Скорбящая Иштар на могиле Ану
***
Шалом, дорогие черноголовые!
Как насчет поэзии про Аннунаков? Таки все готовы заценить мои вдохновенные поэтические строки про Инаннку-проститутку, осатаневшего Мардука и старого инопланетного хрыча Ану?..
Я ведь про этих злобных инопланетных паразитов еще и собственную поэму пишу, кто не в курсе. Точнее, пытаюсь оформить одну из глав моего сатирического фантастического романа «Пленники субботы» в стихотворном изложении. И за основу там будет взята великая поэма Нововавилонской эпохи, рекомая «Любовные игры Мардука» (к сожалению, гораздо менее известная и менее распиаренная, чем «Энума Элиш»). Я и сама когда-то чисто случайно наткнулась на нее только в англоязычной книге Гвендолин Лейк «Секс и эротизм в литературе Древней Месопотамии», ибо на русский язык данный текст еще до сих пор не переведен. Очень жаль и очень зря, что не переведен! Ибо, в отличии от не нуждающейся в представлении «Энума Элиш» с ее космогонией и пафосом политического пиара (обосновывающего притязания Мардука на гегемонию), «Любовные игры» посвящены личной, интимной, семейной и сексуальной жизни этого незаурядного Ануннака. Это интереснейшая история о том, как Мардук пленную Инаннку-проститутку пахал, свой нечестивый плуг в ее борозду пихал, а его жена Царпаниту устраивала сцены ревности! Инаннку он захватил в плен после разгрома Ассирии - но, в отличии от старого хрыча Ану, ее убивать не стал (дама все-таки), а вместо этого предпочел изнасиловать и держать у себя в Эсагиле в качестве наложницы, периодически издеваясь и унижая. К сожалению, в те времена это была распространенная практика - которой следовали как Дингиры, так и подражающие им смертные человеческие цари. В тех же текстах Нововавилонской эпохи подчеркивается, что они с Набу овладели женами Ану и Энлиля, изнасиловав Шузианну и нескольких других знатных дам из гиппаров убитых патриархов.
Вторым важнейшим научным источником, на который я опираюсь, помимо «Секса и эротизма в литературе Древней Месопотамии» Гвендолин Лейк, является широко известная книга другого маститого шумеролога и ассириолога - а именно, «Сокровища Тьмы. История древней месопотамской религии» Торкильда Якобсена. В частности, именно там излагается трагическая история о том, как Нинурта убивает своего батьку Энлиля, вырывая ему глаза, а Мардук и Набу, в свою очередь, ничуть не менее жестоко расправляются со старым инопланетным хрычом Ану. Я очень надеюсь, что эту книгу многие из вас уже прочли - ибо она достаточно популярна (и, к счастью, переведена на русский). Да, Якобсен там действительно приводит в конце некоторые тексты Новоассирийской и Нововавилонской эпохи, где описан трагический финал двух Дингирских патриархов. В частности, в эпилоге книги на стр. 140-141 есть небольшая подглава под названием «Возрастающая брутализация», где он как раз приводит пару интересных текстов, описывающих гибель Ашшура-Энлиля от рук Нинурты, а гибель Ану - от рук Мардука и Набу. А я, в свою очередь, довольно подробно излагаю данные факты в своей старой программной статье под заголовком «Почему ушли Ануннаки? Дополненная и расширенная версия» - которую вы все, как я надеюсь, уже читали:
https://dzen.ru/a/ZZgUnioEzhEldHnQ
В частности, привлекают внимание такие красноречивые строки:
«Жестокой смерти обрекают Мардук и Нинурта не только таких божественных противников, как Тиамат, Кингу, Асаг и Анзу, чьи смерти ритуально празднуются; самому жестокому обращению подвергаются и верховные боги – Ан и Энлиль. С Ана, например, заживо сдирают кожу и отрубают ему голову; у Энлиля вырывают глаза. В рассказе о царском обряде сообщается о «царе, жрец которого преломляет хлеб, запеченный им в золе: это Мардук и Набу. Мардук связал Ану и преломил его: хлеб, испеченный в золе, что они делят, - это сердце Ану, которое он (т. е. Мардук) вытащил собственными руками.»
