076 В. Демихов 1916-1998 гг

Владимир Петрович Демихов -  гениальный советский и российский биолог и ученый-экспериментатор, основоположник трансплантологии.
Он впервые в мире выполнил следующие операции (в эксперименте):
• 1937 г. — первое в мире искусственное сердце;
• 1946 г. — первая в мире гетеротопическая пересадка сердца в грудную полость. Термин «гетеротопическая» означает пересадку органа, например сердца, на несвойственное ему место;
• 1946 г. — первая в мире пересадка комплекса сердце-легкие;
• 1947 г. — первая в мире пересадка изолированного легкого;
• 1948 г. — первая в мире пересадка печени;
• 1951 г. — первая в мире ортотопическая пересадка сердца без использования искусственного кровообращения. Ортотопическая трансплантация (от греч. orthos — прямой, правильный) — это пересадка, при которой орган или ткань помещают на место такого же отсутствующего или удаленного органа или ткани;
• 1952 г. — первое в мире маммарно-коронарное шунтирование.
Володя Демихов родился в 1916 году на хуторе Кулики Области Войска Донского (ныне Волгоградской области) в семье крестьянина. Отец, Петр Яковлевич, погиб во время гражданской войны в 1919 году. Мать, Домника Александровна, одна вырастила троих детей. Закончил ФЗУ на слесаря-ремонтника.

В 1934 году Владимир Демихов поступил в Московский государственный университет на физиологическое отделение биологического факультета и очень рано увлекся научной деятельностью. Еще будучи студентом-третьекурсником, он провел свой первый эксперимент по изучению искусственного кровообращения.  Для этого в мастерской  университета он изготовил специальный прибор, который должен был заменить сердце собаки. Прибор приводился в движение электромотором. 24 марта 1937 года Демихов, перевязав кровеносные сосуды, выключил естественное сердце собаки из кровообращения. Через двенадцать минут вместо собачьего сердца подключил механический насос. Прошло еще 16 минут, и подопытная собака ожила. С новым сердцем она прожила пять часов. Это была его первая  научная победа.
В 1940 году Демихов окончил университет и опубликовал первую научную работу. Начавшаяся война прервала его научные поиски. В 1941—1945 годах Демихов служил в действующей армии и прошел ее всю - от начала до конца. Он выполнял обязанности старшего лаборанта в патолого-анатомической лаборатории. «Она отняла столько времени, не дала заниматься наукой», — говорил он позднее, вспоминая войну.
Сразу после войны Владимир Петрович приходит в Институт экспериментальной и клинической хирургии. Несмотря на трудности технического и материального порядка, гениальный экспериментатор снова приступает к уникальным, никем доселе невиданным операциям. В 1946 году впервые в мире он провел операцию по пересадке второго донорского сердца в грудную полость собаки. В 1947 году разработал уникальный сердечно-легочный препарат с коронарным кругом кровообращения. Была произведена полная замена сердечно-легочного комплекса. Оказалось, что заменить сердце вместе с легкими, с хирургической точки зрения, гораздо легче, чем произвести замену одного сердца без легких. Позже он провел новый эксперимент, в котором пересадил собаке только легкое, на этот раз, без сердца. А через год пересадил печень.
В 1951 году советский ученый создал первый совершенный протез, по форме и размеру напоминающий настоящее сердце. Работал протез от пневматического привода, роль которого играл пылесос. В том же году Демихов произвел первую замену сердца собаки на донорское без аппарата искусственного кровообращения.  Эти операции он проводил на глазах у сотен врачей.
Это доказывало возможность проведения подобной операции на человеке. Эти достижения стали мировой сенсацией. Но власти в СССР на эти чудо-эксперименты внимания не обращали, или, что еще хуже, обзывали ученого шарлатаном.
На весь мир прославила Демихова еще одна уникальная операция. В 1954 году он совершил пересадку щенячьей головы с передними лапками на шею взрослой собаки, причем обе эти головы могли лаять и одновременно принимать пищу. Нашлись, конечно, и критики, посчитавшие, что практического применения это вивисекторство не несет, но сам Демихов горячо доказывал, что двухголовая собака – это прямое доказательство того, что мозг может продолжать работать, даже если голову пересадить на другое тело.
Демихов, в одиночку, проводил исследования, которые были под силу только огромному научному коллективу. Он постоянно придумывал новые идеи и проводил эксперименты. Владимир Демихов знал, что с помощью пересадок жизненно важных органов можно продлить человеческую жизнь. И он хотел осуществить это, хотя бы в эксперименте.
В 1955 году Демихов перешел на работу в 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, где проработал до 1960 года. Видные медики Чехословакии, Великобритании и США приезжали в СССР лишь для того, чтобы присутствовать на операциях Демихова. Ему присылали персональные приглашения на симпозиумы в Европе и США. Однако Демихова выпустили за границу только однажды, в 1958 году.  В Германии на международном конгрессе по проблемам трансплантологии его доклады имели сенсационный успех. Ему сразу предложили работу в крупнейших мировых клиниках, а также присвоили почетную степень доктора медицины. На родине же ученого обвинили в подрыве интересов страны и в раскрытии государственных секретов. Его обманом отправили в посольство СССР, а оттуда тайно перевезли в Москву. После этого В.П.  Демихов стал невыездным.
В 1960-м году из-за обострения отношений с директором института В. В. Ковановым, который не допускал к защите диссертацию Демихова на тему «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте», он  был вынужден перейти в Институт скорой помощи имени Склифосовского. Там для него открыли «лабораторию по пересадке жизненно важных органов». В реальности это было помещение площадью 15 кв. метров в подвале флигеля института, половину которого занимали аммиачная установка и шкаф с препаратами и инструментами. Плохое освещение, сырость, холод. Оперировали при освещении обычной лампой. Аппаратуры никакой - самодельный аппарат искусственного дыхания, да все время ломавшийся списанный кардиограф. Вместо компрессора использовали старый пылесос. Под самыми окнами «лаборатории» кочегарила котельная, заполняя помещение едким дымом. Помещения для содержания экспериментальных собак не было, животные ели, пили, принимали лекарства и процедуры и оправлялись тут же, в «лаборатории». Собак, участвовавших в экспериментах, ученый выхаживал после операций у себя дома. Правда, позже под лабораторию дали полторы комнатки этажом выше. Вот в таких условиях советский ученый ставил эксперименты, о которых потом заговорил весь мир.
Лишь в 1963 году В.П. Демихов защитил в один и тот же день сразу две диссертации - кандидатскую и докторскую. К середине 1960-х годов он разработал технику пересадки практически всех органов - как изолированно, так и в комплексе. В 1960  году вышла книга Демихова «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте», которая стала первой в мире монографией по трансплантологии. В 1962 году эта книга была переиздана в Нью-Йорке, Берлине, Мадриде и долгое время была единственной монографией в области трансплантации органов и тканей. Как и весь мир, южно-африканский хирург Кристиан Барнард знал об опытах Демихова. Для того, чтобы увидеть его операции, он дважды приезжал в Москву. Ему повезло. Он смог присутствовать на операции Демихова по пересадке сердца собаке. Этот опыт был бесценен. Вернувшись домой, Кристиан Барнард начал отрабатывать на животных технику трансплантации. И 3 декабря 1967 года провел операцию по пересадке сердца от человека к человеку, сделавшую его всемирно знаменитым. Кристиан Барнард называл советского ученого-экспериментатора Владимира Демихова своим учителем и отцом кардиотрансплантологии.

