Просто любовь

                Пьеса

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

ВЕРА Дмитриевна, путешественница, счастливый человек, бабушка троих
        взрослых внуков.
ВАЛЕРИЯ, старшая внучка, преподающая в вузе аспирантка.
МАЙЯ, средняя внучка, студентка-дипломница.
ЯКОВ, внук, студент.
М.В., однокурсник Веры, внесценический персонаж. (При желании режиссёра
        – вполне сценический.)

Сцена первая.

Квартира Веры.
Перед столом рядом с уткнувшимся в компьютер Яковом стоит Валерия и
        раскладывает отрезки ярких тканей.
Звучит русская народная песня (женский голос).
В глубине сцены за прозрачным занавесом хорошо видна танцующая Вера.
Слышится звук хлопающей двери, возня, грохот от упавшего тяжёлого
        предмета.
Входит Майя с сумками в руках.
Музыка смолкает. За прозрачным занавесом гаснет свет.

МАЙЯ. Опять весь коридор в коробках – пройти невозможно! Привет, родня!
ВАЛЕРИЯ. Привет, Майя!
ЯКОВ. Здравствуй, сестричка.
МАЙЯ (потирает колено). Что там на этот раз?
ЯКОВ. Мыло, зубная паста, салфетки.
МАЙЯ. Ну, зубная паста – это уже полезнее, чем предыдущие коробки.
ВАЛЕРИЯ. Предыдущие – это какие? Книги, имеешь в виду? Книги, Майя, ещё как полезно. Не хлебом же единым сыт пенсионер. К тому же, это поколение любит читать. И именно книжки. В отличие от их внуков. Вот Вера и снабжает ровесников.
ЯКОВ. Что-то в последнее время она часто стала ездить по домам престарелых.
ВАЛЕРИЯ. Да, я тоже на это обратила внимание… Надеюсь, бабуля не высматривает там место для себя.
МАЙЯ. Да ты что, Лера! У неё же есть мы.
ВАЛЕРИЯ. Есть. Но не так уж и часто. Думаю, порой ей бывает очень одиноко.
ЯКОВ. Потому она и ездит по пансионатам. Для общения. Ну, а мыло и салфетки – это просто повод.
МАЙЯ. В подобных местах, Яков, мыло и салфетки – это архинеобходимо! Это то, что нужно людям каждый день. Поэтому, не просто повод.
ВАЛЕРИЯ. Майя, ты сейчас заговорила прямо как Ленин: архи – это его любимая приставка.
ЯКОВ. Откуда такие подробности про Ленина?
МАЙЯ. Так она только что вечерникам своим читала лекцию на тему Великой Октябрьской революции. А я была приглашённым гостем. Ты, братик, хоть знаешь, кто такой Ленин?
ЯКОВ. Здрасте! Бабушка же нам всем сказки про него читала.
ВАЛЕРИЯ. Ленин – это реальная историческая личность.
ЯКОВ. Реальная. Но для детей-то о нём сказки писали.
МАЙЯ. Ладно, оставим сказки и были, перейдём насущному. Знали бы вы, как сложно было подобрать к сегодняшнему пиршеству нужные продукты! Час ползала по магазину, чтобы выбрать хоть что-то более-менее приемлемое. Насколько было приятнее и легче, когда Вера увлекалась славянскими мотивами.
ВАЛЕРИЯ. Мне, знаешь ли, тоже досталось – не так просто понять, какие же всё-таки ткани нужны для африканского костюма. Надеюсь, бабуля оценит наши старания. С русскими костюмами было намного проще.
МАЙЯ. А где она?
ВАЛЕРИЯ. Спит. Всю ночь же писала нам ЦУ. Теперь отсыпается, пока мы работаем.
МАЙЯ. Пошла я тогда сразу на кухню.
ВАЛЕРИЯ. И поторопись, пожалуйста – мне сегодня к вечерникам.
МАЙЯ. Поторопись?! Лера, наша бабуля на этот раз так расстаралась, что я только инструкцию её полчаса читала.
ЯКОВ. Все полчаса читали. (Валерии.) Валерия, а что это ты так зачастила к вечерникам? Аспиранты обязаны это делать? Или…
ВАЛЕРИЯ. Представь себе, братик, обязаны. Без всяких «или». (Майе.) Майя, я тебя очень понимаю, но в позапрошлый раз, когда Вера ездила в Австралию, инструкций было ещё больше.
МАЙЯ. Ну, с Австралией я была согласна: кенгуру, утконосы – это так мило, но что её толкает в Африку? Да ещё в заповедник с кошачьими. К тому же, там сейчас такая жара! И муха цеце.
ЯКОВ. Муха цеце в тех местах встречается крайне редко.  Она обитает в основном в болотистой местности. Вера туда не едет.
МАЙЯ. А малярийный комар?! Самый страшный «зверь», между прочим. За год он убивает больше семисот тысяч человек! Представляете?!
ЯКОВ. Ну, да, комаров в Африке тьма. Но мы бабулю отправляем в те места заповедника Масаи-Мара, где они практически не водятся.
МАЙЯ. А лев?
ЯКОВ. Лев? Максимум человек двести! Во много раз опаснее льва собака во гневе! Загрызает около шестидесяти тысяч людей в год! Представляете?! Обыкновенная собака! Друг человека.
ВАЛЕРИЯ. Нет для человека страшнее зверя, чем сам человек. Не хотела говорить, но, чтобы смягчить ужас, вызванный информацией о собаках, сообщаю: мужчина в год убивает до полумиллиона себе подобных. Страшнее только комар.
ЯКОВ. И не комар, межу прочим, а комариха. А то лишь бы на мужиков бочку катить… Вы что ли специально выискиваете подобную информацию?!
МАЙЯ. Як, не расстраивайся, это не о наших мужчинах речь. Правда, Лера? Наши самые лучшие! А, кстати, как сейчас в Африке с преступностью?
ЯКОВ. Ну, где её нет? Она всюду. Особенно всякие-разные кражи. Надо быть внимательным и осторожным.
МАЙЯ. Почему-то мне казалось, что после последнего грандиозного путешествия бабули в Томскую область, она про заграницу забудет.
ВАЛЕРИЯ. Между прочим, я на её стороне. Увидеть львов и бегемотов в их естественной среде – что может быть круче?
МАЙЯ. А я никогда не готовила африканские блюда!
ВАЛЕРИЯ. А я никогда не шила африканские костюмы.
ЯКОВ. Да что там их шить?! Обмотали фигуру – и готово. Это не то, что русские народные.
ВАЛЕРИЯ (с иронией). Да-да, конечно! Это, брат Яков, совсем не так просто, как ты думаешь. Русские-то как раз и понятнее, и роднее. А кенийцы, к тому же, ещё и не совсем определились со своим национальным костюмом. Придётся Вере самой фасон выбирать. На всякий случай я ей ещё два таких крутых сарафана купила. Правда, наших. И парео.
МАЙЯ. Парео у меня миллион – могла бы спросить.
ВАЛЕРИЯ. Что мне у тебя спрашивать? У меня самой их тьма, но ей же нужны с африканским принтом.
МАЙЯ. Ну, бабуля! Развернулась… И это всё только для того, чтобы одноклассников-однокурсников подколоть?
ЯКОВ. Встряхнуть.
ВАЛЕРИЯ. Особенно М.В.
МАЙЯ. Ну, конечно – М.В. Всё для М.В. Хоть бы уже рассказала нам про него, наконец, а то только неопределённости какие-то.
ЯКОВ. А какие тебе нужны определённости? Это её однокурсник.
МАЙЯ. Ну, хоть где живёт? Как выглядит?
ВАЛЕРИЯ. Думаю, она и сама хотела бы это знать, но он же давно потерялся.
ЯКОВ. Майя, чем ты слушаешь, когда бабуля нам всё это рассказывает?!
МАЙЯ. Чем я слушаю?! Лучше спросите, где я слушаю? Я же вечно на кухне – на мне все блюда. Поэтому и не слышу ничего. Бабуля всегда такого поназаказывает – голова кругом: где брать подобные подробные рецепты? Слава Богу, на этот раз повезло: у моего однокурсника Сашки сосед по даче – африканец. Сын вождя какого-то племени.
ЯКОВ (со смехом перебивает). Сын вождя племени в Подмосковье?
МАЙЯ (смеётся). Вот представь себе. Чтобы сынок с комфортом отдыхал от трудной учёбы в РУДН, африканский вождь купил ему домик в Загорске.
