной смертью, то есть перенесением тяжестей и скорбей вплоть до самого смертного часа. А затем – Небо! Другой дороги ко Христу нет. Путь на Небо лежит только через Крест. Другими словами, следовать путем Христа значит без ропота и причитаний о горькой судьбе, безденежья, болезней терпеть все, что посылается Богом, как терпел Спаситель оскорбления, оплевания, избиения и Крестную смерть. Через это человек уподобляется Христу и исполняет заповедь: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48). Именно в этом и состоит совершенство, о котором говорит Спаситель. Проявляя через терпение любовь к Богу, человек сам становится «Путем», то есть дорогой, ведущей к обожению, по которой пойдут те, кого он увлечет за собой своим примером. И целый сонм раннехристианских мучеников свидетельствует об этом. Становясь «путем Христовым», подвижник через любовь к Богу, проявляет и любовь к ближнему. Претерпевая с благодарением попущенные скорби, мы тем самым сострадаем Христу, уподобляясь Ему в Его крестных муках. Следовать за Христом – значит стать Христом по благодати через терпение, веру и желание спастись и соединиться с предметом желания – Богом. Все остальное – любовь к ближнему, милосердие, смирение, доброделание, и прочее придут, как свойства Божества, когда душа станет этим «путем» . Отсюда становится очевидным, что последование Христу – это не только направление движения к Богу, а качество, необходимое для обожения, которое еще предстоит стяжать.
Свидетельство о публикации №225061400376