Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира,
Друзья!
Из Сети
"В 2025 году отмечается 90 лет со дня подписания Пакта Рериха, Международного договора об охране художественных и
научных учреждений и исторических памятников. Инициатор договора – великий русский художник, ученый, мыслитель,
путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Международной научно-общественной конференции
«Пакт Рериха и Знамя Мира – основа будущего развития России»
Москва, 9–10 октября 2025 года
Организаторы конференции:
Международный Центр Рерихов
Московское отделение Международного Центра Рерихов
Соорганизаторы:
Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов
Международный Совет рериховских организаций имени С.Н.Рериха
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих".https://icr.su/
...Други!
"Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское
отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». В этом году программа
посвящается 90-летию со дня подписания Пакта Рериха – выдающегося события ХХ века, роль которого в мировой истории со
временем будет все более возрастать.
20 мая 2025 года в рамках программы состоялсь онлайн-лекция «Эволюционный потенциал Пакта
Рериха с точки зрения Живой Этики».
Пакт Рериха – явление уникальное. Это первый в истории человечества международный договор об охране мирового
культурного наследия. Но его отличает не только это. Пакт Рериха имеет и глубокий философский смысл, выраженный в его
опознавательном флаге, названном Н.К.Рерихом Знаменем Мира. Пакт Рериха тесно связан с философскими идеями Живой
Этики. Синтезировав величайшие накопления человеческого знания, научные открытия Запада и духовный опыт Востока,
Живая Этика существенно расширяет границы познания, раскрывает особенности процесса эволюции земного человечества в
космическом масштабе и утверждает культуру как основу эволюционного продвижения человека. Культурное наследие,
которое призывает сохранять Пакт Рериха, причем как в военное, так и в мирное время, играет в этих процессах
основополагающую роль. Новая система познания Живой Этики и космическое мышление, оказавшие свое влияние на
создание Пакта Рериха и его Знамени Мира, на эволюционное понимание культуры, позволяют решать глобальные проблемы
современности.
Глубинную суть Пакта Рериха и Знамени Мира раскрывают труды выдающегося индолога, философа и писателя, ведущего
исследователя наследия семьи Рерихов и философии Живой Этики академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. В
частности, она впервые проанализировала метаисторический смысл Пакта Рериха, напрямую связанный с его эволюционной
сутью.
В лекции были освещены основные вехи развития идеи Пакта Рериха, утвердившего приоритет защиты культуры как
необходимое условие для дальнейшего продвижения человечества и существования планеты Земля. Также были
рассмотрены проблемы современного положения культуры, нашедшие отражение в некоторых известных научных
исследованиях, что подчеркивает актуальность идей Пакта Рериха и Знамени Мира".https://icr.su/
...Увы, для фашистских подонков из Израиля и Украины,видимо,нисколько не важны ни больная наша планета, ни истинная Культура, ни гонимые силами тьмы Рерихи!
В.Н.
**************
1.Программа в Казани, посвященная 90-летию Пакта Рериха
19 апреля 2025 года в Галерее современного искусства г. Казани продолжил работу лекторий «Держава Рериха»,
организатором которого выступило Татарстанское рериховское культурное объединение (ТРКО) при поддержке
Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Международного Центра Рерихов (г. Москва).
Посетителям лектория была представлена программа, посвященная 90-летию Пакта Рериха
Подписание первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников
– Пакта Рериха – стало выдающимся событием XX века. Впервые в истории человечеству была предложена новая концепция
достижения мира во всем мире – через Культуру. Ее автор и вдохновитель – великий русский художник, ученый, писатель,
неутомимый и отважный путешественник, крупный общественный деятель Николай Константинович Рерих.
Дания Ибрагимова, сотрудница ТРКО, рассказала об истории продвижения Пакта Рериха от возникновения идеи до его
подписания, а также о концепции Культуры Николая Константиновича Рериха.