Или вот еще цитата, оттуда же:
«Когда поэма «Энума элиш» читалась в Новый год в Вавилоне, лица этих двух божеств находились под покрывалом, тогда как в Борсиппе жрец-заклинатель, проходя мимо, победно ударял черенком кедра по голове статую Ану, символизируя этим жестом его убийство, а статуя Набу была установлена в саду Ану в знак того, что Набу взял у него царский титул.»
В некоторых текстах, поясняющих ритуалы нововавилонского времени, от Мардука отгоняют преследующих его призраков убитых Думузи, Ану и Энлиля, либо празднуют день, когда «Мардук перерезал горло Ану», а Набу вырвал сердце прадеда (в другом, еще более кровожадном варианте текста, они даже сдирают с него кожу). Догадываетесь, ЗА ЧТО они с ним так жестоко?.. Тут ведь догадаться нетрудно: вспомните, насколько возвысился культ Ану в ассирийскую эпоху, и как почитали его в Ассирии. Совсем нетрудно заметить, что старый инопланетный хрыч явно поддерживал ассирийцев, которыми правил Энлиль-Ашшур и его потомки, а вовсе не вавилонян. Вот Мардук при случае и отомстил… согласитесь, что подобный финал чрезвычайно закономерен и логичен!
Насколько нам, современным исследователям, под силу реконструировать столь давнее событие, как убийство Ану? Лично я исхожу из того, что, кабы Ану оставался у себя на Нибиру, под надежной охраной, то Мардук бы вряд ли до него добрался. Значит, коварный и вероломный узурпатор сумел хитростью выманить старика на Землю и устроить так, чтоб они остались наедине... а куда, спрашивается, он еще бы мог его пригласить, как ни в собственную Эсагилу? Конечно же, иных вариантов не было! (ибо, после падения Ассирии, специально возведенный для Ану храм в Ниневии оказался разрушен - а старикашка привык жить в роскошных хоромах, ни в чем себе не отказывая). Поэтому инопланетный хрыч, не подозревая подвоха, остановился в Эсагиле, где ему отвели самые шикарные покои (и где абсолютно вся прислуга и охрана состояла исключительно из сторонников Мардука - а старый идиот как-то не особо обеспокоился данным обстоятельством). И был наверняка очень удивлен, когда в одну ужасную ночь к нему, вместо обольстительной наложницы, неожиданно ворвался пьяный осатаневший внук (вместе с колеблющимся Набу и еще некоторыми заговорщиками из числа Мардучьей свиты)... Думаю, что, тонко чувствуя историчность момента, Мардук наверняка еще и золотую табакерку не поленился прихватить! Я представляю, как он бил деда табакеркой по голое, приговаривая: «Ах, ты, значит, решил колонизировать Землю, чтоб добывать здесь золото? Ну, так вот тебе твое золото!» и т.д.
Если вместе с Ану и прибыла какая-то небольшая горстка лично преданных ему охранников, и они хоть как-то сопротивлялись, то их, разумеется, очень быстро перебили. На Мардучьей территории всем заправлял Мардук - и его сторонников было гораздо больше. А у осатанешего узурпатора, по всей видимости, на тот момент уже окончательно поехала крыша на почве хронической паранойи (его ведь тоже многие ненавидели и неоднократно пытались уничтожить), хронического алкоголизма и слишком долгого срока правления (в результате которого, как известно, в любом правителе проявляются худшие черты его личности). Мардук уже явно был не в себе и плохо себя контролировал. Судя по всему, он плохо продумал дедоубийство (точнее, не само преступление, а те неожиданные и неприятные политические последствия, к которым оно могло привести) - и во многом понадеялся на шумерский авось! Решил ковать железо, пока горячо - и убивать патриарха, пока глупый старикашка наивно доверяет внуку и сам идет к нему в руки. Мардук явно понимал, что другого подобного шанса ему, скорее всего, не представится. Уж очень ему хотелось избавиться от ненавистного предка одним махом, прихлопнуть осточертевшего геронтократа одним решительным ударом... И, естественно, также не терпелось максимально шокировать и деморализовать остальных Ануннаков (своих конкурентов и соперников), когда он, толком не отмывшись от крови деда, выступил с воззванием к ним: «Тиран мертв! Я освободил вас от тирании! Теперь грядет новая эра - эра Мардука! Кто не со мной, тот против меня! Кто добровольно пойдет под мою руку - тому гарантирую жизнь, свободу и сохранение множества привилегий. А кто вздумает сопротивляться - тот разделит судьбу Ану. Я теперь самый главный! Слава мне!» - и прочий дешевый пафос в том же духе.