ЯКОВ. В Сергиевом посаде.
МАЙЯ. Ну, да. Но бабуля его постоянно называет Загорском, и я привыкла. Ох, видели бы вы тот славный африканский домик площадью в пятьсот квадратов – у-у-у...
ВАЛЕРИЯ. Колоритно.
МАЙЯ. Да не то слово. Так вот сын вождя и подсказал, что именно нам надо из африканского приготовить.
ВАЛЕРИЯ. И что же?
МАЙЯ (достаёт из джинсов сложенный листочек). Сейчас зачитаю. Так… Там они все очень любят готовить суку-ма ви-ки. Это в Кении блюдо номер один.
ЯКОВ. Мясо, значит.
ВАЛЕРИЯ. Тебе, Як, только мясо...
ЯКОВ. Не только. Я рыбу тоже люблю. И крокодила попробовал бы. А крокодил – это рыба или мясо?
МАЙЯ. Какой крокодил? В Африке не едят крокодилов. Это тебе не Австралия. В Африке готовят в основном говядину, курицу, козлятину.
ЯКОВ. И собак.
МАЙЯ. Каких собак?! Это тебе не Корея.
ЯКОВ. Сама сказала «суку».
МАЙЯ. Какую суку?!
ЯКОВ. Му… мувики…
МАЙЯ. Сукуму вики! Чем ты слушаешь, братик?! Это дикий шпинат с луком и помидорами. И именно дикий.
ВАЛЕРИЯ. Нам и обычный пойдёт – какая разница? Мы же не в Африке. Мы же примерно…
МАЙЯ. Ну, если примерно, то я и купила наш шпинат. Надеюсь, не разочарует. Так, дальше: любимейшее блюдо кенийцев - угали.
ЯКОВ. У какой Гали?
МАЙЯ. Ты сегодня решил поиздеваться на мной? За все мои старания?
ЯКОВ. Это ты издеваешься! Кенийское блюдо - и у какой-то Гали.
ВАЛЕРИЯ. Яков, прекрати. Это блюдо так называется: «угали». В одно слово.
ЯКОВ. Ну, так бы сразу и сказали… А то сначала у Сашки, потом у загорского вождя, а потом ещё и у Гали…
МАЙЯ. Так, объясняю, что это такое. Это густая каша из кукурузной муки. Кстати, напомнило мне белорусские картофельные клёцки. Я их так славно научилась готовить, когда бабуся безостановочно в Белоруссию ездила.
ВАЛЕРИЯ. Каша из кукурузной муки? Это больше на молдавскую мамалыгу похоже.
МАЙЯ. От мамалыги в данном рецепте только то, что каша кукурузная и густая. А угали – нечто похожее на клёцки, то есть шарики с начинкой.
ЯКОВ. С мясом?
МАЙЯ. Можно и с мясом! А можно с овощами. И едят они эти угали каждый день.
ВАЛЕРИЯ. Каждый день? Это ж сколько времени надо тратить на готовку?
МАЙЯ. Вот именно! Поэтому пошла я колдовать, а то не успею. Ещё же десерт.
ЯКОВ. Какой?
МАЙЯ. Африканский. (Уходит.)
ЯКОВ (сморит в компьютер). Так, девчонки, нашёл. В субботу в 00.20 вылет.
МАЙЯ (голос). Это получается, с пятницы на субботу? Я не смогу. У меня в пятницу важное мероприятие.
ВАЛЕРИЯ. Так твоё важное - в пятницу. А вылет в субботу.
МАЙЯ (голос). Моё мероприятие закончится уже в субботу.
ВАЛЕРИЯ. Вот и замечательно: с корабля на бал.
МАЙЯ (выбегает со шпинатом в руках). Да как я успею?! В 00.20 уже вылет. (Якову.) Вот ты, Джакоб, нашёл такой неудобный рейс - сам и провожай. И вообще, у меня скоро защита диплома! Могли бы на это время взять на себя часть моих обязанностей. А ты, брат, кстати, у нас самый свободный.
ЯКОВ. Здрасте! А кто будет сопровождать поездку Веры информационно? Мне же для ролика о путешествии надо будет обработать сотни фоток, просмотреть десятки видео. Это возможно только у стационарного компа.
МАЙЯ. Прекрасная отмаза.
ЯКОВ. Ну, если хочешь, я могу тебе помочь что-нибудь немного поготовить здесь.
МАЙЯ (иронично). «Поготовить». «Что-нибудь». (Уходит.)
ВАЛЕРИЯ. Понятно. Опять я.
МАЙЯ (голос). Ну, у тебя же в пятницу нет вечерников.  К тому же, кто поддержал бабулю с этой поездкой в Африку?!
ВАЛЕРИЯ. Я, я… Но это же мечта всей её жизни! И М.В., между прочим.
МАЙЯ (выходит из кухни с помидором в руке). Ну, а при чём тут, в конце концов, М.В.?
ВАЛЕРИЯ. Так они же ещё в молодости мечтали вместе отправиться в кенийский заповедник.
МАЙЯ. Так то было в молодости, а теперь? И вообще, что-то я уже сомневаюсь, что эта загадочная личность есть на самом деле. Это уже просто какая-то игра. Бабуля придумала персонаж и фантазирует.
ЯКОВ. Он есть.
МАЙЯ. Ну, если только в воспоминаниях. (Уходит на кухню.)
ВАЛЕРИЯ. И что? Пока в воспоминаниях, потом найдётся. Если он любил Африку в молодости, как Вера говорит, то наверняка сейчас любит пуще прежнего. И наверняка копается в ютюбе-рутюбе, смотрит репортажи наших туристов, побывавших там.
ЯКОВ. А ведь, и правда, вдруг увидит ролик с Верой, узнает её и...
МАЙЯ (голос). Скорее бы уже! Лера, ты сооруди для бабули наряды поэротичней.
ЯКОВ. Куда уж эротичней? В Африке и так все нагишом ходят. Кстати, ничего эротичного в этом не вижу.
МАЙЯ (голос). Ничего ты, Яков, не понимаешь! Даже один единственный на теле поясок можно так повязать, что кое-у-кого крыша съедет.
ВАЛЕРИЯ. Вот именно.
ЯКОВ (смотрит в телефон). Так, девушки, внимание: пересадка будет в городе Шарджа. 
ВАЛЕРИЯ. Какое-то индийское название.
МАЙЯ (голос). Это Эмираты.
ВАЛЕРИЯ. А ты откуда знаешь?
МАЙЯ (голос). А кто бабулю полгода назад отправлял в Дубаи? Я. Самолёт её летел до Шарджа.
ВАЛЕРИЯ. О, а я уже и забыла.
МАЙЯ (выходит с очищенным луком в руках). Ну, это же я отправляла её, не ты. Ты же у вечерников была. Как всегда.
ВАЛЕРИЯ. Представь себе... Ой, уходи скорее со своим луком! (Отмахивается.) Ты же знаешь, что у меня аллергия на него.
МАЙЯ. А как же ты маринованный уплетаешь за милую душу? Аллергия у неё…  (Якову.) Як, ты прав, что выбрал именно этот аэропорт. Бабуле в прошлый раз он очень понравился. (Уходит.)
ЯКОВ. Я, Майя, потому его и выбрал. И чтобы ей легче было сориентироваться при пересадке.
ВАЛЕРИЯ. А из Шарджа до Найроби прямой рейс?
ЯКОВ. Прямой. Аэропорт называется Джомо Кениата.
МАЙЯ (голос). А дальше из этого Кениата как?
ЯКОВ. Трансфер закажу. Это несложно. Её оттуда с комфортом доставят в заповедник Масаи Мара. В очень милый лодж. Там даже вай-фай есть.
ВАЛЕРИЯ. В лодж? Замечательно. Но поездочка-то - в копеечку.
ЯКОВ. И что? Что, она не заслужила? В палатки сафарийские ей заселяться, что ли?
ВАЛЕРИЯ. Нет, конечно, нет. Спартанские условия – это для молодых.
МАЙЯ (выходит с ножом в руках). А лодж – это отдельные домики? Или маленький отельчик?
ЯКОВ. Отельчик, отельчик. Я всё помню: надо, чтобы рядом были люди.
ВАЛЕРИЯ. Да, рядом. Но не вместе. (Прикладывает к Майе ткани, поворачивает её в разные стороны.)
МАЙЯ. А разговорник кенийский вы уже распечатали?
ЯКОВ. Распечатали. Но это что-то совершенно невыговариваемое. (Достаёт стопку листов.) Вот, например, слова одной из песен: «Анянго, а мамба, куама, гуама – драмммммм угу-угу…» Ой, невозможно.
ВАЛЕРИЯ. Зато танцы у них очень простые: переминайся с ноги на ногу, периодически подпрыгивая. Правда, дамам надо ещё и задом выразительно вертеть.
ЯКОВ. А выразительно – это как?
ВАЛЕРИЯ. Тебе зачем? Ты текстами занимайся, а то времени для тренировок практически уже нет.
МАЙЯ (голос). Ох, бабуля… Сама тихо не живёт и другим не даёт.

