Крым 2025. По законам военного времени

Вот я еду в эти два новороссийские региона Таврии. В 3-й раз. Многое в них изменилось. Не все в лучшую сторону. Кроме чисто краеведческой темы будет затронута и немного печальная. Так уж получилось, что сейчас (после 2022-го) обе темы неразделимы…

Громкий автобус

Беспересадочных поездов из Волгограда в Крым в начале июня не было. На состав «Таврия» (который был обязан двигаться с Урала до Симферополя) билеты или уже были раскуплены, или вообще их продажу отменили. О странной «оптимизации» тут будет сказано еще не раз…
Пересадки через Краснодар не хотелось, и я купил билет до Симферополя на единственный доступный в тот день автобус. С отправлением в 19.00 с центрального автовокзала. Он оказался таинственным. Так как ни в сети, ни у работников касс его маршрут следования не был указан.
Подумал, что поедет классическим способом – то есть через Тамань и Крымский мост. А как еще?
Но не тут-то было! Схему проезда я увидел уже на самой вывеске автобуса – он должен был следовать через ДНР, Запорожье, Херсонщину, а далее – через КПП «Джанкой». Что ж, я в этих местах ни разу не был. С одной стороны, мне было интересно. С другой стороны, интересно было военнослужащим 10 разных КПП и блокпостов. Кто я такой, что у меня в карманах и рюкзаке, куда и зачем направляюсь. Часть мужчин должны были еще иметь бумагу, объясняющую то, почему они не служат или ту, которая говорит, где они служат. Я опишу треть пассажирского состава, по понятным причинам, не указывая рода их деятельности. Один пассажир (слегка неопрятный, с раной ноги, с попутчиками в виде несовершеннолетних племянницы и племянника) сумел  (с большим трудом) договориться о провозе собаки, переведя на карту одному из шоферов 5 000 рублей. Из-за второго мы чуть опоздали (у него вообще не было одной ноги). Третий, как потом выяснится, будет без умолку переговариваться по телефону, лишь один раз прервавшись на сон. Парочка последних были слегка «под шофе». Один (среднеазиатской наружности) соблазнял другого «продолжить банкет» прямо в салоне, поэтому водителям на территории сразу нескольких «караван-сараев» приходилось вырывать у него бутылку с выпивкой, грозясь ППС. Емкость отнять удалось лишь на 3-й из остановок. До самого (долгожданного для всех) момента засыпания парень кричал, что лучше бы уж его отвезли в отдел. Он явно не хотел попасть туда, куда попасть был обязан – там его точно должны были «убить» или, по крайней мере, «искалечить». Он орал всем (по факту, обращаясь лишь к водителям и коллеге-попутчику) что знает свою судьбу. Видно было, что человек нервничает и хочет с кем-то постоянно общаться (это отвлекало от трагических мыслей). Он заявлял где он, как он, что думает о трех разных структурах ВС РФ – ничего не стеснялся, предчувствуя «скорый конец». Я, конечно, в силу, сами знаете каких причин, его слов приводить не буду. Лучше напомню, что всем мужчинам пришлось за время поездки покидать транспорт 10 раз! Знал бы о таком приключении, все-таки поехал бы на поезде – плевать на эту краснодарскую пересадку (на обратном пути я ее сделал). Города Новороссии, открывшиеся нам уже поутру, кое-где оказались с запоминающимися архитектурными достопримечательностями (особо светлые прогрессивные свежие ЖК украшают Мариуполь). А также с тучными очень «кривыми» лугами, насыщенными ярко-зелеными полями разных оттенков, покрытыми 5 видами цветочных куртин (в некоторых городках даже были предусмотрены недолгие стоянки). Только вот жизнь в них такая сложная, что людям в особо «горячих» точках сейчас не до уборки мусора. К примеру, на момент проезда через них нашего автотранспорта нигде не было электричества. Работница магазина сказала, что диверсанты опять взорвали «общую» электростанцию. Вместо компьютеров/касс/терминалов – классический расчет наличкой. Вместо светофоров – ДПС-ники-регулировщики на перекрестках. Торговые пункты в виду этого работают всего несколько часов в день, а покупатели выносят, в первую очередь, воду. Нет энергии – нет и нормальной работы водоканала (как, впрочем, и остальных коммунальных служб). Очень много работ по реконструкции (сей факт создает неудобства не только здесь, но и в обоих регионах Крымского ФО – просто приезжайте, если не верите, такой «разрухи» и откровенной путаницы еще не было). Невинных людей очень жалко (я сейчас о жителях и Новороссии, и именно Крыма).
Куда пропали беспересадочные ЖД- и авторейсы? Видимо, это оптимизация транспортной сферы. Как говорится во многих полинациональных сказаниях Крыма: «чтоб была всем справедливость».

