Самая загадочная опера Сказание о невидимом граде

Самая загадочная опера
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", опера Римского-Корсакова, новая сцена Мариинского театра,  12 июня 2025 года

Таинственная опера, которая каждый раз озадачивает, рождает больше вопросов,  чем дает ответов. Христианская и очень русская в каждой своей ноте, в каждом слове, в каждом повороте сюжета, в каждом персонаже. И на первый взгляд в ней все просто, все по Священному писанию: праведникам уготована вечная жизнь и пребывание в райских кущах, а грешникам полагаются вечные муки и терзания во тьме без Бога. И с праведниками, вроде, все понятно: ими становятся сложившие голову в бою в врагами, девы богобоязненные, смиренные и верные, раскаявшиеся и вымолившие прощение грешники. А всякие пьяницы, кутёжники, слабые духом отступники и предатели обречены не попасть в царствие небесное и пребывать в вечном отлучении от Бога. Все это лежит на поверхности и словно иллюстрирует главные постулаты православия, хотя весь сакральный сюжет укладывается в сознании далеко не сразу. В прежней постановке Чернякова, которая шла в Мариинке еще пару лет назад, я эту оперу не только не воспринимала именно так, она у меня вообще вызывала отторжение из-за постоянного внутреннего спора с режиссером. Даже красота музыки разбивалась об эти мысленные дискуссии.  К счастью, обновленная гармоничная классическая постановка Алексея Степанюка позволила вникнуть в глубинную суть творения Римского-Корсакова,  которому он посвятил не один десяток лет и в котором он явно выразил нечто очень важное для себя. В режиссерском решении ничего лишнего, никакой отсебятины, все выдержано, как и опера, в религиозно-былинно-русском стиле. Это очень помогает воспринимать ее многослойный сюжет о праведной деве Февронии, которую решил взять в жены княжич, о разгульном Малом Китеже, ставшем легкой добычей ордынцев, о татарском нашествии, о страшной, проигранной защитниками земли русской, битве при реке Керженец, о божественном  спасении от врагов стольного града Великого Китежа, сделавшегося невидимым и лишь отражавшимся в водах озера Светлый Яр, что привело врагов в ужас и заставидо, бросив все, бежать куда подальше, восклицая: "Грозен русский Бог!".
Получается,  что Великий Китеж Бог сокрыл в ответ на молитвы праведных людей, а город пьяниц и нерадивых христиан Малый Китеж отдал врагам на разграблени, а жителей на погибель? В виде наказания за грехи, как библейские Содом и Гомору. А безвинную деву Февронию позволил взять в полон, как испытание веры и кротости.
Но самая таинственная фигура в опере - это  горький пропойца Гришка Кутерьма из Малого Китежа. До юродивого не дотягул, хоть и с ума сошел. До Ивана Сусанина не дорос, смелости не хватило. Все мыслимые подлости совершил - деву Февронию оговорил, приписав ей свое предательство, врагов к Великому Китежу привел. Правда, быстро раскаялся, и даже сошел с ума от мук совести и страха. Но так и остался сирым и убогим на грешной разоренной земле. Не пустили его в царство праведников, несмотря на просьбы и заступничество девы Февронии. Вообще, этот интерес и нежная забота благочестивой Февронии о горьком пьянице - одна из главных загадок оперы, которую не удается разгадать. Что заставляет ее постоянно вспоминать о нем? Даже в царствии Божием  рядом с возлюбленным княжичем.
Музыка оперы, впечатляющая и захватывающая, звучащая без перерывов, подчеркивает сакрально-былинный характер сюжета. Дева Феврония (Ирина Чурилова), светлая и благостная, радующаяся любому проявлению божьего мира, кажется вовсе  лишена страха и предубеждения против неизвестного. У Ирины  Чуриловой она очень органична. Певица создает убедительный яркий образ жизнелюбивой, но сильной духом,  русской девы, преданной Богу и добродетели не в ущерб человечности и пониманию сложностей жизни. Красивый светлый голос Ирины Чуриловой в этой огромной и непростой партии лишь подчеркивает эти черты характера ее необычной героини.
Величественный князь Юрий  Станислава Трофимова выразительно олицетворяет мысль о глубокой вере в божественное заступничество в час испытаний, а княжич Всеволод Гамида Аблулова, Федор Поярок Максима  Даминова - героические персонажи оперы говорят о святом долге защиты  Отечества от врагов. Прекрасно исполненные роли!
Особого внимания заслуживает дебютное выступление Дениса Закирова в роли Гришки Кутерьмы! Яркий красивый вокал,  интересный сценический образ! Горький пьяница, гуляка и грубиян в мирной жизни, слабый духом отступник, согласившийся служить врагу, предавший Отечество в военное время, но в раскаянии и  страхе лишившийся рассудка под гнетом содеянного - таким противоречивым и житейски узнаваемым предстал перед нами этот самый загадочный персонаж. Непрощенный грешник, обо недостаточно раскаялся, не полностью осознал и жаждал искупить свою вину. Хотя  что можно ждать от потерявшего разум? Дениса Закирова надо поздравить с впечатляющим дебютом!
Следует отметить и Отрока Светланы Карповой. Прекрасно ей удалась большая сцена в Великом Китеже, когда, забравшись на колокольню, Отрок описывает приближение татарских войск.
В этот раз  мне  удалось прочувствовать и красоту музыки оперы, и патриотическую глубину сюжета, и выразительность вокальных партий, чему способствовала  продуманность постановки, не выходящей за рамки либретто.

Дирижер – Георгий Албегов.
Феврония – Ирина Чурилова
Гришка Кутерьма – Денис  Закиров.
Князь Юрий – Станислав  Трофимов.
Княжич Всеволод – Гамид  Абдулов.
Федор Поярок – Максим Даминов.
Отрок – Светлана Карпова.


Рецензии