Предвидя грядущие военные потрясения, несущие гибель культурным ценностям, Н.К.Рерих в 1929 году создал проект
международного договора о защите культурного наследия и его отличительный флаг «Знамя Мира», который должен
подниматься над всеми объектами, подлежащими защите: «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим
самым уничтожаем физическое поле войны». Флаг представляет собой белое полотнище, на котором изображен символ
Триединства – три малых амарантовых круга в большом. Он символизирует прошлое, настоящее и будущее в пространстве
вечности, или синтез религии, науки и искусства в едином круге Культуры. Художник объяснял, что выбрал этот знак под
впечатлением от иконы Андрея Рублева «Троица». Рерих называл Знамя Мира Красным Крестом Культуры, охраняющим
духовное здоровье человека и предотвращающим войны.
Художник был убежден, что «…народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для
настоящего преуспеяния». Он организовал широкое международное движение во многих странах.
Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан в Вашингтоне 15 апреля
1935 года представителями двадцати одного государства Америки. В этом договоре, который получил название «Пакт
Рериха», реализовалась великая идея художника о необходимости защиты культурного наследия от вандализма человека не
только в период войн, но и в мирное время. Важно, что Пакт говорит о необходимости защиты и всего персонала охраняемых
культурных учреждений.
Пакт Рериха, как универсальный документ, содержит в себе целую программу действий для мировой общественности по
охране культурного наследия. Многочисленные статьи и очерки Н.К.Рериха, посвященные Культуре, созданные в
подготовительный период подписания Пакта, как отмечается в научных исследованиях, всесторонне раскрывают эту
программу. Она охватывает практически все сферы бытия человека: воспитательно-образовательную, духовно-нравственную,
социально-экономическую и т.д.
С некоторыми очерками Н.К.Рериха этого периода слушателей познакомили сотрудницы ТРКО Любовь Осипова и Диана
Галлямова. В своем выступлении Любовь Осипова рассказала слушателям об очерке «Женщинам». Она отметила, что
особое место в трудах Николая Константиновича Рериха и его супруги, уникального философа Елены Ивановны Рерих
уделяется роли женщины. Ее значение в жизни семьи и общества, в деле культурного строительства трудно переоценить. И
Знамя Мира на картинах Рериха – в руках у женщины. Николай Константинович писал: «Пусть теперь женщина – Матерь
Мира – скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот свет, и в чем будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии
знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота». Во время своего выступления Любовь Осипова
прочитала слушателям стихотворение Н.К.Рериха «Владычица Знамени Мира».
Диана Галлямова познакомила присутствующих с очерком «Культура –сотрудничество». В этом очерке Н.К.Рерих пишет о
самом сердечном желании привлекать сотрудников к действиям и давать им возможность стать сотворцами, создателями
ступеней. «В час трудный, во время напряжения всемирного является возможность объединиться под благородным
обобщающим понятием. Культура – это и пробный камень молодости сердца», – писал Николай Константинович.
В своем великолепном очерке «Творящая мысль» Николай Рерих отмечает значение и мощь мысли. Он говорит о том, что
необходимо осознавать ее динамическую силу, обуздывать и направлять ее по правильным руслам: «Человечество спешно
приготовляется для эволюции, и ближайшею обязанностью его является мыслить об этой грядущей эволюции, мыслить
о будущих поколениях. Вы ответственны за будущее поколение, и неизбежна для вас ответственность эта. Мы можем
получить великое счастье посредством прекрасной мысли».
Доклады выступающих сопровождались презентациями. В конце мероприятия зрителям представили слайд-программу
«Символ Триединства в картинах Н.К.Рериха».
https://icr.su/
********************
2.Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира.
Европа.
Древняя Греция оставила миру богатое культурное наследие, которое оказало значительное влияние на всю Европу и на
некоторые регионы Востока. От той эпохи сохранилось большое количество керамических сосудов, расписанных в разных
стилях и несущих на себе различные знаки, в том числе и знак триединства. Изображение в виде трех кружков можно увидеть
уже на керамике с геометрическим орнаментом, которая была распространена в Греции в VIII веке до н.э. Но наиболее часто
троичный символ начинает встречаться с VI века до н.э., когда появляются терракотовые сосуды с черно- и краснофигурной
росписью, сюжетами для которой послужили события, описанные в античной мифологии и эпических сказаниях. Тремя
кругами орнаментировалась одежда изображаемых героев, различные предметы, музыкальные инструменты, иногда – фон.
