О сошествии Христа во ад

                Сегодня в православной среде разгорелась полемика на тему сошествия Христа во ад. Причиной тому стали некоторые ложные мнения о том, что Христос в аду проповедовал, крестил его обитателей, а потом вывел оттуда, по одной версии – всех грешников, а по другой – только покаявшихся. Эта ересь содержалась в  апокрифическом «евангелие от Никодима» IV-V вв., а затем получила развитие в заблуждениях сербского святого Иустина Поповича (1894-1979), утверждавшего, что: «Господь Иисус Христос, разрушив державу смерти и одолев диавола, освободил от ада все человеческие души. Акцентируя это как объективную реальность и явное следствие пребывания Спасителя в аду, Церковь не объясняет, какими были субъективные настроения (мотивы) и состояния грешных душ, освобожденных из ада вместе с праведниками. Если и уместны здесь благочестивые предположения, то можно было бы сказать, что освобождение [и] грешных душ из ада явилось следствием Божественной проповеди Спасителя в аду, которая своей всеспасительностью и победой над диаволом и смертью была очевидной для всех душ, так что, определившись за Господа Иисуса». Наш современник митрополит Иларион (Алфеев) вторит Поповичу: «Я исследовал этот вопрос, я написал по этому вопросу целую книгу, которая называется "Христос – Победитель ада", и я пришел к выводу, что, согласно православному вероучению, в том числе, отраженному в богослужебных текстах Православной Церкви, проповедь Христа в аду была обращена ко всем. А вот все ли откликнулись на эту проповедь, мы не знаем. Но мы можем предположить, что откликнулись не все, точно так же, как и здесь, на земле, не все откликнулись на проповедь Иисуса Христа. Были те, которые уверовали в Него как в Спасителя, были те, которые шли за Ним, которые слушали Его слова, впитывали эти слова, которые просили Его об исцелении и получали это исцеление».
                Странно такое слышать от митрополита нашей Церкви. Исходя из его слов, неизбежно следует вывод, что одни грешники согласились уверовать во Христа и выйти из мук ада, а другие – послушали, подумали и, не веря собственным глазам, решили остаться в геенне для продолжения мучений. Большего мазохизма и придумать невозможно. Не проповедь была обращена ко всем в аду, как утверждает Илларион, а явление Христа во славе видели грешники и оно было свидетельством предсказанного о Нем в Ветхом Завете. Закон исполнился на Сыне Человеческом, и именно это Он показал сошествием во ад.
                Гораздо ближе к истине и здравому смыслу мнение святителя  Григория Двоеслова Папы Римского, который в одном из писем так наставляет христианскую общину: «я узнал… что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям». Другими словами, Господь вывел из ада только тех, кто при жизни соблюдали Закон, и веровали в исполнение пророчества о Мессии. А закоренелые грешники, никак не могли измениться после появления Христа в аду, поскольку за гробом покаяния нет. Как известно, покаяние (метанойя)  – это изменение или обращение от греха, то есть возвращение на путь к Богу с пути сатаны. И те, кто шли к Богу при жизни, вернулись к Нему после сошествия Христа во ад. Кто Господа отверг, тот так и остался в шеоле, ожидая конца света.  Однако некоторые, стараясь придать проповеди в аду вид церковного догмата, ссылаются на слова апостола Петра: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20). Об этом же Петр говорит далее: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6). Однако, эти доводы  похожи на притягивание Евангелие за уши и стремление выдать желаемое за действительное.  Нужно внимательно разобраться, о чем говорит Петр, руководствуясь учением Церкви и Писанием.
