Водолазные работы на Адмирале Нахимове
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года спасательное судно Черноморского пароходства «Аметист» стояло в порту Керчь. Согласно записи в судовом журнале на судне всё было благополучно. Однако около 6 часов утра 1 сентября из Одессы было получено указание немедленно «следовать в район порта Новороссийск к месту аварии». Была объявлена общесудовая тревога и вся ситуация резко обострилась. Через полчаса судно вышло в море, и за полтора часа хода было полностью подготовлено для оказания помощи «аварийному судну», названия которого спасатели пока не знали. При подходе к Новороссийску по УКВ связи было получено указание готовить к работе водолазов-глубоководников на месте гибели пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов». После прихода спасателя в предполагаемый район гибели Адмирала Нахимова начались поиски точного места гибели парохода.
1 сентября 1986 года уже в 14 часов 25 минут эхолот спасательного судна «Аметист» показал подводное препятствие с координатами: 44°35'95" северной широты, 37°52,90" восточной долготы. В 19 часов 38 минут с водолазного бота на затонувшее судно был спущен гражданский водолаз(предположительно Юрий Владимирович Смага), который сообщил, что он видит пароход «Адмирал Нахимов», лежащий с большим креном на правом борту, кормой в сторону порта. На следующее утро (2 сентября), в 7 часов 15 минут к месту гибели «Нахимова» на помощь гражданским водолазам прибыло специализированное спасательное судно Черноморского флота СС-21. К выполнению спасательных работ были также срочно привлечены и водолазы-разведчики 17-й бригады спецназа Черноморского флота, которые базировались в Очакове на острове Первомайский. Из Очакова на борт СС-21 уже 3 сентября прибыла группа водолазов-спецназовцев численностью порядка двадцати человек под командованием заместителя командира 17-й бригады по водолазной подготовке капитана второго ранга Овечко.
Были сформированы две группы гражданских и военных спасателей:
(а) - Черноморского морского пароходства в составе спасательных судов Аметист, Антарес и Гепард, а также водолазных судов Водолаз Лесничий, Водолаз-2 и плавучего крана Севастополец
(б) - Черноморского флота в составе спасательных судов СС-21, СС-47, Эльбрус, спасательного буксира СБ-4 и водолазных морских судов ВМ-108, ВМ-230.
Водолаз Юрий Смага получил задание в первую очередь найти и поднять тело начальника КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова. В каюте генерала не оказалось – там была только его дочь. Крикунова вместе с внуком нашли в одном из коридоров. После эвакуации тела генерала приступили к подъёму тел остальных погибших.
Один из наиболее опытных водолазов-спецназовцев 17-й бригады капитан-лейтенант Игорь Викторович Ивлев о гибели «Нахимова» узнал, находясь в отпуске в Ленинграде. Его немедленно отозвали в Очаков. В бригаду поступило распоряжение подготовить группу водолазов из пятнадцати - двадцати человек для работы на «Нахимове». Ивлев пошел в эту группу простым водолазом, хотя и был в звании капитан-лейтенанта. Третьего сентября группа водолазов-спецназовцев вылетела на самолете Черноморского флота в Анапу. Из Анапы прибыли в Новороссийск. С берега катером были доставлены на борт спасательного судна СС-21. На следующий день пришла плавказарма, и спецназовцы перебрались на нее. Там условия жизни были вполне приемлемые. Баркас доставлял водолазов на СС-21, где проводились спуски. Потом спецназовцы возвращались обратно на плавказарму.
Первый ознакомительный спуск Игорь Ивлев сделал в паре со старшим лейтенантом Сергеем Мизгиревым. Спустились днем. Водолазы осмотрели корабль, прикинули, где и как работать. Носовую часть судна обследовали гражданские водолазы. Флотские водолазы работали, в основном в центральной части лайнера. Водолазы же спецназовцы обследовали весь корабль, помечали каюты с погибшими пассажирами и устанавливали магнитные мины для выбивания дверей взрывом. Флотские водолазы спускались на Нахимова с помощью водолазного колокола. Спецназовцы спускались на специальной водолазной беседке, где с ними находился тяжелый страхующий водолаз, у которого была телефонная связь с обеспечивающим спуск кораблем.
