Святогор - воздушный богатырь

                «СВЯТОГОР» - ВОЗДУШНЫЙ   БОГАТЫРЬ


«Устремивший  в  небо  взор,
  Создавал  свой  «Святогор».
  Самолёт, как  богатырь
  Был  не  в  сказке – это  быль.»



Василий  Андрианович  Слесарев  (1884 – 1921), с  детства  мечтавший  о  полётах  на  воздушных  кораблях, стал  всерьёз  заниматься  изучением  полёта  представителей  пернатого  мира  и  исследованиями  разных  учёных, пытавшихся  строить  летательные  аппараты. Для  этого  были  необходимы  знания, и  молодой  увлечённый  юноша  поступил  сначала  в  московское  Комисаровское  техническое училище, успешно  его  закончил, затем  учился  на  первом  курсе  петербургского  электротехнического  института, но  из – за  студенческих  волнений  был  вынужден переехать  в  Германию  для  учёбы  в  Дармштадтском  высшем  техническом  училище. В  1909  году  В. Слесарев  после  его  окончания  получил  диплом  I  степени, но  хотел  быть  русским  инженером  и  поступил  на  последний  курс  московского  высшего  технического  училища.
Это  заведение  в  то  время  являлось  центром  авиационной  науки, которую  создавал  «отец  русской  авиации» - профессор  Н. Жуковский.

В  родном  доме  молодой  учёный  ещё  с  детства  создал  своеобразную  лабораторию, где  время  от  времени  изучал  строение  птиц  и  летающих  насекомых, ставил  опыты, заставляя  их  летать, сконструировал  и  изготовил  оригинальные  приборы, автоматически  записывающие  величину  затрат  энергии  подопытных, выявлял  их  механизм  полёта, чтобы  видеть  своими  глазами, как  движутся  их  крылья  и  тело  в  различных  стадиях  полёта. Даже  собственноручно  создал  импульсную  съёмочную  установку  с  непрерывно  движущейся  кинолентой  со  скоростью 10  тысяч  и  более  снимков  в  секунду.
Аппаратура  для  изучения  полёта  насекомых  демонстрировалась  в  Германии  и  вызвала  большой  интерес  у  инженеров  и  учёных. Слесарев  получил  на  неё  патент.

Н. Жуковский  сразу  оценил  талант  молодого  экспериментатора  и  считал, что  тот  всецело  предан  изучению  воздухоплавания. По  его  рекомендации  Слесарев  стал  создателем  аэродинамической  лаборатории  и  сблизился  с  профессором  К. Боклевским. Эта  лаборатория  стала  лучшей  в  Европе, превзойдя  даже  знаменитую  эйфелевскую  в  Париже.

Слесарев  отдавал  все  силы  различным  отраслям  авиационной  науки, публиковал  статьи, выступал  с  докладами  на  Всероссийских  воздухоплавательных  съездах. В  1913  году  отправился  за  границу  знакомиться  с  конструкциями  немецких  и  французских  аэропланов. Анализируя  плюсы  и  минусы  конструкций  этих  летательных  аппаратов, рассматривая  решение  проблем, связанных  с  аэродинамикой, он  пришёл  к  мысли  о  создании  своего  аэроплана, который  конструктивно  выгодно  отличался  от  уже  созданных  и  воплощал  бы  все  последние  достижения  авиационной  науки  и  техники.
 
Заявление  о  желании  создать  необычный  аэроплан  было  неожиданным  для  коллег, ведь  Слесарев  с  полной  нагрузкой  исполнял  свои  служебные  обязанности  в  Политехническом  институте, поэтому  известие  о  том, что  он  самостоятельно  разработал  проект  аэроплана, сделал  все  расчёты  и  графику – объём  колоссального  труда, который  обычно  выполняла  целая  проектно – конструкторская  организация, изумило  всех.

«Так  что  же  за  чудо – аэроплан  вы  намереваетесь  создать, Василий  Андрианович?» - с  удивлением  осведомлялся  К. Боклевский, прослышав  о  решении  конструктора.

«Не  удивляйтесь, Константин  Петрович, у  меня  уже  всё  готово, остаётся  только  построить  моё  детище», - отвечал  В. Слесарев.

«Неслыханно, невероятно! Вы  один  всё  сделали?!»

«Да, только  истинная  любовь  к  авиации  и  непреодолимое  желание  создать  что – то  новое  в  ней, двигали  меня.»
 «Так  рассказывайте  же, наконец, о  Вашем  аэроплане, каков  он  будет,» - продолжал К. Боклевский, с  нетерпением  ожидавший  ответа.

