Дочь разбойника 03. Из грязи - в князи
Сказка — быль.
Начало: https://valafila.livejournal.com/80028.html
Ты выбрался из грязи в князи,
Но, быстро князем становясь,
Не позабудь, чтобы не сглазить,
Не вечны князи - вечна грязь.
Омар Хайям.
Легенда о моем селе, созданном моим предком по материнской линии, казаком-разбойником мне нравилась гораздо больше, чем героическая история жизни моего орденоносного деда по отцовской линии, написанная в партийных газетах.
Партийные журналисты не жалели восторженных эпитетов для «партии солдата» - «честного, волевого, умного, дисциплинированного, требовательного к себе и другим». Это он, оказывается, возродил пришедшее в упадок после Великой Отечественной мое родное село. Хотя война до Сибири не доходила. Это он был организатором колхозов и собирал, вернее, отбирал у сибиряков их скот для колхозного стада. Он и свою корову не пожалел и отвел в общак под причитания и проклятья своей жены - «Чем ты, супостат, своих голодных детей кормить будешь?!» И за все это его Партия назначила его на ответственную должность — председателя колхоза, на которой он проявил свои недюженные способности истинного руководителя, настоящего коммуниста. И потому снова он получил повышение до председателя сельского совета - еще и идейного вдохновителя и организатора.
Такому незаменимому кадру, как мой дед, не хватало только образования. Но партия, как видно, своих верных и преданных борцов не оставляет. И партия направила его в высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу, после успешного окончания которой назначила его на должность директора машино-тракторной станции - основы технической базы колхозного строя.
Почти в каждом номере районной газеты была статья, посвященная трудовым подвигам моего деда, который прошел нелегкий путь от простого крестьянского работяги до директора МТС.
Но ...не верю я газетам и особенно партийным. И не только потому, что они портят пищеварение, особенно до обеда, как «доктор прописал», то есть профессор Преображенский из Булгаковского «Собачьего сердца». А потому что я сама там много лет проработала и знаю всю кухню вдохновенного вранья, пардон, сочинительства самых правдивых историй для подъема патриотического сознания народа, как указывала наша «ум, честь и совесть», то есть Партия. И потому мне милее предания — там правды больше.
«Пришлые мы, из-под Орла на обозах сюда приехали, от голода, нищеты и злого барина спасались», - вспомнила я в сердцах сказанные слова дочери моего деда, своей тетки, сельского библиотекаря. «Мы» - это она о своих будущих родителях, которых еще маленькими детьми их семьи вывезли из Орловской губернии в каких-то нулевых годах прошлого столетия.
И вот тут, с этими годами как раз нестыковка выходит. Биографы деда написали, что «Партия призывала крестьян центральных областей на освоение богатств Сибири...». Но мой дед родился по ТЛ (текущему летоисчислению) в 1904 году, когда никакой партии, даже по написанной истории КПСС, не было. Второй косяк биографов и библиографов в том, что, не мудрствуя лукаво, они через пару строчек дальше пишут о «ярме барского деспотизма» о «голодающих и страдающих крестьянах» и даже в качестве убийственного аргумента приводят ...рассказы писателя Николая Лескова, который тоже оказался родом с орловщины и лично испытал тяжелую барскую повинность и потому его произведения («Тупейный художник», «Зверь», «Старинные психопаты»... включая мелодраму «Леди Макбет Мценского уезда») можно считать документальными свидетельствами. Читаешь, и кровь стынет от зверств бар да помещиков и кулаки сжимаются: пять дней в неделю — тяжелая барщина, народ безграмотный и полугододный, без фамилий и документов... Как они там вообще живы были?!
Кстати, сам Лесков жил ... в имении у своего дяди-помещика и, точно, не голодал и не изнемогал от непосильного труда. Поэтому вслед за профессором Преображенским можно с такой же уверенностью сказать - «И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских рассказов и всей литиературы!»
Так что до переезда моего деда в Сибирь его биография и вся родословная покрыта мраком и прикрыта лживыми популистскими статейками. ...если даже фамилий у его прародителей не было! Может быть, по этой причине, как только я стала говорить, около двух лет мне было, меня отец прежде всего научил правильно произносить свои имя и фамилию. И я, как научил отец, никому не позволяла искажать их. Наивное дитя, инстинктивно и слепо доверяющая всему сказанному родителями!
На войну моего деда тоже отправляла Партия. И он прошел ее до самой победы и вернулся кавалером четырех орденов и вскоре получил пятый — Ленина.
- Не успел я вывести из-под огня отца твоего, - говорил дед моей матери, своей невестке, а она уже позже пересказывала мне. - Случайно встретил я его и хотел к себе в штаб взять после боя, но он не вернулся.
«Только он не вернулся из боя...», как в печальной песне про войну и моего второго деда-казака, предок которого и был настоящим основателем моей деревни.
А дед-герой вернулся и продолжил руководить машино-тракторной станцией. В своих орденах он приезжал на партийные собрания и съезды, выступал перед тружениками села, являя народу образ живого героя. На одном таком собрании приметил он молодую да бойкую партработницу. Или, скорее, она заприметила героя. И не стало у моего отца и его сестер их заслуженного родителя, а у бабушки - высокопоставленного мужа. Впрочем, его все равно в семье не было, потому что занятой был человек, весь в разъездах по району, задания партии выполнял. А всю тягловую работу по хозяйству он оставил на свою, отощавшую и вымотанную жену, неграмотную и постаревшую и уже не ровню ему. И не хотел он больше вспоминать, как его семья и женина из одной и той же «грязи» родом вышли. Потому что теперь он стал элитой, районной и партийной.
А я до сих пор разбираюсь — кто же был мой дед и откуда пошел его и мой род.
VALA FILA
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225061501040