                Для начала необходимо ответить на главный вопрос: что такое ад, для чего он нужен, и что с ним будет? Ад или шеол – царство мертвых Ветхого Завета и область мучения грешников. Это место мрачное, скорбное и мучительное. До пришествия Спасителя никто не мог его избежать, пока врата преисподней не были разрушены Христом. В соответствии с православной эсхатологией или учением о посмертной участи души, грешники пребывают в аду, ожидая Всеобщего Суда. На нем беззаконные будут осуждены на вечные муки, а благочестивые оправданы для вечного блаженства. Целям первого служит ад или преисподняя, а второго – Царствие Небесное и иные места упокоения праведников. Суть христианства заключается в том, что Божии заповеди, нужно исполнять здесь на земле. Только в этой жизни отпущено время для исправления грехов, поскольку после смерти покаяния нет. Оно невозможно в принципе, поскольку со смертью уничтожается грех. Кроме того, невозможность покаяния в загробном мире обусловлена праведностью Суда Божьего: нельзя при жизни грешить до конца, наслаждаясь всеми благами, а после смерти увидев, что такое ад и вечные муки, тут же покаяться и стать свободным от наказания. Это делает бессмысленным учение о Страшном Суде и уравнивает подвиги праведников со злом нечестивых. Подтверждение этому находим в Писании: «Во аде же кто исповестся Тебе» (Пс.6:6), «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господний» (Ис.26:10), «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам» (Мф.25:41). Приговор Спасителя совершенно определенный: идите грешники в вечный огонь, уготованный дьяволу и его аггелам. Это значит, что ад, как место наказания проклятых, был, есть и будет, и никуда не денется, иначе учение о загробной жизни лишено всякого смысла. Если допустить, что после смерти нечестивец сможет покаяться, а значит получить прощение, то и муки, и блаженства лишены смысла, ибо всякая узда с грешника снимается,  позволяя при жизни творить любое зло.
                Итак, с понятием ада мы разобрались и выяснили, что всякие мнения о возможности покаяния или спасения в аду исключены, в силу непреложности обетования Господа. Тогда возникают два вопроса: что делал Христос три дня в шеоле, и как быть с приведенными выше словами Петра? Начнем с последнего. Апостол говорит: «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению». Со всей очевидностью речь идет о духах, а не о душах. Но вопреки очевидному, некоторые пытаются притянуть душу к словам Петра, чтобы обосновать ересь проповеди Христа в аду.  Но Священное Писание четко различает понятие «душа» и «дух»: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28) и: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). И тот же Петр совершенно четко различал понятие «душа» и «дух»: «ибо этот праведник, живя среди них, терзал изо дня в день праведную свою душу, видя и слыша беззаконные дела» (2Пет.2:8). Поэтому утверждать, что, сказав: «проповедовал духам» апостол Петр имел ввиду проповедь грешникам – значит выступать против истины. Далее он говорит, что Господь проповедал, некогда непокорным духам, «ожидавшему их Божию долготерпению». Что это значит?
                Если духи преисподней суть бесы, то, о чем им можно проповедовать, если они уже Судом Божиим навечно осуждены? В чем суть проповеди и для чего она? Это лишено всякого смысла, если проповедь понимать как наставление в истине.  Иисус не учил бесов и не призывал их к покаянию, ибо для духов это просто невозможно. Сошествием в преисподнюю, Господь явил дьяволу и бесам, что врата ада сломлены, власть смерти уничтожена, и Он Царь Славы пришел вершить Свой суд, над которым ад не властен. Теперь геенна не может без воли Христа принять в себя ни одну душу. «Некогда непокорным» – не означает, что ранее духи были непокорны, а теперь исправились. Это значит, что за свою непокорность они были низвержены с неба в ад, где целиком и полностью находятся во власти Господа.  «Проповедовал…ожидавшему их Божию долготерпению», – означает, что, нисходя в ад, Христос объявляет о победе над смертью и дьяволом. Долготерпение Божие заключалось в наступлении часа  боговоплощения Сына Божьего ради спасения человека. Ни диавол, ни бесы, ни грешники вовсе не ожидали сошествия Сына Человеческого и, тем более, Его проповеди в аду. Для всех обитателей шеола Его внезапное появление было полной неожиданностью, поскольку  тайна боговоплощения и последующих событий была недоступна даже ангелам, а не то, что бесам и грешникам. Сам дьявол, искушая Христа в пустыне, не знал Кто перед ним. Некоторую сложность представляют дальнейшие слова Петра: «Во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды». При буквальном прочтении можно подумать, что речь идет о проповеди Христа, тоскующему в преисподней семейству Ноя.