Лаборатория под руководством Демихова работала до 1986 года. Разрабатывались методы пересадки головы, печени, надпочечников с почкой, пищевода, конечностей. Результаты этих экспериментов были опубликованы в научных журналах. Работы Демихова получили международное признание. Ему присвоено звание почетного доктора медицины Лейпцигского университета, почетного члена Королевского научного общества в Уппсале (Швеция), а также Ганноверского университета, американской клиники Майо. Он стал обладателем почетных дипломов научных организаций разных стран мира. А в  СССР его достижения были скромно отмечены  «ведомственной» премией имени Н.Н. Бурденко.

Когда в 1996 г. в Москву приехал легендарный Майкл Дебейки, чтобы подстраховать наших врачей, которые делали шунтирование сердца Ельцину, он сказал журналистам, что хотел бы поклониться великому Демихову. Ни один из журналистов не знал этой фамилии, тогда Дебейки повторил по слогам, полагая, что его просто не понимают. Дебейки жалел, что Демихов — не врач, а биолог и не может продемонстрировать свою виртуозную технику операции на человеке.

А Демихов в то время доживал свой век в маленькой однокомнатной квартире со старой мебелью. Он был выжат до дна бесконечной травлей. 22 ноября 1998 года Владимир Петрович умер от аневризмы в своей квартире на окраине Москвы. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Лишь 27 июня 2016 года в Москве в новом здании НИИ трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова состоялось торжественное открытие памятника В. П.  Демихову. А на его могиле на Ваганьковском кладбище был установлен памятник.


Рецензии