Знак триединства нередко изображали и над рисунками чаш.
Три круга, а также солярный знак в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки, – вариант трискеля, – художники
нередко наносили на рисунки доспехов и щитов древнегреческих воинов. С VI века до н.э. на Панафинеях, празднествах в
честь богини Афины, победителям спортивных и музыкальных состязаний стали вручать чернофигурные амфоры с
оливковым маслом из священных рощ Аттики. На лицевой стороне панафинейских амфор неизменно изображалась Афина-
Воительница в полном вооружении. В одной руке Афина держала копье, в другой – щит, который обычно украшался
различными эмблемами, в том числе и символом триединства.
В первом тысячелетии до н.э. обширная территория Западной Европы была заселена кельтскими племенами – галлами. В их
искусстве триединый знак прослеживается, начиная с V века до н.э. Он изображался кельтами на различных предметах –
ювелирных изделиях, посуде, доспехах и оружии воинов, на конской упряжи, деталях колесниц. В этот период в галльских
изделиях появляются мотивы и в виде солярных символов – трискелей, нередко заканчивающихся тремя кругами. С IV века
до н.э. к ним добавляется изображение необычных человеческих лиц, так называемых «масок», фантастических животных в
виде драконов, грифонов, звериных мордочек. Один из уникальных предметов в таком стиле был обнаружен недалеко от
Парижа в гробнице знатного кельта, предположительно друида. Названный Куполом драконов из Руасси, этот бронзовый
предмет состоит из трех наложенных друг на друга кругов с соединенными между собой драконами и шариками-глобулами.
Верхний круг в виде полусферического образования с тремя крупными глобулами располагается на вершине купола,
представляя таким образом символ триединства. Ученые пока не смогли разгадать назначение этого предмета, но они
считают, что в куполе с драконами отражено представление кельтов о Вселенной, которая, как видно из самого изделия, в их
познании имела три уровня и завершалась единой триадой.
Кельтское континентальное искусство оказало большое влияние на культуру всей средневековой Европы. А в Ирландии и
Британии, начиная с VII века, оно легло в основу островного стиля, отразившегося в образах христианства, которое к тому
времени было принято проживавшими там кельтами и другими народами. Знак триединства изображался в самых разных
видах и в большом количестве. Три круга или три спирали в кольце и без кольца, трискели, состоящие из дуг, змей, грифонов
– все эти символы могли вписываться в орнаменты с разнообразными узлами, плетенками, нередко состоящими из змей,
фантастических зверей, человеческих фигур; они могли располагаться в круглых медальонах или орнаментировать одежды и
нимбы фигур, украшать образы животных. Троичный знак можно увидеть над головой Христа на бронзовом Распятии из
Риннегана, под ручками Ардагской чаши – ирландского потира, на шкатулках-реликвариях, на рельефах каменных крестов, в
миниатюрах рукописей евангелий.
Одной из рукописей, где очень ярко представлен символ триединства, является Келлская книга, шедевр островного искусства
миниатюры конца VIII – начала IX веков. Состоящая из четырех евангелий и дополнительных материалов, книга украшена как
небольшими рисунками в самом тексте, так и полностраничными красочными изображениями с многочисленными трискелями
и тройными кругами. На одной из ее миниатюр представлен необычайно прекрасный образ Христа, восседающего на троне в
центре символического распятия. В одной руке Он держит книгу, в другой – скипетр. Вокруг Его головы – огромный солнечный
нимб с тремя крупными украшенными кругами. Внутренняя часть нимба состоит из лучей, каждый из которых, заканчивается
знаком триединства в виде трех кружков. Одежда Христа и ткань на троне также орнаментированы троичным символом [9].
