Мой любимый город Тольятти

        Проживая в селе Малиновка Запорожской области, где я родился 15 октября 1956 года, и которое навсегда с родителями покинул 20 августа 1971 года, я как-то услышал по радио песню «Тот, кто рождён был у моря», которая меня, подростка, взяла за душу. Ещё бы, ближайшее море Азовское от нас находилось вдалеке, а Чёрное – ещё дальше. В школьные сельские годы мы дважды со школы ездили на отдых в Бердянск, где гоняет волны море Азовское. Я стал завидовать тем, кто жил у моря, и мечтал последовать их примеру. И судьба моя преподнесла мне подарок: вот уже почти 54 года я живу на берегу Жигулёвского моря   в Самарской области. Да, оно рукотворное, но не менее дорогое для меня, чем Азовское море.
           На берегу Жигулёвского моря  и стоит мой любимый город Тольятти, о котором пойдёт речь ниже.
           Начать, пожалуй, следует с его названия, споры об этом не утихают до сих пор. Часть  горожан добивается названия «Ставрополь-на-Волге», часть – за сохранение нынешнего названия. Я принадлежу к последним. Во-первых, в 1971-е годы я приехал в город Тольятти, а не в Ставрополь-на-Волге. Во-вторых, на картах СССР, в Куйбышевской области был указан просто город Ставрополь. Никакой приставки «на Волге»  не имел. Это ему её присвоила народная молва. Работая в кадрах одного из производств ВАЗа я разговаривал со многими работниками, родившимися в нашем городе, и у всех местом рождения указан город Ставрополь. Так зачем приписывать городу то, чего он никогда официально не имел?
          За рождение нашего прекрасного города 20 июня 1737 года мы должны благодарить Василия Татищева, кому установлен в городе замечательный памятник, и, понятное дело, императрицу того времени Анну Иоановну, без жалованной грамоты которой город-крепость не появился бы на Волге. Его решено было назвать просто «Ставрополь», что в переводе с греческого означало «Святой крест». Ни о каком Ставрополе-на-Волге речь не шла.
           На 1 января 2025 года в нашем городе проживало 662 683 человек. Трудно себе представить, что накануне революции 1917 года в городе Ставрополе проживало всего-навсего 6 тысяч человек. Такой резкий скачок за столетие с хвостиком объясняется просто: в 1950 году начата стройка Волжской ГЭС имени Ленина, а в 1966 году принято решение о строительстве в уже переименованном городе Тольятти Волжского автомобильного завода. После этого, в конце 1960-х-начале 1970-х годов в город со всех концов необъятного Советского Союза стали ехать будущие работники завода со своими семьями. Я горжусь, что мои родители, Алексей Ефимович и Елена Семёновна, оказались в их числе. Низкий им поклон и Вечная память за то, что я более полувека живу в городе Тольятти, ставшим для меня родным местом проживания.
          Ради интереса, я как-то сравнил, что имел Ставрополь до революции (земская больница, 6 учебных заведений, 6 фабрик и заводов, водяная и 4 ветряных мельниц), с тем, что Тольятти имеет сейчас. Сравнение не в пользу Ставрополя. Я насчитал нынче в городе одиннадцать больниц, а поликлиник и Медицинских центров сосчитать не смог, из-за их количества. Но не могу не отметить нашу родную вазовскую поликлинику, которая теперь носит такое название Тольяттинская больница филиал №1 ФГБУ ФНКЦРИО ФМБА России. Она лечила меня и когда я работал на ВАЗе, и лечит, когда  стал пенсионером. Что касается учебных заведений, то в городе имеются 69 дошкольных и 80 общеобразовательных учреждений. Гордостью тольяттинцев является Тольяттинский государственный университет, есть и другие вузы. И уж, конечно, сегодня город, как в старые царские времена, шестью фабриками и заводами не обходится. Во главе их стоит АВТОВАЗ.
