Фарватер Победы. Свежий ветер 8. Литке

   С ледорезом "Фёдор Литке" я "познакомилась" случайно. Он пришёл осенью 1945 года на помощь каравану судов, на одном из которых был мой отец.

В отличие от ледоколов, которые били лёд, ледорез своим изящным носовым форштевнем его рассекал! И проникая в трещину  корпусом, раздвигал обломки в стороны.

При длине 80м ширина его - всего 14,5м. Что за красавец, откуда он? Мне хотелось знать о нём всё.

Оказалось, ледорез служил долгие 50 лет. За это время несколько раз менялось название. При рождении в 1909 году его нарекли -"Эрл Грей". "Эрл" в переводе с английского означает "граф".

Последнее имя корабля - в честь Фёдора Петровича Литке (1797-1882), русского исследователя Арктики с удивительной биографией.

Сирота, самоучка, не имея даже школьного образования, Литке стал адмиралом, президентом Академии наук, основателем Русского географического общества. И получил титул графа. Такой же, с каким появился на свет ледорез. Этот человек и пароход, следуя Маяковскому, действительно, - одно целое.

Судьба ледореза была тоже необычной. Построенный в Великобритании для перевозки почты и людей Канады, он использовался периодически как яхта для важных особ. Его отдельные каюты выглядели по-королевски.

Когда началась Первая мировая война, ледорез был куплен русским правительством для Беломорско-Мурманского района. Два года проводил он транспорты русских и союзников с военным грузом через замерзающее Белое море в Архангельск. В январе 1917 года на Иокангском рейде ледорез, получив пробоину, затонул.

После поднятия со дна и ремонта он был  сначала у белых, потом у красных. Вооружившись, на стороне красных участвовал в первом и единственном морском сражении между ледоколами.

Работал на Севере и на Балтике, на Чёрном море и на Дальнем Востоке. В 1929 году спас научную экспедицию на острове Врангеля. В 1934 году "Фёдор Литке" прославился как первое судно, прошедшее Северный морской путь с востока на запад за один сезон.

Во время финской и Великой Отечественной войны, опять вооружившись, стал сторожевым кораблём.

После войны ледорез вновь проводил северные караваны. В 1955 году установил рекорд по дальности продвижения к Северному полюсу.

Писатель Л.Селивёрстов, ходивший в море на "Фёдоре Литке", в книге "Из Поморья в океан" отмечал, что всем был хорош корабль. Но во время шторма он "не только кренился, а летел с гребня волны с грохотом и скрипом. Какое уж там управление рулём в такие моменты. Рулевой повисал на штурвале, судорожно цепляясь за рукоятки крепкого, дубового, окованного латунными полосами колеса. Правда, это длилось всего несколько секунд, но часто подсознательно возникало опасение: "А ну, как оторвётся рулевое колесо?!" Тогда - вместе с ним мгновенно за борт с высокого мостика. Однако всегда проносило благополучно".

Когда я пишу о корабле и великом мореплавателе, думаю не только о них, но и об отце. Все мои записи навеяны им. Высоким, стройным, беспокойным. Прошедшим войну, страны, моря, штормы. Он, внешне порывистый, никогда не отпускал свой штурвал. Нас, его детей, жизнь тоже не раскидала. Наоборот, сила личности отца - сплотила.

На этом я завершаю его Первую Арктическую экспедицию. Она закончилась в городе-герое Мурманске, единственном незамерзающим порте России за полярным кругом. Несколько счастливых дней я "провела" на Кольском полуострове, испещренном реками, заливами, озерами. С прилегающими к нему Белым и Баренцевым морями.

14.06.25  г.Сосновоборск

Фото из интернета: ледорез "Фёдор Литке".


Рецензии
Замечательная зрелая публикация! Мне понравилась! Жму зелёную!
Дальнейших удач!
С уважением и признанием!

Григорий Ерохин   17.06.2025 12:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.