Слышится русская народная песня.
За прозрачным занавесом появляется Вера.
Она танцует и подпевает.

ВАЛЕРИЯ. О, бабусик проснулась. Томский ролик на всю включила.
ЯКОВ (прислушиваясь). Точно, проснулась.
МАЙЯ (выглядывает из кухни). Так давно уже… Мне на кухне слышно. Сейчас только побольше громкости добавила – аэробикой занялась, наверное. Кстати, мне тоже эта песня сибирская очень нравится. (Танцует.)
ВАЛЕРИЯ. И мне. Как же красиво! (Подпевает.)


Сцена вторая.

Квартира Веры.
Звучит кенийская музыка.
За накрытым столом сидит Вера в африканском костюме. Валерия
        поправляет ей почти африканские кудряшки, Майя накрывает на стол, Яков
        фотографирует.

ВЕРА. Масик, внученька, а где пирожные?
ВАЛЕРИЯ. Какие пирожные, ба?!  Ты в Африку едешь. Уже забыла, что ли?
ВЕРА. И что?
ВАЛЕРИЯ. Как, что? На фото вообще будешь выглядеть пышкой.
ВЕРА. От одного пирожного?
МАЙЯ. Если бы от одного. Ты же на одном никогда не останавливаешься.
ЯКОВ. Да что вы прицепились? Наша бабуля – самая фигуристая женщина на свете! Самая красивая красавица. Бабуль, у тебя всё идеально. При правильном и пропорциональном распределении по телу жировых отложений никакая красота не страдает. А потому, значит, и нет ничего лишнего. Единственное неудобство в таких случаях – гардероб нужно менять. Но пока же ещё помещаешься в свои платья? А, Вера Дмитриевна? Тем более, в африканские наряды. В них поместятся женщины любого размера.
ВАЛЕРИЯ. Не слушай его, бабуля, это провокация. Полуголые экстравагантные африканские платья только подчеркнут лишний вес. А нам не надо, чтобы было некрасиво. Поэтому от пирожных отказываемся. (Смеётся.)
ЯКОВ.  А что красивого в худобе?
МАЙЯ. А что врач ей сказал?!
ВЕРА. Мне? Про что?
МАЙЯ. Про вес.
ВЕРА. Не помню.
МАЙЯ. Напоминаю: он сказал, что у тебя лишний вес!
ВЕРА. Ой, ты опять об этом… Сколько ж можно?! Да и сколько там лишнего…
МАЙЯ. Килограмм десять.
ВЕРА. Откуда десять-то?
МАЙЯ. А по-твоему сколько?
ЯКОВ. Неприличный вопрос, Майя. Женщинам такие вопросы не задают.
ВАЛЕРИЯ (смеясь). Да, да, раньше нельзя было спрашивать про возраст, а теперь про вес. Так сколько лишнего, Вера Дмитриевна?
ВЕРА. Ну не десять же!
ЯКОВ. Конечно, не десять. Всего каких-то… девять. Правда, бабуль? (Смеётся.)  Но ты не переживай: Лера придумает наряды, которые тебя удачно закамуфлируют. К тому же, я слышал, что африканские мужчины любят пышечек.
ВАЛЕРИЯ. При чём тут африканцы? Мы для африканцев наряжаемся, что ли?
ЯКОВ. Но если в Африку, то…
ВАЛЕРИЯ. То всё равно для своих.  Чтоб свои посмотрели и… и… И так далее. Правда, бабуль?
ВЕРА. Правда.
МАЙЯ. Так ещё же и индивидуально для М.В. Правда, бабуль?
ВЕРА (хохочет). Правда.
ВАЛЕРИЯ. Господи, ну, когда же мы, наконец, его найдём?
МАЙЯ. Может, тогда и придёт конец нашим мучениям?
ВЕРА. Про какие мучения ты говоришь?! Про мои путешествия? А разве вам от этого плохо? Вы ведь столько нового узнаёте! И про страны, и про народы… Разве вам неинтересно?
ВАЛЕРИЯ. Конечно, интересно! Очень! И поэтому пирожные, бабуля, есть не будем.


Сцена третья.

Квартира Веры.
Звучит зажигательная африканская мелодия с барабанами.
Валерия стоит перед прозрачным занавесом и внимательно наблюдает, как
        Вера танцует африканский танец. Яков сидит за столом перед компьютером.

ВАЛЕРИЯ. Як, вот этот кусок надо непременно оставить! Бесподобно получилось. Как Вера двигается – настоящая африканка!
ЯКОВ. Да, неплохо. Оставим. И ещё тот, где племя на вертеле козу зажаривает. Вера вписалась туда просто великолепно.
ВАЛЕРИЯ. Да. И ещё где она с луком.
 
Входит Майя.

МАЙЯ (удивлённо). Бабуля в Африке что-то готовила?!
ВАЛЕРИЯ. Готовила?! Это с какого перепугу?
МАЙЯ. Ты же сама сказала: «С луком.»
ЯКОВ (поднявшись, обнимает Майю). Бедная моя сестричка! До такой степени мы загрузили тебя готовкой, что других значений слова «лук» ты уже и не припоминаешь.
МАЙЯ. А каких ещё значений? (Вспоминает.) А, лук… Стреляла она там, что ли?
ВАЛЕРИЯ. Стреляла. И ещё как! Однокурсники обзавидуются.
МАЙЯ. Как интересно! А вы уже смонтировали?!
ВАЛЕРИЯ. Почти.
МАЙЯ. Очень хочется посмотреть! А бабуля где?
ВАЛЕРИЯ. Дописывает свой комментарий.
МАЙЯ. Ну, она сейчас ещё добавит огонька. И даже М.В. позавидует!
ЯКОВ. Да, да. Или В.М.
ВАЛЕРИЯ. Мась, а ты чего пришла? Мы ж тебе выходной дали.
МАЙЯ. К бабуле за советом. Да и к вам. Вот взялась на свою голову по доброте душевной для нашей кафедры ещё реферат написать о традиционных кухнях народов мира и этнических танцах.
ВАЛЕРИЯ. Какой интересный симбиоз: кухня и танцы.
МАЙЯ (смеётся). Ну да. Но это я сама придумала. Ведь народы обычно когда танцуют? Когда праздник. А если праздник, то и стол! Вот я и решила объединить.
ЯКОВ. И какие же народы будешь представлять?
МАЙЯ. Так вот хотела с Верой посоветоваться. Она поездила, посмотрела, понапробовала всего - прочувствовала.
ВАЛЕРИЯ. Потанцевала.
ЯКОВ. А уж потанцевала, так потанцевала. Во всех путешествиях зажигала на всю катушку! Особенно в Австралии, помните? Я бы на месте бабули посоветовал тебе именно Австралию. Очень интересные танцы и очень интересная кухня.
ВАЛЕРИЯ. Личинки насекомых.
ЯКОВ. Валерия, зачем такие крайности? Мясо! Кенгуру, опоссум, крокодил.
ВАЛЕРИЯ. Кто о чём, а Як о мясе.
ЯКОВ. Не наезжай на меня, сестрица. Не все могут питаться одними салатиками.
МАЙЯ. Я тоже думала про Австралию. И кухня, и танцы... Да, этнические танцы у них – огонь! 
ЯКОВ (смеётся). Именно! Сначала надо подпрыгнуть, а потом, приседая, сдвигать и раздвигать коленки.
МАЙЯ. У Веры это здорово получалось! Я раз десять смотрела видео – не оторваться.
И компания у неё была подходящая.
ЯКОВ. Так она же как раз попала на фестиваль к австралийским аборигенам мыса Йорк. Освоила там ещё и танец кенгуру. Три дня и три ночи зажигала.
МАЙЯ. И даже научилась дуть в диджериду.
ВАЛЕРИЯ. Это она тут научилась. Это же я ей подарила эту дудку. А Яков просто удачно смонтировал ролик.
МАЙЯ. У тебя хорошо получается, Як.
ЯКОВ. Неплохо.
ВАЛЕРИЯ. Мастер, мастер! Респект.
МАЙЯ. Скинешь мне ссылку? Я же телефон поменяла – теперь ничего нигде не найду, а самой копаться в интернете – нет ни времени, ни желания. А можешь сейчас ещё включить мне тот кусок, где она австралийский танец танцует?
ЯКОВ. Сам люблю.