«Это  боевой  аэроплан – гигант, способный  достигать  высоты  2,5  км, летать  со  скоростью  100  км  в  час  с  продолжительностью  полёта  до  30  часов  ( к  примеру, «Фарман» мог  продержаться  в  воздухе  4  часа, «Илья  Муромец» - 6  часов). По  моему  проекту  его  полётный  вес  доведён  до  6,5  т, размах  верхних  крыльев – 36  м, длина – 21 м. На  нём  предусмотрены  палуба  для  скорострельной  пушки, установка  двух  300 – сильных  моторов.
Особенности  аэроплана: форма  сечения  крыльев  представлена, как  основа  крыла  быстрой  птицы – стрижа, не  применявшиеся  до  этого  лёгкие, прочные, гнутые  фанерные  трубчатые  конструкции, пропеллеры  диаметром  свыше  5  м  с  формой  лопастей, близкой  к  форме  крыльев  стрекозы.»

«Феноменально, феноменально! Вы  в  своих  расчётах  и  в  проекте  в  целом  использовали  данные  из  природы. (ПОЗДНЕЕ  ПОЯВИТСЯ  НАУКА, ТАК  НАЗЫВАЕМАЯ  БИОНИКА)  Это  ведь  новый, доселе  невиданный  проект  в  авиации! Необходимо  его  обязательно  довести  до  конца  и  построить  Ваш  аэроплан.»

«Константин  Петрович, я  назвал  его  по совету  моей  матери  «Святогором». Это  былинный  богатырь, обладающий  большой  силой. Помните  <выше  леса  стоячего, головой  упирается  под  облако  ходячее>.»

«Здорово, Василий  Андрианович! Его  данные  под  стать  воздушному  богатырю.»


Техническая  комиссия  особого  комитета  Воздухоплавательного  отдела  Главного  инженерного  управления, рассмотрев  проект  В. Слесарева, рекомендовала  построить  «Святогор». За  постройку  взялся  авиационный  завод  В. Лебедева  в  Петербурге. Это  сулило  в  период  начавшейся  1 – й  мировой  войны  огромное  преимущество  военно – воздушному  флоту  России  перед  авиацией  Германии, так  как  «Святогор»  был  грозным  воздушным  кораблём, превосходившем  все  тогдашние  самолёты, построенные  в  Европе.
Однако, его строительство  пошло  медленными  темпами: военное  министерство  не  пожаловало  на  это  нужные  средства, завод  был  перегружен  другими  военными  заказами, возникла  проблема  с  мощными  двигателями. Наконец, когда  «Святогор»  был  собран  в  1916  году, начались  его  испытания, но  при  первой  пробежке  по  полю  вышел  из  строя  правый  мотор, и  опять  встала  проблема  изыскания  необходимых  денежных  средств  для  приведения  в  порядок, как  двигателя, так  и  самого  аэроплана. Поддержку  в  этом  оказали  Н. Жуковский  и  К. Боклевский, тогда  подготовка  «Святогора»  к  испытаниям  возобновилась. К  сожалению, все  работы  проводились  в  необорудованной  кустарной  мастерской, и  это  отражалось  на  качестве  всех  деталей  аэроплана.
Снова  обкатка  на  поле, и  снова  неудача: попав  в  яму  колесом  аэроплан  получил  повреждения. Конструктор  настаивал  на  необходимости  завершения  испытаний, но  военное  ведомство  опять  денег  не  дало, да  и  личные  средства  самого  Слесарева  были  исчерпаны. Словом, не  получилось  «Святогору»  подняться  в  небо. Началась  революция, а  затем  и  гражданская  война, тут  уж  совсем  было  не  до  аэропланов.

Только  в  мае  1921  года  конструктор  мог  возобновить  доведение  постройки  «Святогора»  до  конца  благодаря  поручению  Совета  Труда  и  Обороны. С  новыми  силами  он  взялся  за  дело, но  10  июля  1921  года  был  застрелен  у  себя  дома  при  так  и  невыясненных  обстоятельствах.
Жизнь  талантливого  конструктора  и  учёного  оборвалась  так  рано, а  он  ещё  мог  бы  так  много  сделать  для  развития  авиации  России,  его  детище – «Святогор»  остался  в  истории  могучим  воздушным  кораблём, носящим  имя  былинного  героя – великана.

13  июня  2025  г.                Вячеслав  Прытков
 


Рецензии
Надо же - неизвестная ранее информация!

Александр Скрыпник   20.06.2025 12:38     Заявить о нарушении