Водолазы спецназовцы спускались на Нахимова только ночью. Делалось это для того, чтобы за ночь муть от подрывов мин успокоилась, и днем могли работать флотские водолазы. В месте, где лежал корабль, было довольно приличное поперечное течение, которое сильно мешало работать. Места установки мин для проделывания проходов внутрь парохода были разные. Иногда везло, и ставить мины приходилось недалеко от беседки. Но бывало, что нужно было плыть на другой конец корабля. А он длиной пятьсот пятьдесят метров! Для того чтобы не сносило, водолазы с напарником ложились на борт, каждый по своему ряду иллюминаторов и продвигались вперед рывками, подтягивая тело руками. Спецназовцы работали почти на пределе глубины, позволяющей работать в изолирующих дыхательных аппаратах ИДА-71. Под воду ходили, в основном, офицеры и мичманы. Из моряков спускались только один или два человека. Каждая пара делала по два боевых спуска. Игорь Ивлев почти всегда спускался с Сергеем Мизгиревым.
Так продолжалось несколько дней. Однако 9 сентября Игорь Ивлев спустился на Нахимова в паре с мичманом Юрием Полищуком. Они служили в одном подразделении и хорошо знали друг друга уже порядка 5 лет. В этот раз грести им нужно было в одну из самых дальних точек. Отплыли от оставшегося в беседке тяжелого водолаза, опустились на борт и пошли вдоль него. Цепляясь за иллюминаторы, дошли до нужной двери. Установили мины и вставили в них электродетонаторы. Проверили, не запутан ли саперный провод и, убедившись, что все в норме, стали возвращаться. К сожалению, страховочные концы обоих водолазов за что-то зацепились, и их пришлось обрезать, что сразу, по правилам водолазной службы поставило их в категорию аварийных, о чём страхующий тяжелый водолаз матрос Исиченко немедленно по телефону доложил находившемуся на СС-21 руководителю спуском.
При подъёме на поверхность Юрий Полищук потерял сознание и выпал из водолазной беседки опять на дно. Сильно рискуя, работая практически без декомпрессии, тяжелым водолазам, срочно спустившимся с СС-21, удалось найти Полищука, быстро поднять его на корабль и поместить в барокамеру. Врачи долго боролись за жизнь отважного моряка, однако спасти его не удалось. 10 сентября 1986 года мичман Юрий Владимирович Полищук, 25-летний командир взвода водолазов-разведчиков 17-ой бригады спецназа Черноморского флота скончался, не приходя в сознание.
19 сентября 1986 года погиб 36-летний флотский тяжелый водолаз мичман Сергей Александрович Шардаков с СС-21. Он получил задание проникнуть в 41-ю каюту, в которой, по словам очевидцев, остались запертыми дети. Пытаясь открыть дверь ломиком, он запутался в собственных кабелях и шлангах, не смог вовремя провентилировать скафандр и потерял сознание. Напарнику удалось вытащить потерявшего сознание мичмана из коридора, однако он скончался еще до прибытия помощи с поверхности. После гибели второго водолаза, а также вследствие завершения обследования большей части помещений, производство подводных работ на затонувшем лайнере решением Правительственной комиссии было прекращено.
В некоторые каюты водолазам так и не удалось проникнуть. К этому моменту было обследовано 253 помещения, что составило 52 процента от подлежащих осмотру, обследован участок дна площадью порядка 30 000 квадратных метров, найдены и подняты 129 тел (111 из корпуса парохода, 18 с грунта). 64 тела так и остались покоиться на борту затонувшего парохода. Катастрофа унесла жизни 423 человек — 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Подробности катастрофы «Адмирала Нахимова»
описаны в статье: Буйло С.И. Последний рейс Адмирала Нахимова. ПрозаРУ (http://proza.ru/2017/06/18/1355).
При написании статьи использованы воспоминания участников и свидетелей описываемых событий.
2025 г.
Свидетельство о публикации №225061501705