                Однако, это не так. Повествование о спасенных восьми душах относится к Промыслу Божьему, а не к конкретным лицам. Апостол приводит пример Ноя как напоминание о том, что долготерпение Божие к людям никогда не иссякнет, и Бог не допустит гибель человечества, не смотря на его беззакония и козни лукавого. По Писанию, перед всякой карой Господь многократно и долготерпеливо призывает грешников обратиться и покаяться, что происходило и в допотопные времена. Спасение Ноя – это символ попечения Божьего о мире. И как человечество было спасено в Ное, так и принявшие крещение будут жить во Христе.  Поэтому диавол и все силы ада уже не имеют власти над человеком, ибо он спасен пролитой кровью Спасителя. Христианское учение  всегда рассматривало ковчег как спасение в Церкви через святую купель, символом которой был Всемирный потоп. Вот что имел ввиду Петр, говоря о проповеди Христа в аду. Попытки придать его словам иной смысл лишены всякого основания. Далее апостол пишет: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Но как могут мертвые жить духом в аду?
                Само построение фразы говорит о том, что «мертвые» должны жить по духу, то есть принести покаяние или изменить образ жизни, если речь идет о живых телом, но умерших душой. Но эти слова обретают другой смысл, если говорить о душах, пребывающих в преисподней. Под «проповедью Христа в аду» тогда можно понимать явление Иисуса, которым Он свидетельствует о Своем воскрешении в человеческом теле. Этим Господь проповедует узникам шеола о грядущем воскрешении при конце света. Как известно, это будет окончательный Суд над миром, после которого навсегда решится участь каждого. Поэтому грешники ада должны ожидать Второе пришествие Христа с надеждой на оправдание или жить «по Богу духом».  Именно так некоторые отцы понимали слова апостола Петра о проповеди Христа в шеоле. Нам не известно, сколько человек Иисус вывел из ада. Думается, что лишь немногих, избранных особым Промыслом Божиим. Остальные так и пребывают в царстве мертвых. Время освобождения праведных наступит лишь при конце мира. Важно помнить, что ветхозаветное Царство мертвых, это не геенна или ад в нашем понимании. Обители в нем «многи суть», и далеко не все связаны с мучениями.
                В продолжение темы приведу еще  одно толкование преподобного Максима Исповедника: «Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет "мертвыми" тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие [тайное знание]; тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу (Гал.2:20;5:25) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений». Максим говорит о совершенных, которые отреклись от мира сего еще при жизни и поэтому живы духом во Христе. Задолго до него об этом же благовествует Иоанн Златоуст: «Добродетель состоит в том, чтобы презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не прилепляться ни к чему настоящему, чтобы по отношению к вещам этой жизни быть как бы мертвым». Иное объяснение слов апостола Петра дать трудно, не погрешив в истине.
                Благовествование в аду невозможно еще и потому, что, во-первых, любая проповедь служит призывом или побуждением к исправлению, а во-вторых, предоставляет выбор прислушаться к слову Божьему или отвергнуть. И то, и другое для ада неприемлемо поскольку исправление и покаяние после смерти невозможны. Преисподняя – это не место исправления, как тюрьма, а царство вечных мук. Следовательно, любая проповедь там лишена всякого смысла, поскольку и мучения не прекратятся, и обращение грешника невозможно.
                Как я уже сказал, в христианском богословии есть два взгляда на посмертную судьбу грешников. Одни утверждают, что Христос вывел из ада всех обитателей, а вторые – только праведников. Первое мнение мы рассматривать не будем, как абсолютно еретическое, а по второму – есть вопросы.  Если Господь вывел праведников из ада, то куда они делись? Остается предположить, что освобожденные направились в некие места упокоения святых. Но было ли это целью боговоплощения и сошествия Христа во ад? Очень сомнительно, ибо с верными Бог мог управить также как с душой Лазаря. Если простого бедняка ангелы проводили в место блаженства, то почему они не могли  отнести на Лоно Авраамово великих пророков и святых? Вопрос остается открытым. Святитель Иннокентий Херсонский пытается решить его следующим образом. Он относит Лоно Авраамово к неким областям ада: «По мере развития умственных сил евреев и по мере прояснения понятия о вечности, они начали отличать в шеоле лоно Авраамово, геенну и прочее, но прежние понятия оставались». Однако, это противоречит тому, что Христос говорит словами Лазаря: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). А никакая пропасть в одном шеоле быть не может, ибо это означает разделение ада в самом себе. Кроме того, светлые духи с бесами не имеют сношения, потому что: «кое общение свету ко тьме» (2Кор.16:14). Ангелы несут душу на Небо, а в преисподнюю ее волокут бесы.