          Мы, тольяттинцы, кроме Жигулёвского моря, безусловно гордимся и городским лесом, не каждый российский город это может себе позволить. Вот только лето 2010-го года вошло в историю города, как печальное лето из-за большого пожара  в лесном массиве. С тех пор руководство города прилагает все усилия, чтобы восстановить лес в прежнем объеме и насадить новый. Горожане в этом с ним солидарны, принимая участие в  ежегодных субботниках.
          В нашем селе не было леса и можно представить себе нашу реакцию с братом Федей, когда мы 22 августа 1971 года, ступив впервые на тольяттинскую землю у Центрального автовокзала, невольно оказались в «объятиях» многовековых сосен. Мама нас ели оторвала от этих сказочных на тот момент для нас деревьев. Ибо нас с интересом разглядывали с веток молоденькие белочки, как и мы их. Создавалось впечатление, что мы на время оказались в сказочном царстве. После того случая, я много раз бывал на Центральном автовокзале, обучаясь заочно на юридическом факультете Куйбышевского государственного университета, подходил к тем «знакомым соснам», но такого захватывающего впечатления как тогда, не испытывал. Возраст есть возраст.
         Хотя бывают исключения. В 1971 году осенью, проживая временно на квартире в частном доме на Енисейском проезде города, я посмотрел все три серии телевизионного художественного фильма Куйбышевской студии телевидения «Тревожные ночи в Самаре», и сегодня, когда я их пересматриваю в интернете меня «окружает» ностальгия по тому времени, когда я благодаря родителям из сельского жителя превратился в городского. Навсегда.
         Тольятти до миллиона жителей не дотягивает, хотя, если бы не развал СССР, не переход от социализма к капитализму, не сомневаюсь, в городе сегодня проживали бы миллион жителей. Капитализм, ни для кого не секрет, жестоко обошёлся С АВТОВАЗом, особенно во время руководства им иностранцами, а поэтому молодёжь начала уезжать из города в поисках лучшей жизни. В основном в Питер и Москву. Поэтому мне грустно сегодня видеть у моих бывших коллег на своих страницах в «Одноклассниках» указанное место жительство за пределами Тольятти. Но винить их не могу, не они виноваты в том, что на АВТОВАЗе из 110 тысяч работающих в советские времена нынче осталось 35 тысяч работников, если я не ошибаюсь.
         Что касается занимаемой территории, то Тольятти «тянется» вдоль Волги на 30 километров, занимая общую площадь более 284 квадратных километра.
       Общественный транспорт представлен автобусами, троллейбусами и так называемыми «маршрутками». К сожалению, у нас нет моего любимого транспорта – трамваев. Где бы в каких городах я не бывал, я старался ездить на трамваях, понятно, при их наличии. Во время обучения в Куйбышеве в 1980-х годах, я ежедневно во время сессий наслаждался поездками на трамваях. Особенно мне нравился маршрут номер 5. Поскольку в госуниверситете я старался получать оценки «Отлично», что соответствует школьным оценкам «5». Как ни странно это моё суеверие часто срабатывало, но когда ездил на трамваях других маршрутов то в моей «Зачётной книжке» появлялись уже «4». Почему, не мог понять. Но понял окончательно, когда в конце июня 1985 года ехал на защиту дипломной работы на другом маршруте, кажется «22», однако защитил её на «Отлично». А понял я то, что номера трамваев тут ни причём. Просто у меня каждый раз была разная подготовка, экзамен принимали разные преподаватели. В этом вся причина «5» и «4».
        Первым мэром Тольятти был Сергей Жилкин, ныне покойный. Не знаю, кому слово «мэр» не понравилось, но уже несколько лет городом руководит глава городского округа Тольятти. Мы, горожане, лишены права его избирать. Его избирают депутаты городской Думы из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Я как юрист по образованию считаю это не правильным: главу города должны избирать проживающие в нем совершеннолетние жители. Доказательством моей правоты служат выборы первого мэра Тольятти в 1994 году. До этого городом руководил глава администрации Николай Уткин. И если бы мэра избирали не всенародно, а депутаты Думы, то первым мэром был бы не Жилкин, а Уткин, ибо административный ресурс ещё никто не отменял. Сергей Жилкин до того был фактически в его подчинении, являясь главой администрации Автозаводского района Тольятти. Избиратели отдали ему предпочтение.