За прозрачной шторой Вера танцует австралийский танец.


Сцена четвёртая.

Квартира Веры.
Тихо звучат песни ансамбля «Песняры». Вера с внуками воодушевлённо
        подпевают. Майя накрывает стол.

ВЕРА. «Песняры» были очень модными, когда я училась в старших классах. Их музыка гремела и на танцах, и на школьных вечерах. В каждом доме были их пластинки. Я очень любила «Александрину» и «Розы цвет». 
ВАЛЕРИЯ. О, «Александрину» я хорошо помню! Её же дедушка на электрогитаре всё время для тебя играл.
МАЙЯ. Да, дедушка прекрасно её исполнял.
МАЙЯ. Бабуль, а ты когда в первый раз влюбилась?
ВЕРА. В отличие от вас, поздно – мне было уже десять.
МАЙЯ. Поздновато… Я, например, в первый раз ещё в садике. 
ВЕРА. Да, поздновато… Но я потом наверстала. (Смеётся.)
ВАЛЕРИЯ (Майе). Ох, ну ничего себе, сестра! Ранняя ты. Я во втором классе только.
МАЙЯ (Валерии). Ну, ты же потом тоже наверстала? И скоро окончательно наверстаешь. (Смеются.) Бабуль, и кто же это был? М.В.?
ВЕРА. Нет, что ты. Это был Борька Максимов. Увидев его, я вдруг поняла, что на свете оказывается есть девочки и есть мальчики. А до этого все были просто дети. Максимовы в то лето переехали к бабушке с дедушкой в соседний подъезд. А у его бабушки с дедушкой фамилия была Тарасовы.
ЯКОВ. Максимовы – Тарасовы? Прикольно.
ВЕРА. Да, интересно. Так вот сидим мы с девчонками вечером на влажном свежепривезённом песочке, строим замки, а тут вдруг подкатывают наши мальчишки на велосипедах. И я увидела Борьку. Мы обычно на мальчишек мало внимания обращали… Ну, если только что-то нужно… Или если чем-то они нам мешали…
ЯКОВ (перебивает). Так оказывается вы, женщины, уже с детства такие? Обращаете на нас внимание, только если что-то нужно?
МАЙЯ. А вы, мужчины? Не с детства?
ВЕРА (смеясь). Все мы из детства.
ВАЛЕРИЯ. Бабулик, не слушай ты их – продолжай. (Майе и Якову.) А вы не мешайте! Дайте уже дослушать, наконец.
МАЙЯ. Дослушать до чего?
ВАЛЕРИЯ. До М.В.
ВЕРА. До М.В? Хотите, чтобы я ещё вам про него рассказала?
МАЙЯ. Очень хотим.
ВЕРА (усмехнувшись). Так это надо тогда рассказывать про всю мою жизнь.
ВАЛЕРИЯ. Когда же ещё рассказывать про свою жизнь, как не в свой день рождения? Но главное, акцентируй внимание на М.В. И подробнее, пожалуйста! Мы никуда не торопимся. Мы же никуда не торопимся?
МАЙЯ. Ну, я часок ещё с удовольствием посижу.
ВАЛЕРИЯ. А я и больше могу. Очень хочется послушать про М.В. Или всё же В.М.?
ВЕРА. Или В.М. (Смеясь, пожала плечами.) Мы познакомились ещё на вступительных экзаменах. Я же вам рассказывала, как на одной из консультаций М.В. предстал предо мной во всей своей красе. Это был высокий стройный юноша.
МАЙЯ. А сейчас?
ЯКОВ (смеясь). Невысокий и толстый.
ВЕРА. Ну, высоким и остался, а вот второе… Хотя, мне кажется, он по-прежнему стройный – у нашего поколения быть стройным - это привычка с детства. В наши времена толстых ребят не было вообще, потому что все были подвижными: любили футбол, хоккей, лёгкую атлетику, тир. Пройти мимо перекладины никто не мог: тут же подпрыгивали и тут же подтягивались. Это было так естественно. Как и гитара за спиной. Или в руках. Замечательные в наши времена были мальчишки.
МАЙЯ. У нас тоже хорошие.
ВЕРА. Конечно, хорошие. Конечно. Один только Яков чего стоит! И программист, и дзюдоист, и пианист…
ВАЛЕРИЯ. И ведь ещё пока всего лишь обыкновенный студент! А что будет, когда закончит?
ЯКОВ. Будет специалист. Лера, подай мне вот то блюдо с драниками. Бабуль, судя по сегодняшнему меню ты снова засобиралась в Белоруссию?
ВЕРА. Да. В Минск.  Очень люблю Белоруссию. И у меня же там друзья. Болбасы. С Людмилой мы уже пятый десяток на одной волне.
МАЙЯ. Круто! Даже не верится, что можно так долго дружить.
ВЕРА. Ну, это ещё недолго. У меня есть подруги, с которыми я с детства дружу.
ВАЛЕРИЯ. А давайте уже лучше про М.В.

Валерия берёт со стола драники, раскладывает всем. Вера замечает на
        безымянном пальце её левой руки кольцо.

ВЕРА. Внученька, у тебя колечко. Помолвочное?
ВАЛЕРИЯ (улыбнувшись). Да.
ВЕРА. Это Максим?
ВАЛЕРИЯ. Максим. Вчера.
ВЕРА (восторженно). Вот ты уже и невеста.

Майя и Яков быстро придвигаются, рассматривают кольцо.

