Кубрат-хан и нарт Дебет
Булгарская легенда о ханe Кубрате рассказывает, как перед смертью он дал своим пятерым сыновьям пучок стрел — в назидание: пока они вместе, их не сломить. После его смерти каждый из сыновей ушёл в разные земли, основав новые племена. Эта история символизирует не только распад единства, но и начало новой этнической мозаики, ставшей основой для народов Восточной Европы и Кавказа.
В эпосе карачаево-балкарского народа мы находим аналогичный по структуре и смыслу образ — фигуру Дебета, родоначальника нартов. Как и Кубрат, он является символом прародителя и единства, которое впоследствии распадается. Его потомки делятся на четыре основных рода:
1. Схуртуклары — ловкие, находчивые, живут у Каспийского моря;
2. Аликлери — справедливые, честные, обитают у Чёрного моря;
3. Боралары — воинственные, живут в горах Кавказа;
4. Индиляры — степные, у реки Эдиль (Волга).
Эти родовые линии отражают не только черты характера, но и географию, в которой они закреплены в эпосе. Страна Нартов называется Къыркъ суу — «Сорокоречье», что уже само по себе вызывает прямую ассоциацию с водной цивилизацией. В эпосе упоминаются Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое и Синее моря, а также великая река Эдиль, что создаёт образ широко расселённого, мобильного народа.
Интересно, что многие исследователи предполагают происхождение этнонима "Булгар" от тюркских слов булак (родник, река) и эр (человек) — то есть "жители рек", или, возможно ,булак огур (огуры - название булгарских племен).
Здесь будет к месту вспомнить сообщения Моисея Хоренского в Армянской географии VII в. о булгарах в Предкавказье,которые именуются по названиям рек: Купи-Булгар, Дучи-Булкар, Огхондор (Woghkondor), Блкар — пришельцы, Чдар-Болкар.
Таким образом, название эпической страны нартов — Къыркъ суу — может быть мифологическим отражением исторической Булгарии. Это образ «страны воды», к которому восходит как булгарская, так и карачаево-балкарская культурная память.
Если сравнивать имена сыновей Кубрата с родами нартов, возникает ряд любопытных параллелей:
Схуртуклары напоминают Аспаруха, основателя Дунайской Булгарии.
Аликлери — по звучанию и содержанию сопоставимы с Алцыоком (Алчыоком), ушедшим на запад и поселился в Италии (в месте нынешнего Челле ди Булгерия).
Боралары — соотносятся с Кубером, известным военачальником в Македонии (рядом с ненешним г. Салоники).
Индиляры — обитатели степей, близки к образу Котрага, двинувшегося на север и основавшего Волжскую Булгарию.
Таким образом, через структуру эпоса мы видим культурную память о разделе некогда единого народа, отражённую в мифологических родах.
Особую роль в этом символическом повествовании играет нарт Алауган, представитель рода Аликлери. Его имя, вероятно, восходит к форме Аланхан, что делает его важным связующим звеном между эпосом и историей алан. Аликлери как род перекликается с этнонимом аланы, что может указывать на общие корни. Интересна и судьба сына Алаугана — Къарашауая: в финале эпоса он остаётся жить на Эльбрусе, в то время как остальные нарты «улетают в небо». Это уходит в образ ухода народа в дальние земли, а Къарашауай символизирует оставшихся на Кавказе.
Возможно, именно это и отражает историческую правду: часть аланов покинула Кавказ вместе с волной переселений — возможно, под предводительством Алцыока — а часть осталась в родных горах. Эпическая история таким образом фиксирует разделение судьбы одного этноса.
Следует так же упомянуть про одного из центральных фигур нартского эпоса — нарта Ёрюзмека, которого нашел Дебет из упавшего с неба камня и отдал на воспитание Схуртуковым — отцу Схуртуку и его супруге Асеней. Оба супруга вырастили из него сильного и мудрого нарта, который часто возглавлял остальных нартов в дальные походы против врагов. Тут обращает внимание связь Ёрюзмека с родом Схуртуковых и звучание его собственного имени, которое не что иное, как Орусбек. Вполне возможно, что персонаж Ёрюзмека или Орусбека лег в основу названия древнерусского государства — Киевской Руси. Ёрюзмек был женат на сестре нартов Сатанай-бийче и являлся нартским зятем. А как известно, согласно некоторым историкам, название города Киева очень напоминает тюркское слово "киеу" — зять. Отсюда высказывается гипотеза, что город Киев мог быть основан зятем хана Кубрата — Орусбеком. Имеется в виду, что Орусбек мог быть женат как на дочери Кубрата, так и на дочери хана Аспаруха, что впоследствии отразилось в названии Киевская Русь или по-тюркски — Кюеу Орус. Известно, что между Дунайской Болгарией и Киевской Русью были самые тесные связи.
В заключение, можно сказать, что в карачаево-балкарском нартском эпосе зашифрована память о событиях VII века — эпохе, когда на Кавказе возникла и распалась Великая Булгария. Через образы героев, родов, имён и географии передаётся период формирования карачаево-балкарского народа, его связи с булгарами, аланами и древними тюркоязычными племенами. Это не просто сказание — это культурный код, отражение исторических процессов в художественной, мифической форме, которая сохранилась в устной традиции до наших дней.
Свидетельство о публикации №225061400771