Джангариада и артуриана
На, казалось бы, почти противоположных концах света – на острове Великобритания, и в глубинах Центральной Азии, на отрогах Алтая, родились и существуют два выдающихся эпоса, являющиеся гордостью для создавших их народов- эпос о хане Джангаре [о ханском титуле Джангара см. например Борлыкова, Меняев. 2020. С. 238] и его богатырях и эпос о короле Артуре и его рыцарях.
Традиционное представление об Эпосе о короле Артуре, известном также как Артуровские легенды, или артуровский цикл и артуриана, говорит об кельтских легендах ставших основой для формирования цикла(например обожествление воды). Но в последнее время все большую популярность получает версия о сарматском влиянии на цикл легенд о короле Артуре. Согласно этой теории, кочевые племена сарматов сыграли важную роль в формировании героического эпоса о рыцарях Круглого стола.
Известно о сарматских конниках, служивших в римских войсках в Британии. Эта гипотеза нашла даже свое отражение в фильме «Король Артур» (2004). В художественной интерпретации рыцари Артура показаны наёмниками-сарматами из степей Северного Причерноморья, охранявшими западные границы Рима. Подробнее об сарматских параллелях с циклом о короле Артуре можно почитать, например в работе Г.Г. Хубулова [Хубулов, 2024]. И скорее всего артуриана возникла как результатом синтеза кельтских и сарматских элементов.
Но хочется поговорить не об историческом происхождении эпосов, а об их общей схожести. И даже не таких которые сразу бросаются в глаза: что рыцари Артура сидят за КРУГЛЫМ столом, а богатыри Джангара на пиру сидят КРУГАМИ, подчеркивая, что все они равны. Что Ланселот – знаменитейший из рыцарей Круглого стола идеал рыцаря без страха и упрека (но со своими скелетами в шкафу), и самый отчаянный смельчак, первый среди бесстрашных воинов Джангара, который превосходит всех своих соратников – Лев Из Львов Алый Благородный Хонгор (как выясняется из песен тоже не лишенный некоторых человеческих слабостей и недостатков). Или что у Артура есть волшебник и предсказатель длиннобородый седой Мерлин, а у Джангара - Алтан Цееджи – седой, длиннобородый волшебник. И Прекрасные Дамы, такаие как Гвиневра или Джиневра, супруга короля Артура, Шавдал — жена Джангара, Герензел — жена Хонгора, Ангир Улан — жена богатыря Савара обладают равными достоинствами и красотой.
Или что суть песен обоих эпосов заключается в исполнении рыцарями-богатырями различных квестов – задач, происходящих ясно на фоне мифическо-фентезийно-средневекового вайба.
И что даже на оплот Артура – замок Камелот, у Джангара есть свой достойный ответ - «десятиэтажный и девятицветный», украшенный драгоценными камнями и изображениями священных животных дворец.
Но схожесть заключается даже на простом, обывательском уровне. Вряд ли кто-то (кроме уж погруженных в тему специалистов или самых преданных почитателей) сможет с ходу назвать всех 12 рыцарей короля Артура, удостоенных чести сидеть с ним за одним столом. Назовут Ланселота, но может еще Галахада, Гавейна, Персивалья. Но также вряд ли с ходу назовут и 12 богатырей Джангара, удостоенных чести сидеть с ханом в одном кругу. Назовут Хонгора, Алтана Цееджи, Савра, Санала, Мингияйна…Кто-то еще вспомнит Гюмбе.
И даже в клятвах богатырей и рыцарей есть общие черты. Рыцари Артура поклялись (клятва описана в «Смерти Артура» Томаса Мэлори), в том, что никогда не будут совершать грабежей и убийств; будут избегать измены и даровать пощаду тому, кто испросит, — иначе утратят они навечно добрую славу и покровительство короля Артура; будут всегда заступаться за дам, девиц, благородных женщин и вдов, защищать их права и никогда не учинять над ними насилия под страхом смерти; ни один из них не подымал оружия для несправедливой войны — ни ради славы и ни за какие богатства земные. Рыцарь, нарушивший эту клятву, покрывал себя позором и не мог больше оставаться среди рыцарей Круглого стола.
Но ведь и клятва богатырей Джангара в подстрочном переводе (а не в пафосном переводе С.Липкина) больше походит на банальное фуа, как именовалась в средневековой Западной Европе клятва верности вассала сеньору при заключении вассального договора и проведении церемонии оммажа:
Годы и жизни свои
Острию копья предадим!
Страсти и устремления свои
Единственно Джангару посвятим!
С властителем своим да пребудем всегда!
Всем существом своим
Властителю преданны будем всегда!
Ползущего красного
Пламени горящего саксаула
Да не убоимся мы!
Водяного вала
Бурного чёрного океана
Да не убоимся мы!
С войной идущих [на нас]
Ханов-завоевателей
Оружия остроконечного
Да не убоимся мы!
В этой жизни своей
Праведными будем до конца!
В последующем души наши
Трёх плохих перерождений
Пусть избегут,
В раю Сукхавати
Да встретиться нам! — так
Священных двенадцать
Обетов дали они.
(Подстрочный перевод Т.А. Михалева).
Кстати, даже в этом совпадение...У Артура есть рыцарь Круглого Стола - Мориэн, «с чёрным лицом и смуглой кожей» (сын одного из рыцарей круглого стола по имени Агловейл и мавританской принцессы), а у Джангара есть Догшн Хара Санал - Свирепый Смуглолицый Санал и возникает вопрос — вот насколько он интересно был «смуглолицым»? Может вообще, как Мориэн, «с чёрным лицом и смуглой кожей»?
Не занесла ли Судьба какого-то африканца в степные просторы, где он прославился своей отвагой и умением владеть оружием. Ведь в XVII в., например маньчжуры осаждали португальские фактории в Южном Китае, и там на стороне португальцев сражались африканцы. Их, вывезенных из Африки, португальцы называли «боевыми слугами» и обучали обращению с европейским оружием. Вот сюжет для писателей- такой «боевой слуга» попадает в плен к маньчжурам, потом бежит на запад, попадает к ойратам и остаётся у них «смуглолицым» воином))). Был же примерно в этот исторический период чернокожий самурай Валиньяно-Ясукэ (кстати тоже попавший в Японию с португальцами))).
Литература:
1.Борлыкова Б.Х., Меняев Б.В. К изучению персонажей сарт-калмыцкой версии эпоса «Джангар» // Научный диалог. — 2020. — № 10. — С. 231—242.
2.Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар". Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1994. 320 с.
3.Манджиева Б.Б. Символика центра в описании эпической державы (дворец властителя, мировая гора) // Вестник Калмыцкого института гуманитарнвых исследований РАН. Элиста. 2010. № 2. С. 60-63.
4. Хубулов Г.Г. Артуриана: алано-сарматские параллели с циклом о короле Артуре (историография проблемы) // KAVKAZFORUM. 2024. Вып. 19 (26). С. 65-75.
Свидетельство о публикации №225061500634