МАЙЯ. И ничего не сказала! Сестра называется!
ВАЛЕРИЯ. Когда? Вчера, когда я вернулась, ты уже спала, а сегодня, когда ты уходила, спала я.
МАЙЯ. Красота.
ЯКОВ. Да и Макс нормальный парень. Одобряю. На колено становился? Цветами осыпал?
ВАЛЕРИЯ. Ой, ну прекрати, Як! Тебе бы вечно иронизировать.
ЯКОВ. Да я серьёзно интересуюсь! Опыта набираюсь.
МАЙЯ. Ну, правда, Лер, как было?
ВЕРА. Расскажи, расскажи! Нам очень хочется услышать про вашу помолвку.
ВАЛЕРИЯ. Ну… Вчера после кафедры все пошли перекусить в буфет… За столиком Макс, ничего не говоря, взял мою левую руку, надел кольцо. Потом спросил, впору ли? Я была шокирована, но ответила, что да. Он сказал, что другого ответа ему и не надо. Встал и громко объявил: «Она сказала «да»! Всем шампанского!»
МАЙЯ. Лера! Как романтично!
ВЕРА. Поздравляем тебя, солнышко!
ЯКОВ. Поздравляю, сестра! А свадьба когда?
ВАЛЕРИЯ. Да не знаю. Мы же ничего не обсуждали. Мы вообще об этом не говорили.
ВЕРА. И родители не знают?
ВАЛЕРИЯ. Ну, бабушка, ну, когда? Вот завтра вечером они вернутся из санатория, тогда и объявлю. Может быть, уже успею и с Максом переговорить. Если успею. У него же защита кандидатской через неделю.
ЯКОВ. Интересно у вас.
МАЙЯ. Всё успеваете: и учиться, и жениться.
ВАЛЕРИЯ. Представь себе.
ВЕРА. Внуки, какое же это счастье! (Майе.) Масик, неси ещё шампанского – такие подарки бывают не на каждый мой день рождения! В этом году у меня просто одни сплошные сюрпризы! Кстати, Болбасы дарят мне поездку в Беловежскую пущу. Представляете? На следующей неделе.
ЯКОВ. Бабуль, на следующей неделе у тебя операция.
ВЕРА. Операция? Нет, я не могу – я же еду общаться с зубрами.

Майя приносит шампанское, отдаёт Якову.
Яков открывает бутылку, разливает по бокалам.

ЯКОВ. Ну и прекрасно. Пока будешь ехать в Беловежский заповедник, как раз отойдёшь от наркоза. А потом, пожалуйста, тебе уже никто не помешает общаться хоть с зубрами, хоть с кабанами.
ВЕРА. Кабаны меня не слишком интересуют.
ЯКОВ. Ну с лосями. Какая разница…
ВЕРА. Большая.
ВАЛЕРИЯ (подняв бокал). Бабулик, пусть у тебя в этом году сбудутся все мечты!
МАЙЯ. И найдётся уже наконец М.В.
ЯКОВ. Да! Или В.М.

Сцена пятая.

Супермаркет.
  Яков и Валерия наполняют продуктами корзину.
Звучит белорусская мелодия.
За прозрачной шторой Вера танцует белорусский танец.
Вбегает Майя с телефоном в руке.

МАЙЯ. Ребята, простите, что опоздала - я нашла его!
ЯКОВ. Кого?
МАЙЯ. М.В.!
ВАЛЕРИЯ. Не в первый раз – чего кричать на весь магазин?
МАЙЯ. Именно такой вариант - в первый! Мы ведь с вами что решили? Что «М.В.» - это имя и фамилия.
ЯКОВ. Или фамилия и имя.
МАЙЯ. Да. А это не так! М.В. – это имя и отчество!
ВАЛЕРИЯ. С чего это?
МАЙЯ. А вот с того… Смотрите, всё совпадает! Найденный мной М.В. учился в том же вузе, что и Вера. И по возрасту точь-в-точь… А зовут его Михаил Вадимович. И теперь самое главное: он не просто следит за выпусками нашей бабули, он ждёт их с нетерпением! 
ЯКОВ. Знает Веру? (Вертит в руках бутылку шампанского.) Мы же шампанское будем брать?
МАЙЯ. Если смотрит её ролики, то, значит, знает. (Берёт с полки бутылку виски.) И виски ещё возьмём. В последний раз она виски пила.
ВАЛЕРИЯ. Это Африка так повлияла. Они же там пили крепкие напитки, чтобы дезинфицировать кишечники.
ЯКОВ. Клади. Берём. Веру знают все, кто смотрит её ролики. А знает ли он её именно как однокурсницу Веру?
МАЙЯ. Пока неизвестно - я с ним так тесно ещё не общалась. У него в Однокурсниках страничка – там я этого Михаила и нашла после того, как прочитала его отзывы под несколькими репортажами бабули. Симпатичный. Стройный, высокий. Роскошная седая грива.
ЯКОВ. А грива тут при чём?
ВАЛЕРИЯ. Вера не любит лысых.
ЯКОВ. Ну вы, сестры, даёте! В молодости все волосатые. Попробуй угадай, кто там в старости облысеет. Вы вот повлюблялись в красавцев, а какими они станут через двадцать лет? Молчите? Вот то-то!
МАЙЯ. Короче, я написала ему, поблагодарила за тёплые слова в адрес бабушки и предложила дружбу. Жду.
ЯКОВ. Молодец. Я тут тоже одного нашёл. Матвея Воловича. Сначала подумал, что это отчество.
ВАЛЕРИЯ. Из Израиля?
ЯКОВ (берёт пирожные). Из Израиля. (Валерии.) Себе беру! (Помедлив.) Пожалуй, и Вере возьму – уж очень вкусные эти пирожные.
ВАЛЕРИЯ. Тогда и нам тоже клади.
ЯКОВ. Да?!
ВАЛЕРИЯ (вздыхает). Да. Действительно очень вкусные… Я, брат, тоже видела этого Воловича на бабусиной странице. Нет, не подходит.
ЯКОВ. Почему? Потому что в Израиле?
ВАЛЕРИЯ. При чём тут это? Профессия у него не та – он экономист.
ЯКОВ. Во-первых, в их институте была специальность – экономическая безопасность. Значит, экономике учили. А во-вторых, он мог потом ещё не один вуз закончить.
МАЙЯ (смотрит в телефон). Вот этот? (Показывает Якову телефон.)
ЯКОВ. Он. Кажется.
ВАЛЕРИЯ (заглядывает в телефон Майи). Да. Хорош, но видно же, что ростом невелик. А тогда не модно было, чтобы девушки были выше.
ЯКОВ. При чём тут мода? Тут главное - любовь.
МАЙЯ (показывает телефон). А вот он молодой… Нет, это не наш тип. (Валерии.) Тебе бы такой понравился?
ВАЛЕРИЯ. Красавец, но действительно – тип не наш.
ЯКОВ. Смотрите, какие фифы! А я всё равно Вере его покажу. (Смотрит на часы.) Так… Времени осталось мало - поторопитесь, а то не успеем.
МАЙЯ. Куда?
ЯКОВ. Как это, куда? Мы же сейчас в аэропорт. Веру из Минска встречать. Фотографировать.
МАЙЯ. Я не могу – я сразу к ней поеду. Мне же, как всегда, готовить праздничный ужин.
ВАЛЕРИЯ. А я тем более не могу – только с кафедры! Устала. Як, у тебя столько аэропортовских фоток! Неужели не подберёшь? Давай мы на этот раз Веру у неё дома встречать будем?!
ЯКОВ. Вот лентяйки. А если там что-то поменялось?
ВАЛЕРИЯ. Где? В зале ожидания?
МАЙЯ. Ну, да, мебель переставили. (Смеётся.)
ВАЛЕРИЯ (смеётся). Или людей других понаприсылали.
ЯКОВ. А вот представьте себе! Люди – это свидетели. Кто-нибудь себя узнает на фотке и очень удивится, что он, оказывается, только сегодня прилетел из Минска.
МАЙЯ. Ну, Як! Ну затуманишь лица, поразмажешь, а?
ЯКОВ. Вот халтурщицы! Ладно, поедем сразу к Вере. Уговорили.

Сёстры радостно обнимают и чмокают брата, загружают корзину продуктами.