Триединый знак был широко распространен и у народов Европы периода Средневековья. В архитектуре он встречается как
при франках в V–IX веках, так и в более поздний романский период. Но наибольший расцвет его использование достигает во
время готики, когда храмы с высокими сводами, стрельчатыми арками и устремленными ввысь башенками, стали обильно
украшаться этим символом. В виде рельефных трискелей, трилистников и трех кругов, заключенных в окружность, он
покрывал стены готических соборов, образовывал ажурные узоры башенок и галерей, украшал витражи и окна. Окна могли
быть простые, в виде отдельных трилистников или их групп, так и сложные – в виде цветка или звезды, так называемые окна-
розы, в которых символ триединства был частью их общей формы. Наверное, трудно найти хоть один готический собор, где не
было бы этого знака в том или ином виде. Собор Парижской Богоматери, Амьенский, Реймский, Мецкий, Руанский во
Франции; Кельнский и Наубургский в Германии; Бургосский в Испании; Кафедральный собор Святого Вита в Чехии;
Солсберийский, Линкольнский соборы в Великобритании и многие другие церковные постройки и гражданские здания той
эпохи несут на себе троичный символ.
Храмовая скульптура, алтарные изображения и священные предметы средневековой Европы также отмечены тройственным
знаком. Он украшал алтари соборов и часовен, переносные алтари-складни, часто изображался на скульптурах, в
живописных изображениях, на вышивках и гобеленах – по краю нимба, на головных уборах священников – митрах, в виде
фибулы-броши на груди Христа, святых и епископов, на короне Девы Марии.
Символ триединства часто присутствует и в европейских рукописях Священного Писания и богослужебных книг, широкое
изготовление которых началось на материке со времен франкского государства. В средневековых миниатюрах он мог
украшать изображения храмов, небесных сводов, нимбы и одежды фигур. Также он использовался для иллюминации
заглавных букв в текстах. В период Возрождения знак триединства в различных формах возникает на картинах великих
мастеров той эпохи: Сандро Боттичелли, Тициана, Маттео ди Джованни и других. Часто он встречается на полотнах
нидерландских художников эпохи Северного Возрождения. Так знаменитый Гентский алтарь братьев Губерта и Яна ван Эйков
украшает окошко, выполненное в виде трилистника. Рогир ван дер Вейден в картине Страшного Суда изображает архангела
Михаила, который взвешивает души людей, с круглой брошью с триединым знаком. Неоднократно этот символ использует в
своих работах и Ганс Мемлинг, помещая его в виде застежки-фибулы на груди Христа.
Примечание
В подписи к миниатюре указано, что это портрет Иоанна евангелиста. Но изображение фигуры на троне в центре Распятия
и с огромным солнечным нимбом над головой позволяет отнести ее к Иисусу Христу. В искусстве VIII–X веков в Ирландии и
Британии были распространены каменные кресты с рельефными изображениями, на которых с одной стороны помещалось
Распятие, а на другой – фигура Христа в различных сценах. Лик Спасителя в центре креста имеется и в мозаике равеннской
базилики Сант–VI века?
https://icr.su/
*************
3.Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира.
Византия и Восточная Европа
Возникшая в IV веке на восточных землях Римской империи Византия впитала в себя как восточные традиции, так и античную
культуру Древней Греции. На этой основе стало создаваться ее искусство, претворившееся в по-новому осмысленные
художественные образы. В большой мере эти образы отразились в ее христианской культуре, активно развивавшейся в то
время. Влияние новых представлений Византии не ограничивалось только территорией ее империи, которая на протяжение
веков постоянно изменялась, но распространилось и на страны, принявшие восточно-христианскую культуру. Ее наследие
представлено в Греции, Италии, Турции, Сирии, Палестине, Египте, Грузии и Армении, Сербии и Македонии, Болгарии и
некоторых других странах.
В византийском искусстве символ триединства можно видеть в ранних сохранившихся храмах, в их мозаиках V–VII веков. В
базиликах Сан-Витале и Сант- Аполлинаре-ин-Классе, воздвигнутых в итальянской Равенне, этот знак присутствует в
различных вариантах – в образе трех плодов на венке, окружающем Агнца Божия; в виде трех кругов или трех мозаичных
плиток в орнаментах, на одеждах и книгах, которые держат в своих руках Христос Вседержитель и ангел. В храме Димитрия
Солунского в греческих Солониках узор в виде трилистников орнаментирует одежду святого Георгия и святого Сергия
Римлянина. Троичный символ имеется на древнейших, дошедших до нас иконах VI века из монастыря святой Екатерины на
Синае, выполненных в античной технике восковыми красками на деревянной основе. Одна из них представляет Христа
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Семья Рерихов ; Эволюционные действия Рерихов ; Живая Этика ; Пакт Рериха ; МЦР ; Музей имени Н.К. Рериха
Л.В. Шапошникова ; Защита ; ОНЦ КМ ; Конференции ; Чтения ; Культурно-просветительская работа ; Творческие отделы
Главная страница » Новости » Новости МЦР » 2025
Пантократора, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. На Евангелии изображен крест и четыре
группы из трех белых кругов, расположенных вокруг креста.