         Хотелось бы остановится на одном обстоятельстве,  с которым я также не согласен. Нынче нами руководит глава городского округа Тольятти. Потому, что в состав города включены сёла, чего не должно быть. Город должен оставаться городом, а село оставаться  селом.
          Город за прошедшие полвека здорово изменился.
          В Автозаводском районе стоит уж сколько лет никому не нужным кинотеатр «Сатурн». Открыли его в начале 1972 года, видимо, приурочили к нашему переезду с Енисейского проезда на улицу Сверлова. Правда, мы чуть опоздали, переехали 5 марта, когда кинотеатр принимал уже зрителей. Говорят, выставили на продажу. Это печально, ибо на его месте появится еще одна многоэтажка, как это случилось возле трёх бывших комплексных общежитий ВАЗа. Не лучше ли объявить конкурс на перестройку кинотеатра в обычный театр, куда народ в отличие от кинотеатра по-прежнему ходит. Мне приходилось в других городах, в том числе, в Москве, посещать театры. Никакого сравнения с посещением кинотеатра: живые актёры, живой голос. До сих пор я вспоминаю спектакли в Москве театра оперетты с участием несравненной Татьяны Шмыги. Да, она прекрасно пела и в фильме «Гусарская баллада», но это не то.
          Конечно, в городе уже имеются театры: Драматический театр «Колесо», Тольяттинский театр кукол, Молодёжный театр, театр юного зрителя «Дилижанс», но ещё один театр не помешал бы.
          Не получилось бы с театром, создали бы в кинотеатре Музей кино с приглашением на творческие встречи актёров, актрис, сценаристов и режиссеров. Сегодня я с особой теплотой вспоминаю свои посещения творческих встреч с деятелями кино в кинозалах трёх комплексных общежитий в первой половине 1970-х годов. К нам приезжали Георгий Жженов, Иван Переверзев, Виталия Соломин и другие советские актеры и актрисы. И не только. Приезжал на творческую встречу в Тольятти и болгарский актёр Георги Георгиев-Гец. Мне посчастливилось присутствовать на этой встрече. Зал был заполнен до отказа, стояли зрители и в коридоре. Ещё бы! В 1971 году вышел на советские телеэкраны многосерийный художественный фильм «На каждом километре», где он сыграл главную роль. Фильм о болгарских партизанах и подпольщиках времён Второй мировой войны.
         Наш город не областной, обычный, но тем не менее имеет музеи, достойные областного города. Это, конечно, Тольяттинский краеведческий музей и Тольяттинский художественный музей. Это ещё не всё. В городе расположен музей под названием «Парковый комплекс истории техники имени К.Г.Сахарова. Таких музеев под открытым небом в России наберётся немного. В музее более 460 экспонатов. Но гордостью музея без преувеличения является настоящая подводная лодка Б-307. Не секрет, что туристов города привлекает именно эта дизельная крупнейшая в мире подводная лодка. Но и образцы вооружения двух мировых войн играют не последнюю роль, как и космическая техника. За это город благодарен Сахарову К.Г. Мне посчастливилось с ним встречаться на АВТОВАЗе, когда он там в одно время возглавлял службу по персоналу, потом он перешел на руководство Научно-техническим  центром. Там у него и возникла идея о создании подобного музея.
          В городе работает музыкальное училище, которое в первую очередь готовит кадры для Тольяттинской филармонии. Безусловно, тольяттинцам и гостям города хорошо запомнились  фестивали: "Тольяттинская музыкальная осень", "Международный Фестиваль баянной музыки", «Классика над Волгой» и другие.
          Если говорить о памятниках, установленных в Тольятти, то, без сомнения, визитной карточкой города является памятник основателю города В.Н.Татищеву, скульптор Александр Рукавишников.
         Вот такой он вкратце мой любимый город Тольятти, который я никогда не променяю на другой.

14.06.2025 г.

Фото из интернета


Рецензии