МАЙЯ. Як, ты уже знаешь, каким будет этот новый ролик из Белоруссии? Нельзя же, чтобы он хоть чем-то повторил прошлые.
ВАЛЕРИЯ. Кроме аэропорта. Аэропорт останется тем же.
МАЙЯ. Да, аэропорт тот же. (Смеётся.) Хорошо, что в этот раз ещё Беловежская пуща была. Она роскошна! Есть, чем удивлять М.В. Ой, как бы уже его найти? Может, Вера тогда успокоилась бы, переключилась на него и перестала бы уже так яростно путешествовать.
ЯКОВ. А если он женат?
ВАЛЕРИЯ. Какой ты примитивный, Яков! Здесь кто-то собирается замуж?
ЯКОВ. А ты не собираешься?
ВАЛЕРИЯ. Да при чём здесь я? О бабуле разговор.
МАЙЯ. И правда! Речь идёт о том, чтобы найти однокурсника, а не потенциального мужа. Вы, мужики, только и мечтаете, чтобы вас замуж взяли.
ЯКОВ. Ну ты вообще! Кто мечтает? Зачем это нам надо? Мы свободой своей дорожим.
ВАЛЕРИЯ. А вы в браке теряете свободу, что ли? Какая интересная новость.
МАЙЯ. Вот-вот. Вам брак нужен только для того, чтоб обхаживали вас, пылинки сдували, кормили, мыли, одевали…
ВАЛЕРИЯ. Именно. А когда слышишь: «Ах, какой мужчина, какой стильный, какой интересный», то так смешно становится: а кто его таким стильным, интересным в свет выпускает? Жена. Сам он, что ли, по магазинам бегает, стирает, чистит, гладит?
ЯКОВ. О, как вы запели… И одна из вас девушка, которая собралась замуж?
ВАЛЕРИЯ. Не о моём случае речь.
ЯКОВ. Да, да. Ведь твой любимый – неземной. Правда?  Но это пока. (Останавливается у полки с конфетами.)
ВАЛЕРИЯ. Вот только не надо угрожать!
ЯКОВ. Какие красивые коробки!
МАЙЯ. Это конфеты? Или зефир?
ВАЛЕРИЯ (отодвигает их от полки). Никаких конфет. Пирожные уже взяли. Хватит.
ЯКОВ. А я никому и не предлагаю. Я себе беру. (Берёт коробку.) Слава Богу, пока сам решаю, что мне есть и как одеваться. И вообще, я всё сам...
ВАЛЕРИЯ (перебивает). Да что ты? А кто неделю назад приходил брюки подшивать?
ЯКОВ. Боже мой! Один раз попросил.
МАЙЯ. Хватит врать, братик! А кто тебе на даче в прошлые выходные пироги пёк, шашлык мариновал, стол накрывал, пока ты аперитивил с дружками?
ВАЛЕРИЯ. Вот-вот. А наряжал тебя кто?
ЯКОВ. Какие же вы злопамятные. Вы же сами потом всё это ели и пили... Ладно, будем искать М.В.
МАЙЯ. Или В.М.
ЯКОВ. Всё-таки упрямая наша бабуля! Могла бы хоть имя подсказать. Хоть на какую букву.
МАЙЯ. Думаю, имя начинается на В.
ВАЛЕРИЯ. Лучше бы на М. Меньше вариантов.
МАЙЯ. И всё-таки мне кажется, что нет никакого М.В., что бабуля придумала.
ВАЛЕРИЯ (рассматривает продукты в корзине). Так, всё взяли, пойдёмте на кассу.
МАЙЯ. Ей скучно жить. Ей нужен герой, о котором бы она рассказывала всем сказки.
ЯКОВ. Зачем?
МАЙЯ. Чтобы ей завидовали – она же любит это. Она же сама рассказывала о том, чему учила её мама: «Доченька, пусть лучше завидуют, чем жалеют». Вот она и выдумывает. А потом сама же в это верит. Играется. И уже даже нам не скучно. (Смеётся.)
ВАЛЕРИЯ. Может быть, и придумывает. Но Вера это делает не только потому, что, как ты, Майя, считаешь, ей скучно. Ей бывает и очень грустно. И больно. И одиноко. Недавно я заехала к ней во внеурочное время, а она заплаканная. Я, конечно, спросила, что случилось, но она тут же взяла себя в руки и сказала, что смотрела свою любимую комедию и смеялась до слёз. Ведь понятно же, что это неправда.
ЯКОВ (хлопает себя по карманам). Куда я дел ключи? (Находит ключи.)  А, вот они. (Направляется к выходу, останавливается.) А знаете, я теперь ещё больше её люблю! Какое светлое жизнеутверждающее мужество. И ведь нас тем самым учит жить.
ВАЛЕРИЯ. Да. И делает нашу жизнь интересней.
МАЙЯ. Да. Что правда, то правда.

Сцена шестая.

Квартира Веры.
Вера сидит за столом. Внуки, склонившись над бабушкой, обнимают её,
        целуют.
Звучат песни ансамбля «Песняры».