В дальнейшем символ триединства часто изображался во многих православных храмах на фресках и на иконах. Нередко его
можно видеть над головами святых, на венцах и коронах, а также у ангелов – над передней частью повязанных вокруг головы
лент. Николай Константинович Рерих, хорошо знавший византийскую традицию, тоже изобразил этот знак на своей картине
«Сокровище ангелов» – на голове ангела, охраняющего Небесный камень. Троичный знак широко включался в орнаменты,
украшал одежды святых, ткани, книги. Так на фреске Оплакивания Христа из церкви Богородицы Перивлепты в македонской
Охриде, мотив из трех колец орнаментирует белый плат, на который положено тело Иисуса, снятого с креста. Очень часто
орнаментом из трех кружков или колец украшалась рубашка-хитон младенца Христа, находящегося на руках Божией Матери.
Сохранилось множество росписей и икон с таким изображением. Одно из них – фреска Богородицы «Живоносный Источник»
из притвора сербского патриаршего монастыря города Печ. «Радуйся, о Ты, Источник жизни для всех людей» [10], – поется в
одном из гимнов, посвященных Богоматери. Стоящая в молитве, с распростертыми руками, Она облачена в синюю тунику и
темно-вишневое покрывало-мафорий. На Ее груди располагается чаша с младенцем Христом, одетым в белый хитон с
орнаментом в виде трех красных колец.
Встречается знак триединства, расположенный как по краю нимба Христа, так и внутри самого нимба. В монастырях Зарзма в
Грузии и Тири в Южной Осетии представлены одни из таких примеров. Так фреска «Моление о Чаше» грузинского монастыря
изображает коленопреклоненного Христа, молящегося в Гефсиманском саду перед принятием крестного подвига. В Евангелии
говорится об этом так: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует
Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» [11]. В нимбе Христа на крестообразных полосах изображены три группы из
трех колец.
Троичный символ можно увидеть на изображениях престолов, за которыми происходит причастие апостолов Христом, и на
рипидах [12], которые держат в руках ангелы, участвующие в совершении Божественной литургии. На фреске церкви святого
Андрея на реке Треске в Македонии мотив в виде трех кругов нанесен на священный плат – покровец, покрывающий фигуру
младенца Христа, лежащего на дискосе на престоле во время таинства литургии. Два ангела осеняют Его рипидами в форме
звезд с троичным знаком на их концах. Такое изображение, конечно, символично. Оно образно представляло претворение
хлеба причастия, Агнца [13], в тело Христово и утверждало возможность духовного приобщения к энергиям Мира Высшего,
без которых не может существовать человечество. «Не одним хлебом живет человек» [14], – сказал сам Иисус, повторив
древнюю мудрость. Но это также и символ Великой Космической Жертвы Христа, еще мало понятой человечеством и
отмеченной на данной фреске не только крестом, но и триединым знаком.
Литература и примечания
1. Сайт: Ecumenical Patriarchate Orthodox Metropolitanate of Hong Kong and South East Asia. Bright Friday. Режим доступа:
https://omhksea.org/archives/1005
2. Евангелие от Матфея 26:39.
3. Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность богослужения, представляющая собой серебряный или
золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга часто изображается лик шестикрылого серафима.
4. Агнец – четырёхугольная частица, вырезаемая из просфоры и прелагаемая во время литургии в тело Христово.
5. Второзаконие 8:3. В Евангелиях это изречение дано в изменении. См.: Евангелие от Матфея 4:4.
(Продолжение следует).
https://icr.su/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
15 июня 2025 года
Свидетельство о публикации №225061500255