опус 01. 01 сармыш

Сармишсай/Сармышсай/Сармыш/сармыш/камыш + сай/река = Сармишское ущелье на южном склоне Каратау, урочище в Навоийской области Узбекистана. Природно-археологический памятник, известный петроглифическими изображениями и редкими видами фауны и флоры. Расположение: южный склон Нуратинского хребта, 30 км северо-восточнее города Навои, Навоийская область, Узбекистан. Координаты: 40°17;09; с.ш. и 65°35;28; в.д. Ущелье было обнаружено в 1958 году. Его открыл археолог Борис Шалатонин, который исследовал петроглифы вместе со своими учениками.

Здесь обнаружено свыше 200 археологических объектов, включая могильники, курганы, остатки поселений, мастерские по обработке кремня. В ущелье длиной 2,5 км найдено свыше 10 000 петроглифических изображений, датируемых бронзовым веком/8 000 лет до р.х. + 2000 лет от р.х. Часть изображений выбита на скалах, часть нарисована с помощью охры. Тематика петроглифов: сцены охоты, священные ритуалы, изображения людей и животных. Встречаются люди с двумя головами, облаченные в наряды, похожие на космические скафандры || это не что иное, как ритуальные маски и одеяния. Попадаются изображения странных животных и всевозможные знаки. Трудно разобраться, какие из рисунков воспроизводились с натуры, а какие являются художественным вымыслом. Уникальность наскальных рисунков заключается не столько в их огромном количестве, сколько в том, что они нигде не повторяются. По этим изображениям можно изучать жизнь первобытных людей, их верования, обряды, ритуалы. Ущелье Сармыш-Сай представляет собой картинную галерею и богатейший архив данных, о малоизученном отрезке истории узбекской культуры и узбекской цивилизации.

Помимо петроглифов, на давнее присутствие здесь первобытного человека указывает хорошо сохранившаяся пещера, состоящая из нескольких комнат, соединенных проходами.

Об ущелье Сармыш-Сай ходит много легенд, которые связаны с «людьми, опускающимися с неба». Местные жители утверждают, что видели таинственные летающие объекты, кружащие в небе.

О календарном предназначении некоторых рисунков говорит изображение, на котором показана «узбекская система мироздания», опирающаяся на зодиакальную систему календарирования времени К-12 и триединое религиозно-философское начало для все и вся.


Рецензии