ЯКОВ. Бабулик, как ты себя чувствуешь? (Внимательно смотрит на Веру.) Выглядишь прекрасно.
ВЕРА. Белоруссия и Болбасы всегда вливают в меня энергию. Очень люблю к ним ездить.
ВАЛЕРИЯ. Так рассказывай поскорее, как там зубры поживают?
МАЙЯ. Сколько моих друзей побывало в пуще – не сосчитать, но никто из них не видел зубров в том лесу.
ЯКОВ. А Вера не только видела, но и сфотографировалась на их фоне.
ВЕРА. Да. (Улыбаясь, смотрит на Якова.) Наверное, мне очень повезло?
ЯКОВ. Безусловно! На велопрогулке.
МАЙЯ. А… Ну, может быть, мои друзья только по пешеходным маршрутам передвигались… И что? Страшно было?
ВЕРА. Ты знаешь, страшно. Они такие огромные. Это даже на фото видно.
ЯКОВ. Ты в Африке льва не испугалась, когда он неожиданно повернулся и пошёл на тебя, а тут всего лишь зубр.
ВЕРА. Льва нечего было бояться – он был сыт: только съел почти всю антилопу. А был ли сыт зубр?
МАЙЯ (смеясь). А зубры тоже людей жуют?
ВАЛЕРИЯ (смеясь). Жуют, жуют, но не глотают – выплёвывают.
ВЕРА (улыбаясь). Ещё археологический музей мне понравился. Под открытым небом. Я люблю музеи, которые рассказывают о быте разных народов. Очень интересно. Вы сами всё увидите на видео. Но, честно говоря, что-то я устала. Как-то утомила меня эта поездка.
ЯКОВ. Всё? Больше никуда не поедешь?
ВЕРА. Поеду. Ещё разок. В Калимпонг. Давно хотела, а сейчас это мне просто необходимо.
ЯКОВ. Калим-понг. Что-то восточное.
ВАЛЕРИЯ. Индия.
ЯКОВ. Да, да. Вспомнил. Там же музей Рериха. Шамбалу собираешься искать?
ВЕРА. Шам-бах-лах.
ЯКОВ (смеётся). Ну, ты, бабуля…
ВАЛЕРИЯ. Да, смешно звучит: Шам-бах-лах… А зачем тебе она? Ну, не страну же в натуральном виде ты хочешь найти. География ведь здесь ни при чём…
ВЕРА. Ни при чём.
ЯКОВ. Зачем же тогда ехать?
ВЕРА. За уникальной красотой. За общением с единомышленниками. За просветлением.
ЯКОВ. За просветлением? Почувствовала, что пора?
ВАЛЕРИЯ. Гималаи – это, конечно, здорово, но что-то мне подсказывает, что за просветлением вовсе не обязательно ехать так далеко. От себя-то не уедешь…
МАЙЯ. Но Гималаи – это же волшебно! Там даже если и не хочешь – просветлеешь! А какие красивые у них танцы народные! (Изображает танцующую индианку.) Ух! Бабусик, возьми меня с собой! А то мне всё кухня да кухня. Сколько можно?! К тому же, у меня наступили заслуженные послезащитные каникулы – закончилось моё студенчество! (Что-то ищет в телефоне.)
ВЕРА. Поздравляю тебя ещё раз, солнышко моё! Даже не верится, что теперь и ты уже специалист. Вот сейчас и отметим. А по поводу поездки…
ВАЛЕРИЯ. Вера Дмитриевна всегда путешествует одна. А мы только фильмы монтируем. Да? Кстати, бабуль, мы просмотрели все возможные белорусские фотки и выбрали самые интересные. Особенно произвела впечатление твоя фотография на фоне зубров. Потрясающая. И хорошо, что с Болбасами фоток тоже оказалось достаточно. Ролик получится превосходный!
ВЕРА (радостно улыбаясь). Да вы что?! Удивили! Спасибо, внуки мои дорогие! Мои самые любимые! С вами ни в какой старости жить не страшно. Спасибо, родные! (Всхлипывает.)
ЯКОВ. О, что это с тобой? Устала… Небольшой перегруз. Ничего, бабусик, бывает, люди устают. Но всё ведь хорошо? А будешь сейчас соблюдать режим, делать гимнастику – и быстро восстановишься.
ВАЛЕРИЯ. Бабуль, а почему тебя не тянет в северные страны?
МАЙЯ. Скучно там. Серо. Потому и не тянет.
ВАЛЕРИЯ. Ну, у серого тоже много оттенков.
ВЕРА. Милые мои внуки, северные страны – давно пройденный этап. Вы забыли? Мы с вашим дедом их ещё четверть века назад объездили. А теперь хочется яркости: света и красок. Как в молодости.
ВАЛЕРИЯ. А с М.В. ты куда-нибудь ездила? Или с В.М.?
ВЕРА (смеясь). Или с В.М.? Нет.
ВАЛЕРИЯ. Но ты же говорила, что вы любили Африку, что мечтали…
ВЕРА. Да, но… Как бы вам объяснить… Любили. Мечтали. Но… Как бы… параллельно друг от друга. То есть, по отдельности: он себе, я себе…
МАЙЯ. Как это? Бабуля, тогда спрошу прямо: был ли вообще на самом деле человек под инициалами М.В? Или ты его просто выдумала?
ВЕРА. Он был. И есть. Но… личность его… как бы… как бы… ну… сгенерирована, что ли...
ВАЛЕРИЯ. То есть, придумана?
МАЙЯ. Как Шамбала? Без физического облика?
ВЕРА. Нет, совсем не так! М.В. – это же мой однокурсник. Я уже много раз вам рассказывала. Когда я впервые его увидела… ещё на вступительных экзаменах… то восхитилась так, что даже испугалась. Он был вот точь-в-точь из моих, как говорится, снов: само совершенство. И я поверила, что он это совершенство и есть. Так происходит всегда, когда человек влюбляется. Но к тому времени я уже знала, что идеальных людей нет. Начитанная была. И поэтому, чтобы не разочаровываться, решила не приближаться к нему очень близко. Чтобы он остался для меня этим вдохновляющим совершенством навсегда.
МАЙЯ. Так вы не общались, что ли?
ВЕРА. Общались. Я же вам рассказывала. Но в таких ситуациях, где просто невозможно плохо себя проявить. Мы встречались на студенческих мероприятиях, на вечерах, на интересных диспутах, в каких-то недолгих поездках… Мы смотрели друг на друга так, что сердце замирало. И мне было тепло и радостно. И так романтично… И этого было достаточно. И знаете, меня даже очень радовало, что он учился в другой группе…
ВАЛЕРИЯ. Ой… Дай сообразить… Так М.В. – это просто некий образ? То есть, ты увидела человека, внешность которого тебе понравилась, а дальше ты его придумала? И верила, что он такой и есть?
ЯКОВ. Так это же… платоническая любовь.
МАЙЯ. Нет, это какая-то особая форма романтической любви.
ВАЛЕРИЯ. А я думаю, что это просто - любовь.
ВЕРА. Ох, внуки… Любите вы порассуждать. В общем, я с детства была очень чувственным существом, ранимым. И чтобы противостоять невзгодам, стала придумывать себе защиту. Это могло быть, например, выдуманное роскошное дерево, которое укроет меня, если мне надо будет спрятаться. Вспоминаете сказку?  Или необыкновенная огромная собака, которая защитит и прогонит обидчика… И мне было не только легче, но и интересней жить. В подростковом возрасте я уже знала, что любовь может быть несчастливой, и не взаимной, что мальчики не всегда поступают, как настоящие мужчины. Я говорила, что любила романы. А в любовь верить хотелось…  Вот так я и придумала себе человека, который будто бы беззаветно в меня влюблён. И если мне было грустно, я представляла, что он рядом. Что обнимает меня. Поддерживает. И мне это помогало. Словно так и было на самом деле. Кому от этого плохо?
ЯКОВ. Ну ты, бабуля, даёшь…
ВАЛЕРИЯ. Да… А мы тут розыски устроили – очень хотели его вычислить и найти.
ВЕРА. Зачем?
МАЙЯ. Ну, чтобы вы встретились, наконец. Чтобы вам было радостней жить. Вместе ведь всегда радостней? Разве ты не хотела бы этого?
ВЕРА. Любимые мои внуки… Друзья мои… Чтобы двум человекам было радостно жить вместе, нужно желание обоих. Но М.В., или В.М., никогда не приближался ко мне ближе той границы, что я установила для самой себя.
ЯКОВ. Тут я с тобой не согласен. Иногда парню очень тяжело сделать шаг навстречу понравившейся девушке именно потому, что он видит выставленную ею границу.
МАЙЯ. А знаешь, Джакоб, что это значит? Это значит, что парень тот – просто трус.
ВАЛЕРИЯ. Согласна. За любимую надо бороться. Ведь дедушка наш добился-таки своего! Он рассказывал, что не совсем это было просто. Эх, получается, зря мы М.В. так искали…
МАЙЯ. Получается, зря. И ты не хочешь с ним увидеться, ба? Пообщаться… Мы бы тогда уж точно его нашли.
ВЕРА (пожав плечами). А вам и не надо его искать – мы в однокурсниках с ним друзья. И этого достаточно. Правда, все его фотки там старые. На них он молодой. Сегодняшних нет. Поэтому я не знаю, как он сейчас выглядит…
МАЙЯ. О, так может, поэтому мы и не обратили на него внимания? Если он на фото молодой. Бабуля, а тебе не интересно, какой он сейчас?
ВЕРА. Не знаю… Мне не хочется разочаровываться. В нашем возрасте разочарование – это уже тяжело.
ЯКОВ. Так после выпуска вы ни разу не виделись, что ли?!
ВЕРА. Ну почему же… Много раз.
ВАЛЕРИЯ. Он тебя разочаровал.
ВЕРА. Наоборот.
ВАЛЕРИЯ. А почему же тогда вы… Или из-за дедушки?
ВЕРА. Мы виделись уже и после дедушкиного… ухода…
МАЙЯ. А что же тогда? Почему вы не вместе? Он не хотел? Или не мог из-за семейных уз…
ВЕРА. Хотел. И мог. И не было уже семейных уз.
ЯКОВ. Так что же тогда? Или он всё же уже не был таким хорошим, как в молодости?
ВЕРА. Напротив. Он был ещё лучше, чем в молодости. Вот просто до головокружения. Честное слово.
МАЙЯ. Тогда какого разочарования ты боялась?
ВЕРА. Его разочарования. Его… Во мне… В нашем возрасте разочарование – это уже тяжело…
ВАЛЕРИЯ. И только из-за этого ты от него отказалась?
ЯКОВ. И никогда об этом не жалела?
ВЕРА (пожимает плечами). Ну, а что тут поделаешь… Жалей – не жалей… Обстоятельства так сложились… Человек вынужден подчиняться обстоятельствам.


Сцена седьмая.

Платформа вокзала.
Появляется Вера на инвалидной коляске. Она решительно и быстро едет
        вперёд по платформе. Вслед за ней выбегает Валерия.