Интернет и воздушная тревога

Многие операторы мобильной связи откровенно врут голосами своей техподдержки. Мол, войдите в настройки и в ручную выберите одного из 2 крымских интернет-провайдеров. Это наши партнеры – никакого роуминга, все бесплатно (ведь закон-то давно вышел). Но это переключение даст вам лишь такой интернет, который сильнее «оживляет» навигатор яндекс-карт. Некоторые, плюясь, все же покупают местные СИМ-карты (и это при постановлении об отмене роуминга!), но они прибавят вам лишь один бонус – отправку и получение текстовых сообщений в мессенджерах.
Целая когорта ушлых предпринимателей на этом спекулирует, расставив свои лотки и даже автоматы по продаже «паутинового» трафика на каждом углу. Кому война, а кому мать родна…
Отправлять фото- и видеофайлы у вас не получится. От слова «совсем». Просто смиритесь с этим. Слушал много раздражений по этому поводу, но они похожи на порицание снега зимой или дождя осенью. После 2022 года в новых регионах РФ не будет «хорошего» радио, телевидения и интернета. У кого-то имеются смартфоны и айфоны с «навороченными» передатчиками. Но таких единицы. Кому-то помогает домашний вай-фай граждан, сдающих им жилье. Но не во всех случаях. С «никаким» интернетом следует просто смириться. Вы же прекрасно понимаете, что его глушат. Это делается для нашей же безопасности (причин, надеюсь, никому объяснять не надо). И это делается не специально для того, чтобы именно вы не смогли что-то отправить. Сей грустный факт, скорее, побочный эффект неких мероприятий. Так же как, например, то, что во время подозрения на проникновение БПЛА в жилую зону служба ПВО запускает здесь тревогу и оповещение не только по громкоговорителям, но и по ТВ. Трансляция прерывается. Кстати, у кого так называемое «кабельное телевидение» или своя антенна вообще в этот момент увидят лишь застывший кадр идущей киношки. Хотите смотреть что-то – грузите это в свои девайсы еще дома…

Почему в Крыму сейчас «нельзя пройти и проехать как раньше»?

В таких городах как Ялта и Алушта эта беда была всегда – серьезными реконструкциями междугородних и внутригородских дорог тут занимаются еще с 2014-го. В виду сложного рельефа улицы, оказывающиеся на ремонте, выполняли роль единственного пути из пункта А в пункт Б. Ну, нельзя среди пропастей, крутых склонов, частных коммерческих территорий отдыха и перегороженных колючкой массандровских виноградных долин нигде «срезать». Часто человеку, который раньше тратил 5 минут ходьбы на закрытом ныне участке приходится даже садится в автобус – не у всех настолько крепкие ноги, чтобы идти 2-3 км в обход. Увеличилось количество пробок на въездах выездах. Но доработка трасс ведется как раз во имя того, чтобы таких явлений больше никогда не было – так что здесь тоже лучше не «взрываться», а смириться. Тем более, обходная дорога (которую вам еще нужно будет разведать у местных бабушек/дедушек) откроет объективу вашей камеры «незапланированные» достопримечательности. Это же явный плюс!!!
И еще о бедах. Нельзя теперь на троллейбусах (которые все в советские времена были под № 1) «сквозняком» переместиться из Симферополя в Ялту. Придется пересаживаться в Алуште (к слову, вокзал которой в этом сезоне – обычный вагончик, так как старый снесли, а новый еще строят…)…
Зато в населенных пунктах ЮБК можно внушительно «срезать» участки тех (редких ныне!) улиц, которые уже прошли реконструкцию или еще ждут ее – то есть нигде не перекрытых. Ведь вожделенные агломерации Южного Берега на склонах (часто на внешних и на внутренних). Улицы это серпантины – асфальтовки, устроенные петлями. Петли можно «резать» по лестницам, а они обозначены даже на Яндекс-картах. Однако спрашивать о них придется – некоторые просто незаметны (они или перекрыты с одной стороны мусорными контейнерами, или же меж гаражей). Пешеход может сократить время пути на 30 минут, а где и больше (если путь его далек).   
Общественный транспорт Республики Крым получил очень слабые валидаторы. В итоге даже совсем немного размагниченные карты не прокатят – запасайтесь наличкой или местным интернетом (лишь его достаточно, чтобы сделать перевод водителю через онлайн-кабинет). В Севастополе с этим делом получше (как, кстати, с другими сферами), но будьте готовы. Мало ли…
И, если уж коснулись города-героя, то исторический парк (тот, что с Музеем обороны города) официально тоже закрыт на реконструкцию. Но есть «неофициальная» дыра в заборе, обнаруживших которую даже катают на Колесе Обозрения. Очень рекомендую – лаз в ограждении сразу за Морским Регистром Судоходства (если не нашли, спросите у местных, но не у тех, которые вас начнут отсылать куда-то еще – не отдаляйтесь от здания названного учреждения, надо будет пройти южнее не далее, чем на 150 метров, это где-то сразу за карманчиком в дороге).
Зорко следите за табло на симферопольском ЖДВ. Посадку на некие поезда не объявляют. Кассы чаще не работают, чем работают.