Теперь-то, надеюсь, всем понятно, откуда я черпаю вдохновение для творчества?.. Конечно же, как вы в очередной раз можете убедиться, я абсолютно ничего (никакой отсебятины) про Аннунаков не выдумываю; я лишь скрупулезно изучаю матчасть, чтоб потом подать сухие (и затруднительные для понимания обывателей из-за своего подчеркнуто научного стиля и обилия сложной терминологии) шумерологические/ассириологические факты и сведения в удобном для усвоения формате - со своим фирменным юмором и вечным стебом над богами. Потому как в культуре и религии Древней Месопотамии (в отличии от современного ПГМ секты РПЦ с ее монашеским ханжеством) органично присутствовал юмор - и стеб над Дингирами, сатирическое изображение их считалось в порядке вещей. Так же, как спокойно допускалась эротика (в том числе, и гомоэротика - Гейгамеш и Энкиду не дадут соврать). Религиозные чувства шумерских верующих ничуть не оскорбляли подобные произведения - напротив, они только служили к вящей славе Дингиров (которые, в отличии от многих наших правителей, никогда не боялись выглядеть смешными). Так что, встречайте мои вдохновенные поэтические строки про Инаннку-проститутку, осатаневшего Мардука и старого инопланетного хрыча Ану!
Скорбящая Иштар(1) на могиле Ану:
Когда последний мрак истаял,
Ночная отступила мгла,
Иштар, скорбя и причитая,
Тайком на кладбище пошла.
Там, на задворках Эсагилы(2),
Под сенью пальм и сикомор
Одна роскошная могила
Невольно удручала взор.
Иштар упала - и бессильный
Из уст ее раздался клич -
Лежал под камнем сим могильным
Инопланетный старый хрыч.
Не сам усоп владыка Ану -
Мардук и Набу(3) помогли,
Сразив коварством и обманом
Царя Нибиру(4) и Земли.
О том, как Ану убивали,
Есть разных версий сразу три:
Башку сначала оторвали -
Такие были упыри.
Затем содрали кожу с деда -
И, вырвав сердце старика,
Решили сердцем пообедать,
Чтоб расчленить наверняка.
Потом останки закопали,
Помпезно пышно погребли -
Поминки щедрые едва ли
Мардучью радость скрыть могли.
Господень гроб земле был предан,
Мардук изрек над гробом речь -
Где величал и славил деда,
Клянясь наследие беречь.
Не стал Мардук губить Инанну
(ведь все же баба, не мужик!) -
Но изнасиловал по пьяни,
Как тот садовник, тот Игиг(5).
Инанне что? Она же шлюха -
Уж не убудет от нее!
Такая зверская порнуха
У них творилась, ё моё!
Но скорбь Инанну одолела -
Ведь Ану мертв, не воскресить!
От горя чуть не околела -
Но гнев сумела погасить.
Была Инанна не Исида -
Куда ей мертвых поднимать!
Мардук смертельную обиду
Нанес - но надо понимать:
Мардук был дьявольски богатым
(Хоть унижал, но содержал) -
Иштар мечтала о расплате,
Но не схватилась за кинжал.
Она Мардуку отдавалась,
Признав в нем нового царя;
А все, что шлюхе оставалось -
Рыдать над прахом втихаря!
- Ты на кого ж меня покинул!? -
Рыдала бедная нугиг(6),
- Меня пахали(7) все мужчины,
Но ты - желаннее других!
Ты был богат, могуч и знатен,
Ты пол-Галактики держал...
Враги молили о пощаде,
Противник в ужасе бежал!
И трепетали все Дингиры(8)
Во всех космических мирах -
Ты для Энлиля(9) был кумиром,
Внушал почтение и страх!
Но постарел - и был обманут
Родными, кровными детьми...
Узри страдания Инанны -
И слезы девичьи уйми!
Пущай Мардук за все ответит,
И Набу - тоже вместе с ним!
Ты был последним на планете!
И ты, отец, незаменим!
