Сибирский дневник. Новый опыт

Любое художественное произведение несет на себе печать личности автора: когда он пишет книгу, неосознанно или намеренно привносит в нее свое видение мира, свои убеждения, ценности. Зачастую персонажи – отражения, отчасти преломленные, тех людей, с которыми его сводила жизнь, а их мысли и чувства – это то, что он сам уже передумал и прочувствовал когда-то. В каком-то смысле любой автор во всякой своей работе пишет, главным образом, о себе…
Я пишу книги вот уже почти 17 лет. И в них мне нравится экспериментировать с жанрами, сюжетами, персонажами.
В книгах прошлых лет я подчас вводил персонаж Автора (в качестве художественного приема для развития сюжета), иногда автобиографические моменты вплетал в ткань повествования. Но «Сибирский дневник», текст которого я вскоре начну выкладывать на своем сайте, это произведение иного рода, где совсем нет художественного вымысла.
Это именно «дневник», в котором я излагаю события, мысли и чувства, пережитые мною. Повествование ведется от первого лица. Как монолог. Притом замечу, что это весьма откровенный и честный монолог… И, возможно, что в нем образ Автора предстает не в самом выгодном свете, но я намеренно не стал ничего приукрашивать.
Ранее я такого не писал; даже когда был подростком, мне и в голову не приходило вести записи своей жизни. Но перемены, произошедшие в прошлом году, навели меня на мысль, что об этом стоит написать. И я начал вести этот дневник, еще не будучи уверен, что решусь его обнародовать.
Теперь, по истечении почти 9 месяцев, прожитых в Сибири, оглядываясь назад, я ненароком погружаюсь в сравнения – между собственным видением своего будущего в книгах прошлых лет и тем, что происходит сейчас, когда это будущее становится настоящим.
Молодой преподаватель истории переезжает в небольшой городок… - это начало повести «Одержимость» (2020 год). Автор в этой повести является одним из главных действующих лиц. Он перебирается из центрального региона на Дальний Восток, чтобы спокойно жить и работать преподавателем в филиале вуза. Он явно разочарован в людях и не стремится завязать новые знакомства, однако встречает девушку с редким именем «Владислава», что служит завязкой сюжета повести.
Когда в начале 2020 года я писал эту книгу, я уже задумывался о преподавательской деятельности, хотя еще даже не поступил в аспирантуру, и рассматривал разные варианты, в том числе переезд на восток страны.
Отчасти я предсказал тогда свою дальнейшую жизнь. Впрочем, Дальний Восток оказался восточной Сибирью, «маленький Париж» - небольшим селом в Иркутской области, и вместо высшей школы - работа преподавателем (точнее, учителем) истории в средней школе.
По крайней мере, такова реальность на данный момент.
Что касается стиля «Сибирского дневника»…
Поначалу я делал лишь краткие пометки, не находя нужным вдаваться в подробности, но постепенно сухой и лаконичный язык повествования сменяется всё более эмоциональным и объемным текстом (особенно весенние записи).
Когда я ехал в Сибирь, не думал, что работа в школе окажет на меня какое-то серьезное влияние, но, тем не менее, это произошло. Дети, которых я теперь пытаюсь чему-то научить, надо сказать, чрезвычайно эмоциональные существа. И своей эмоциональностью не сразу, но всё же им удалось заразить даже меня, любящего демонстрировать флегматичное спокойствие…
На днях прочел в «Шестом дозоре» Сергея Лукьяненко, который в своих книгах иногда выдает умные мысли, такие слова: «Школа – это ведь не только первоклассницы с белыми бантами… это еще и двойки, обидные прозвища… это несчастная любовь и зуботычина от хулигана… Это очень, очень, очень много эмоций! Это кипящий котел, из которого плещет Сила…»
Весной этого года, кажется, впервые в своей жизни я прочувствовал на себе, что такое «эмоциональные качели», когда ты переживаешь резкие перепады настроения и тебя то и дело бросает из одной крайности в другую.
Как и одноименный персонаж моей книги, переезжая на восток страны, я действительно стремился к покою, однако наслаждался им недолго. Наверное, всё дело в том, что, освоив новую для себя профессию учителя, я начал скучать…
Ну, в общем, более подробно об этом - в моем «Сибирском дневнике».
Приятного чтения!


Рецензии