Не плохие и не хорошие – просто новшества

Те, кто давно не был в Крыму, обнаружат еще одно новшество. Не знаю – отрицательное или положительно, это уж решать вам. В каждом более-менее крупном городе полуострова, обязательно в районе ЖД-вокзала, сейчас стоят стелы разной формы. На них увековечена память о депортированных с помощью железнодорожного транспорта крымских татарах, армянах, болгарах, греках, итальянцах и немцах. Всякие диаспоры проживали в этом благословенном уголке (первые и вторые живут тут и сегодня – возвратились в 90-е). Якобы такие каменные «памятки» приказали строить по Указу Президента от 21 апреля 2014 года. Вот такие новые пункты для экскурсий…
В начале июня на Тавриду был особый «наплыв» семей с олигофренами, детьми с болезнью Дауна и аутистами. Они были в составе всех экскурсий и на всех пляжах где я был. Видимо, это связано с введением самых последних ценовых льгот таким семьям (сопровождающие имеют на все государственное и муниципальное 100-процентную скидку). Может, это более ранний указ (но меня-то давно в Крыму не было). Таких семей прямо очень много – никогда и нигде их столько не встречал в таком количестве. В прошлые мои приезды я вообще никого «особенного» и не видел. Кстати, и колясочников, и прочих «тяжелых» инвалидов на побережье обнаруживается все больше. Благодаря данному новшеству в 2025-м легко собираются группы уже на все экскурсии…

Собственно, достопримечательности

Есть та часть Крымского заповедника (бывшего Алуштинского, по которому теперь нельзя перемещаться пешком, на мото- и велотранспорте, так как далеко и опасно). Она-то и лежит на пути к подножию Роман-Коша и к Беседке Ветров (той, что с видами на Гурзуф и Партенит). По пути вас ждет знакомство с Изобильненским водохранилищем, форелевым хозяйством, Косьмо-Дамиановским монастырем (есть источник и купальня), Чучельским перевалом, санаторием Дубрава (именно с тем, который функционировал для наших советских вождей), музеем партизанского быта на Красном Камне. В конце та беседка… В дороге можно будет наблюдать из окон транспорта кабанов, косуль и воронов-переростков. Моей экскурсии, например, встретилась зеленая «ящерица без ног» (так сказала гид). Необычно… Должны еще перекрывать дорогу охочие до подачек лисицы. И бесстрашно кружить вокруг кабаны: еду им надо кидать издалека… Близкое ваше расположение этот зверь может понять как агрессию – особенно самка с выводком.
Кроме «Царской охоты» я стал участником такого же популярного трипа «Закат на Демерджи». Не надо никому напоминать, что маршрут проходит через «Долину Привидений» – местность у причудливого верхнего (скального) подножия яйлы Демерджи. Тут снимали «Кавказскую пленницу» – гид будет показывать точки, на которых были сняты те или иные сцены. А закат вы встретите уже после проезда через КПП и 400-летний бук – на 2-х верхних окончаниях той яйлы…
С упомянутого выше колеса обозрения в Севастополе можно заснять всю Южную бухту (я называю ее «вокзальной») и примыкающие к ней территории 4 административных районов города-героя. По этому же заливчику (с выходом в главную – Севастопольскую – бухту) вас покатают на речном трамвайчике. Но производить фото- и видеосъемку с борта запрещено. За этим зорко следят установленные повсюду на судне камеры. От экскурсовода вы узнаете о том, что скоро именно Севастополь (а не Питер) будет культурной столицей России и о том, что отряд специально обученных дельфинов, охраняющих перегороженный вход в Севастопольскую бухту, пополнился еще 3 особями. Я посетил те места города, в которых не был ранее (двигаясь поперек известных городских магистралей по лестницам и причудливым переулкам – тут некая особая атмосфера). Повторно навестил Херсонес. Кроме старого (развалин) тут теперь и Новый Херсонес (огромный квартал, воспроизводящий архитектуру, убранство и быт Византии). Когда-то эта часть Севастополя была заморской территорией данной империи…   
Белогорский район удивит вас своей столицей (тут есть что фотографировать, начиная от пересыхающего «пригородного» Тайганского водохранилища и памятника Чебуреку до останков находившейся здесь когда-то средневековой крепости). Нафиг местных львов… По пути сюда (из окон транспорта) фотографируйте все зеленые возвышенности района. А уже, двигаясь из самого Белогорска (тоже охватывающего одну из гор – самую низкую) – насладитесь Суворовским дубом и Белой Скалой. Последнее название подразумевает и возвышенность с четким ослепительно белым срезом, и поселок, в котором устроена инфраструктура, имитирующая своим видом Дикий Запад (проживание в индейских вигвамах, мексиканских виллах, прокат лошадей, квадроциклов и подобного, купание в стремительной реке, джиппинг на возвышенность)…
Фотки здесь https://clck.ru/3McVFy


Рецензии