Кто ты такой?

История эта (как и все мои истории, абсолютно достоверная), произошла на излёте семидесятых годов прошлого века.
Однажды мы с шефом решили, что пора обсудить основные организационные вопросы моей будущей диссертации (кто будет оппонентом, точное название темы и специальности, содержание и т.п.).
По существовавшей тогда традиции обсуждать такие вопросы полагалось вечером, не торопясь, в домашней обстановке, за бутылочкой вина.
После работы мы с шефом отправились к нему домой, надеясь по пути купить упомянутую бутылочку.
Но сделать это оказалось совсем не просто.
В стране к тому времени уже развернулась антиалкогольная кампания. К  описываемому историческому моменту алкогольную продукцию полагалось продавать в специальных отделах магазинов. А самое главное - продавать этой продукции стали существенно меньше, чем раньше.
Мы с шефом прошли от здания ВЦ через все магазины с алкогольными отделами Верхней Зоны Академгородка и нашли везде пустые прилавки. Никакого алкоголя в этих магазинах не продавалось!
Так мы дошли до последнего, самого дальнего магазина: ТБК - Торгово-Бытового Комплекса.

Зайдя в него, мы увидели, что и в этом магазине в вино-водочном отделе стеллаж позади скучающей продавщицы, занятой чтением газеты, пуст.
Мне надо было купить какую-то мелочь. Я попросил шефа подождать меня минутку и зашёл в отдел самообслуживания. А разозлённый безрезультатными поисками шеф двинулся к вино-водочному отделу.
Подойдя к прилавку, шеф спросил продавщицу, нет ли какого-нибудь вина.
Оторвавшись от чтения газеты, продавщица удивлённо посмотрела на него и посоветовала разуть глаза и носить очки.
Шеф, раздражаясь всё больше, спросил, почему она ему грубит.
Не буду описывать промежуточные эскаляционные шаги, а сразу перейду к финалу.
Шеф, как это он умел делать, с суровым видом, строгим голосом сказал продавщице, что она должна вежливо отвечать покупателям.
И тут продавщицу прорвало. Она встала со своего стула, упёрла руки в боки и так рявкнула на шефа, что тот от неожиданности весь как-то съёжился, поблек и наверняка пожалел о своей затее обсуждать с работницей прилавка правила советской торговли.

И тут, расплатившись на кассе, я покинул отдел самообслуживания и оказался в поле зрения продавщицы.
Увидев меня, она мгновенно изменилась.
Вы можете представить себе, как разъяренная львица за секунду превращается в ласковую домашнюю кошечку? Попробуйте. Это поможет вам в понимание дальнейшего…
Приветливо улыбнувшись, как бы совсем не замечая стоящего рядом шефа, а она слащаво, даже игриво произнесла:
- Виктор! Добрый вечер! Как Вы себя чувствуете?
- Спасибо, Софья Ивановна, стараясь быть таким же дружелюбным и вежливым, ответил я ей. - А у Вас тоже всё хорошо?
- Да, всё нормально, - также по-свойски ответила она мне. И продолжила: - а я Вам два ящичка «Монастырской избы» отложила…
- Золотое у Вас сердце, Софья Ивановна! - ответил я ей, фиксируя боковым зрением недоуменно-разозлённый взгляд шефа.
И тут мне в голову пришла счастливая мысль.
- А знаете что, Софья Ивановна, а вы дайте мне сейчас одну бутылочку, а остальное я потом заберу. Можем мы так сделать?
- Ну конечно, Виктор! О чём разговор! - согласительно, но вместе с тем даже с лёгким оттенком обиды и недоумения в голосе, ответила Софья Ивановна. - Я сейчас.
С этими словами она скрылась за служебной дверью и очень скоро вернулась со свёртком из газетной бумаги  в руках, форма которого предательски выдавала скрываемую им бутылку.
Я взял свёрток, ещё раз поблагодарил душевно Софью Ивановну, и мы с шефом отправились к нему на квартиру.

А там разговор как-то не заладился. И болгарское вино «Монастырская изба», которое к тому времени стало большим дефицитом, тоже не расслабило шефа.
Весь вечер он сидел напряжённый и будто бы думал о чём-то своём.
Наконец, он видимо решил высказать то, что кипело у него на душе.
- Вот я, - начал шеф, - заведующий отдела Вычислительного Центра Сибирского Отделения Академии Наук СССР, - отчеканил он. - А ты, Витя, - шеф сделал небольшую паузу, - ты - стажёр в этом отделе. Вот ты мне объясни, Витя, - шеф снова сделал многозначительную паузу, - объясни мне, как так получается, что мне в вино-водочном отделе нахамили, а тебе в отделе, в котором заметь, - шеф снова сделал паузу, чтобы передохнуть от возмущения, - заметь - в отделе, в котором официально никакой вино-водочной продукции нет, тебе в этом отделе не просто бутылку «Монастырской избы» дали, так ещё и денег с тебя не взяли! Как так может быть? Объясни мне! Кто ты такой?


- Я, - ответил я шефу, собравшись с мыслями, - член Совета Дискуссионного Клуба Научной Молодёжи «Глагол».
- То, что вы там вино пьёте, я могу себе представить,- начал язвительно шеф, - а продавщице то вы зачем нужны?
И пришлось мне прочитать шефу маленькую лекцию, что на заседаниях клуба молодые учёные не вино пьют, а дискуссии ведут. В том числе с серьёзными учёными. Даже с академиками.
А вина предлагается всем совсем понемногу, для поднятия настроения.
Что деятельность нашу райком поддерживает. Даже письмо нам рекомендательное выдал, чтобы все инстанции нам содействие оказывали. Только инстанциям до этой рекомендации…
Так что приходится нам формальные методы с неформальными комбинировать.
Вот и к сердцу Софьи Ивановны наш многомудрый Главный Администратор Сергей Коробейников подобрал ключик.
Есть и Софьи Ивановны дочь, которую та очень хотела бы замуж за учёного выдать. Да только где же скромной студентке торгового техникума с учёным-то познакомиться? А вот на Глаголе можно. К  тому же там после дискуссий дискотеки проходят. Ну а через танцы много супружеств завязывается…
Вот и показал наш Сергей-Администратор рекомендательное письмо из райкома Софье Ивановне и прибавил, что за каждые отложенные два ящика хорошего вина мы ей не только их цену будем возвращать, но и билетик на заседание давать.
Так что придерживая для нас ящики с вином в своей подсобке, Софья Ивановна рекомендацию райкома исполняет…
А что касается меня, то я уже ходил с помощниками к Софье Ивановне за вином не единожды. Она меня потому то и знает так хорошо.
Дочке, похоже, на Глаголе очень нравится. Да и один рыжий физик очень к ней неравнодушен. Так что дочь мотивирует мать наше с ней сотрудничество и дальше продолжать.

Вот и вся история, как Глагол ненадолго возвысил меня над моим шефом.

***
На снимке: на одном из заседаний Дискуссионного Клуба Научной Молодёжи "Глагол". В свитере со звёздами - наш Главный Администратор, Сергей Коробейников.


Рецензии