Как закончить книгу...

...если застрял на середине: 6 шагов + экстренная помощь

По статистике 97% начинающих авторов бросают текст между пятой и пятнадцатой главой. Причин на это много, но самой забавной я нахожу не страх провала... а страх успеха. Конечно, страшно, ведь вдруг придется редактировать, публиковать и отвечать читателям? Хорошая новость: в этом вы не одни. Плохая: если не действовать — рукопись сгниет в папке "черновики". Поэтому предлагаю провести диагностику, чтобы узнать, почему вы застряли, и понять, что же делать дальше. Итак, самые распространенные писательские проблемы.

Проблема 1. Сюжетный тупик. Самое банальное – вы не знаете, куда повернуть историю. Решение смотрите в шагах 1, 4.
Проблема 2. Критик в голове. Если голоса в вашей голове орут: "Это дерьмо, надо все переписать!", обратитесь к шагу 2.
Проблема 3. Потеря огня. Герои стали чужими, а тема не греет? Помогут шаги 3, 5.
Проблема 4. Замедляющий перфекционизм. Бесконечно шлифуете главу 3, а не пишете 10? С этим справится шаг 6.

А теперь рассмотрим 6 шагов к финалу.

Шаг 1. Планы – это очень хорошо, но иногда они могут вам мешать. Поэтому не надо задрачиваться с идеальным планом на 50 страниц. Достаточно ответить себе на 3 вопроса:
- Что хочет герой СЕЙЧАС? (не в начале книги!)
- Что ему мешает? (конкретный враг/препятствие)
- Куда он придет в итоге? (что ждет его в финале: победа? поражение? трансформация?)
Например, сейчас ваш герой хочет спасти дочь из плена. Мешает ему предательство союзника. В финале дочь будет спасена, но герой потеряет веру в людей.

Шаг 2. Уже знакомое вам вдоль и поперек правило "Черновик = помойка". Разрешите себе писать максимально плохо, вставляйте в текст напоминалки о сюжете самому себе, красным цветом пишите самокритику, пишите полный бред, но НЕ останавливайтесь.

Шаг 3. "Пожар в середине"
"Когда я застрял в „Игре престолов“, я сжег Винтерфелл. Внезапно все пошло иначе", - как-то раз поделился Джордж Мартин. И тут надо примириться с одной неприятной штукой: если скучно вам — будет скучно читателю. Поэтому возьмите на вооружение метод Мартина и взорвите рутину:
- Убейте персонажа, которого жалко и которого не планировали.
- Введите неожиданного союзника, подойдет кто угодно, будь то старый враг или говорящий ворон.
- Заставьте героя сломать принцип – своровать, предать, солгать или… влюбиться.
Звучит не очень, но факт в том, что ваши герои – просто знаки на бумаге. Ломайте их так, как вам угодно.

Шаг 4. "Обратный ход"
В этом методе сделайте шаг назад, чтобы прыгнуть вперед. Перечитайте ПОСЛЕДНИЕ 3 ГЛАВЫ вашей работы. Выпишите:
- Что зацепило вас?
- Какой персонаж потух?
- Где конфликт увяз?
Напишите новую сцену, исправляя выявленные недостатки.

Шаг 5. Смените "оптику"
Тут попробуйте изменить лицо, от которого вы ведете повествование. Напишите 1 главу от лица:
- Антагониста (почему он прав?)
- Второстепенного героя (что он видит со стороны?)
- Неодушевлённого предмета (меч героя? его кровать?)
Смена фокуса внимания откроет вам слепые зоны сюжета и вернет азарт.

Шаг 6. "Финал сейчас!"
Жесткий, но действенный метод, к которому я прибегаю всякий раз, когда работа стопарится. Будет непросто, но:
1. Бросьте середину.
2. Напишите финальную главу (да, ту, что тлеет у вас в мечтах)
3. Теперь "тяните" сюжетные нити ОТ ФИНАЛА К СЕГОДНЯШНЕМУ ДНЮ.
Почему работает? Ответ прост: когда вы знаете цель — легче прокладывать путь.

Бонусом экстренная помощь. Инъекция под названием "Писательский долг".
Откройте ваш черновик, найдите последнее живое место (то, где повествование и процесс вам нравились). Скопируйте этот абзац, вставьте в НАЧАЛО НОВОГО ФАЙЛА и пишите продолжение без оглядки на прошлое.

И помните, что книга — не марафон. Это битва с самим собой. И выиграть можно только одним способом — дописать.


Рецензии