___
Краткий Ануннако-гурушский словарь для самых безграмотных:
1. Иштар - буквально «звезда», второе (семитское) имя Инанны. Одна и та же богиня под двумя именами.
2. Эсагила – буквально «дом, поднимающий голову», огромный величественный храм Мардука в Вавилоне, его официальная резиденция.
3. Набу – единственный сын и сподвижник Мардука, бог мудрости, письменности, красноречия, гуманитарного образования, агитации и пропаганды. Второй по значимости бог Вавилона после самого Мардука, впоследствии – владыка города Борсиппы. В основном отвечал за политический пиар, рекламу, агитацию, пропаганду и поддержание Мардучьего культа личности. Определенно имел причастность к убийству Ану (вероятнее всего, был вынужден участвовать в данном преступлении по приказу своего отца, не оставившего Набу выбора).
4. Нибиру – гипотетическая планета (о расположении которой у исследователей нет единого мнения), что является метрополией Ануннаков и официальной резиденцией их (теперь уже покойного) правителя Ану. За неимением лучшего наименования будем пока что (вслед за Ситчиным и Элфордом) называть ее Нибиру - ибо более удачных версий уфологи, увы, еще не придумали. Даже если она зовется иначе, какая-то метрополия у Дингиров определенно имеется - ведь откуда-то же они прилетают?..
5. Садовник-Игиг – имеется в виду садовник по имени Шукаллетуда, простой Игиг (рядовой инопланетянин из числа обслуживающего персонала), что когда-то дерзнул изнасиловать пьяную спящую Инанну, о чем имеется отдельный клинописный текст, а у меня – отдельное стихотворение под заголовком «Инанна и Шукаллетуда или Страшный грех садовника»:
http://proza.ru/2014/05/27/2201
6. Нугиг – официальный титул главной фаворитки-наложницы (в данном случае – фаворитки самого Ану), который носила Инанна, чрезвычайно гордясь им.
7. Пахать – распространенный шумерский эвфемизм для обозначения полового акта; а плуг - столь же распространенный эвфемизм для обозначения мужского полового органа.
8. Дингиры (не Ануннаки!) – правильное научное название инопланетной расы, к которой принадлежат все герои произведения. Потому как Ануннаками величались лишь представители их правящей династии (происходящие от самого Ану, его многочисленное потомство), простые же рядовые пришельцы из числа обслуживающего персонала назывались Дингирами или Игигами (а в Библии - ангелами).
9. Энлиль – свергнутый и убитый дядя (и злейший враг) узурпатора-Мардука, чье убийство предшествовало убийству самого Ану. Любимый сын Ану и изначальный правитель Дингирской сельскохозяйственной колонии в Древней Месопотамии, впоследствии потерявший верховную власть по причине собственной глупости и коварства Мардука, сумевшего дорваться до гегемонии в Двуречье, возвысить собственный город Вавилон и серьезно потеснить соперника. Кровавое ожесточенное противостояние Мардука с Энлилем (впоследствии принявшем имя Ашшур и ставшем богом-покровителем ассирийцев) продлилось долгие века и стоило чудовищных человеческих жертв, в конце концов завершившись сокрушительным разгромом Ассирии, победой Вавилона и убийством Ашшура (погибшего от рук собственного первенца Нинурты, что расправился с отцом в Ниневии, вырвав ему глаза). Благодаря обилию исторических источников, посвященных падению ассирийской столицы, гибель данного Ануннака можно датировать с достаточной точностью – она произошла примерно в августе 612-го года до н.э., когда союзная армия, состоявшая из вавилонян и мидийцев, под предводительством царя Набополасара (разумеется, ставленника Мардука, выполнявшего его Мардучьи приказы) осаждала Ниневию. Узнав о смерти любимого сына и наследника, Ану срочно прилетел на Землю, чтоб лично руководить расследованием трагедии. И это стало роковой ошибкой патриарха - ибо, доверившись коварному Мардуку и остановившись у него в Эсагиле, он и сам вскоре погиб от рук родного внука...
Свидетельство о публикации №225061501536
Как всегда, интересно и познавательно.
При этом, на твоих примерах вижу, что кое-где у нас порой, присутствуют остатки Дингирских характеристик)
Андрей Макаров 9 16.06.2025 18:28 Заявить о нарушении