                Можно предположить, что сошествие Христа позволило им покинуть юдоль печали и обрести блаженство в обителях Отца, не связанных с преисподней и Царством Небесным. Возможно, часть из них попала в рай, ибо с воскрешением Христа его врата вновь открылись исповедованием благочестивого разбойника.  Остальные никуда не делись, а пребывают там в ожидании конца света. В связи с этим возникает вопрос о судьбе Евы и Адама. Спас их Христос или нет? Упомянутый мною митрополит Илларион приходит к странному выводу: «У нас есть икона Воскресения Иисуса Христа, на которой изображается Христос, выходящий из ада, и он держит за руки Адама, Еву и других персонажей ветхозаветной истории – опять же, там изображены ветхозаветные праведники. Следовательно, это указание Евангелия, эта иконография дают ответы на вопросы [о спасении Адама и Евы]». Странное, ничем не обоснованное заключение. Ссылка на одну икону никак не может доказывать или опровергать  спасение прародителей воскресшим Христом. Для этого нужны аргументы повесомее. Более того, этот вывод противоречит самому смыслу Писания и Ветхозаветной истории. Если праведников и пророков Сын Божий заслуженно вывел из преисподней по их трудам и подвигам, то за что освобождать из шеола Адама с Евой? За то, что они преслушанием породили первородный грех, ставший причиной гибели человечества или за то, что, имея возможность избежать осуждения через покаяние, отвергли его?  За какие заслуги освобождать прародителей? Возможно, Христос их спасает за покаяние Адама, который до самой смерти плакал и стенал о потерянном рае? Ответ на этот вопрос митрополит Илларион не дает.
                Однако, вернемся к нашей теме.  Так, зачем Христос провел три дня в аду? В свете сотериологического учения Церкви и на основании вышесказанного можно предположить следующее. Главная задача Боговоплощения заключалась в победе над смертью. Воскрешением в теле уничтожался грех – причина смерти. Кроме того, дьявол лишался власти над всякой душой, неизбежно к нему попадающей со времен Адама. Теперь Суд был только в руках Сына, а человек получил возможность спасения еще при жизни. Сломленные врата – свидетельствуют об утрате адом бывшей власти и падение дьявола перед стопами Христа. Но это не значит, что все грешники могут «выйти на свободу» и гулять, где ни попадя. Каждый, заслуживающий наказания, несет его и будет нести до скончания века. Три дня, проведенные Спасителем в аду, никакого отношения к нашему времяисчислению не имеют, поскольку время в виде часов, дней, суток, месяцев, лет – категория земной жизни. В загробном мире его нет. За гробом прошлое, настоящее и будущее – являются одним Днем Господним. Соответственно 72 часа, которые Иисус провел в аду  – это аллюзия к трем дням Ионы во чреве китовом и к пророчеству Христа о Иерусалимском Храме: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19). Трое суток протекли для людей, но не для Спасителя. Для Него время в преисподней было меньше мгновения. Сошествие во ад свидетельствовало  об исполнении мессианских пророчеств: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17) – говорит Христос.
                Таким образом, можно заключить, что сошествие Христа было призвано уничтожить смерть и победить грех, чтобы каждый мог стать чадом Божиим по обетованию через искупительную жертву Христа. Проповедь Спасителя  в преиподней заключалась не в учении истине тамошних сидельцев, а в явлении Себя во всей славе, свидетельствующим о всеобщем воскресении и грядущем Суде Божьем.  Сошествием Иисуса был покорен дьявол и упразднена его власть. Поэтому трехдневное пребывание Христа в аду было исполнением ветхозаветных пророчеств. Оно   свидетельствовало о победе над смертью и грядущем Всеобщем Воскресении.
.


Рецензии