ВАЛЕРИЯ (громко). Вера! Стой! Ты куда?! Да остановись же! Что случилось?! (Догоняет Веру.) Что случилось? Куда ты рванула?
ВЕРА. Мы не поедем на этом поезде.
ВАЛЕРИЯ. Почему? Я специально сбежала с форума, чтобы поехать с вами именно на этом поезде. На форуме сейчас, между прочим, самое интересное – банкет, а ты тут вдруг с фокусами…
ВЕРА. Мы не поедем.
ВАЛЕРИЯ. Это, что, капризы? Из-за того, что нет мест в специализированном купе? Это, что, в первый раз такое?
ВЕРА. А я думала, мы друзья… Доверяла вам.
ВАЛЕРИЯ. Это что сейчас такое происходит? Ты о чём?!
ВЕРА. Поедем в следующем.
ВАЛЕРИЯ. Так, объясни, пожалуйста, что случилось?! Нам ехать всего каких-то неполных два часа. Да, в обыкновенном купе. Ну и что? Не совсем, конечно, удобно, но...
ВЕРА. Эх, внуки! (Закрывает лицо руками.) Зачем же вы так?! Думали, что я не догадаюсь? Неужели не понимаете, что так поступать нельзя?!
ВАЛЕРИЯ. Тааак… А как поступать нельзя?
ВЕРА. Как вы поступили.
ВАЛЕРИЯ. А как мы поступили? Яков поехал сюда, чтобы забрать тебя из санатория. А я в это время была на форуме в соседнем городе и решила возвращаться вместе с вами. Когда поезд прибыл, вы с Яковом находились уже на платформе. Я вышла, а Яша пошёл в вагон, чтобы узнать у проводницы, куда ставить коляску. Когда он вернулся, я повернулась к нему - тут ты и рванула. Почему?! Ну говори скорее, поезд недолго стоит!
ВЕРА. Мы поедем на другом.
ВАЛЕРИЯ (догадываясь). Ты кого-то увидела.
ВЕРА. А вы думали, что не увижу?
ВАЛЕРИЯ. Кого?
ВЕРА. Никого.

Вера отворачивается, закрывает лицо руками.

ВАЛЕРИЯ. Детский сад какой-то, ей-Богу…(Задумчиво.)  Так… Мы стояли у окна нашего купе… У окна… Ты увидела в окне… Так ты из-за мужчины? Тебе не понравилось, что с нами в купе будет ещё один человек? Но это очень приличный человек. Ненавязчивый и молчаливый. За час, что мы с ним ехали, задал всего два вопроса. Мы даже и не познакомились – абсолютно нейтральный.
ВЕРА (с горькой иронией). Ах, вы даже не познакомились… А ехали в одном купе…
ВАЛЕРИЯ. Что ты этим хочешь сказать? Что не веришь, что я даже не знаю, как его зовут? Что… Что… Что?! Не может быть… Это ОН?!
ВЕРА. Ты не ту профессию выбрала, внучка, тебе бы в артистки…
ВАЛЕРИЯ (потрясённо).  Не может быть… Так это М.В.?
ВЕРА (иронично). А ты, конечно, «не знала». Вы же случайно в одном купе оказались.
ВАЛЕРИЯ (хватается за коляску). Так что же мы тут!.. Да как же?! Бегом!
ВЕРА (недоверчиво). Так ты что…Ты на самом деле не знала?!
ВАЛЕРИЯ. Вот это сюрпризы! Поезд же вот-вот… Скорее!
ВЕРА (тормозит коляску). Нет! Нет! Я не поеду! Мы не поедем! Нельзя!
ВАЛЕРИЯ. Бабуля! Бегом!
ВЕРА. Нет!
ВАЛЕРИЯ. Да почему?!
ВЕРА. Он не должен меня видеть!
ВАЛЕРИЯ. Так он уже тебя видел.
ВЕРА. Боже! Нет.
ВАЛЕРИЯ. Да что ж такое? Что не так? Бабуля! (Догадывается.) Ты из-за коляски?!
ВЕРА (отчаянно). Из-за коляски! И не только. Я не могу, понимаешь?!
ВАЛЕРИЯ. Он нашёлся, наконец!! Сам! Судьба! Он есть! А ты…
ВЕРА. А я врунья.
ВАЛЕРИЯ. Какая врунья? С чего это?
ВЕРА. С того! Он… Он же смотрел все мои… наши… репортажи.
ВАЛЕРИЯ. Так это здорово!
ВЕРА. «Здорово»… Но я же там пляшу, скачу, как молодая кобылица. Пою с африканцами!
ВАЛЕРИЯ. Да! И что?
ВЕРА. А что на самом деле? А на самом деле это работа моих внуков! А я инвалид! Старая развалина! И просто вру всем напропалую, потому что помню: «Доченька, пусть лучше завидуют, чем жалеют». (Всхлипывает.)
ВАЛЕРИЯ. Бабушка, родная, ты плачешь?! Милая моя! (Обнимает Веру.) Ты же ничего противозаконного не делала. Ты практически на самом деле путешествовала. И мы вместе с тобой! Это было так интересно. Ты так здорово всё придумала. Что плохого? Это просто театр. Вот такой замечательный театр. Ну, что, что плохого?
ВЕРА. Что плохого? Это как знакомство по интернету, когда пенсионеры выставляют фотки из своей молодости…
ВАЛЕРИЯ. Да с чего ты!.. Да совсем не то! И потом, ты красавица! Ты потрясающая! Вон все соседские мужики в тебя влюблены. Бабушка, помчались! Он же сейчас уедет! Ну, бабулечка!

Подбегает Яков.

ЯКОВ. Вы с ума сошли! Через минуту поезд отправляется! А нам ведь надо с коляской туда влететь! Быстрее!
ВАЛЕРИЯ (сдерживая слёзы). Яков, ты в поезде никаких своих вещей не оставил?
ЯКОВ. Да какие у меня вещи? Документы только да карточка. Они в кармане.
ВАЛЕРИЯ. И у меня всё с собой.
ЯКОВ. А в чём дело? Поезд сейчас уйдёт!
ВАЛЕРИЯ. Да и пусть идёт. Мы в следующем поедем.
ЯКОВ. Как это?
ВАЛЕРИЯ. Так это. (Показывает на отправляющийся поезд.) О, уже поехал…
ЯКОВ. Ё-моё! Дамы, да что это с вами?!
ВАЛЕРИЯ. Ты, когда в купе заходил, никого там не видел?
ВЕРА (закрывает ладонями лицо). Ооой…
ЯКОВ. А в чём дело?!
ВАЛЕРИЯ. Видел или нет?
ЯКОВ. Этого могучего седовласого?
ВАЛЕРИЯ. Его, его…
ЯКОВ (задумчиво смотрит на родных и вдруг догадывается). М.В.?!
ВАЛЕРИЯ. Угу. В.М.
ЯКОВ. Так чего же мы! Чего же вы! Да вы что! Поезд-то - всё… Ку-ку!
ВЕРА (всхлипывая). И пусть.
ЯКОВ. Бабуля, ты в своём уме?! Мы что только не предпринимали, чтобы найти этого твоего М.В., а тут он сам! Собственной персоной! И ты отказалась?!
ВЕРА. Ты сам сказал, он могучий седовласый. А я инвалид-врунья.
ВАЛЕРИЯ. Какой ты инвалид?! Операция же прошла успешно. Ты скоро поднимешься!
ВЕРА (обречённо). Я ещё два месяца назад должна была подняться, а не могу… И уже вряд ли смогу. Мне не за что ухватиться, понимаете? Опереться не на что! (Кричит.)   Мне нужно срочно в Гималаи! И по-настоящему!
ЯКОВ. Ладно… А при чём тут «врунья»?
ВЕРА. А при том: я столько вранья наворотила с этими своими… нашими… репортажами…
ВАЛЕРИЯ. И что здесь криминального? Интересные же репортажи.
ЯКОВ. Бабуль, так это мы с тобой вместе наворотили. (Смеётся.) И не врали ведь ничего. Полная правда. Всё, как на телевидении.
ВАЛЕРИЯ. Конечно. Это игра. Просто игра.
ВЕРА. Это не просто игра…
ЯКОВ. Да! Это не просто игра – это интересное, весьма познавательное и очень полезное времяпрепровождение. (Вспоминает.) Кстати, а он ведь так заволновался, когда я сказал, что мы сейчас вернёмся с бабулей. Он посмотрел на меня такими светящимися глазами, что я удивился, честно говоря. Подумал, в подпитии мужик, что ли? Чего так радуется-то? А это он тебя увидел, бабуля!
ВАЛЕРИЯ. Ну, что теперь говорить - упустили… А знаешь, Вера Дмитриевна, какими были те два вопроса, что задал мне этот, уже узнанный теперь нами, попутчик? Первый вопрос звучал так: «А как зовут вашу бабушку?»
ЯКОВ. Узнал в тебе Веру!
ВАЛЕРИЯ. Вот! Я же очень похожа на тебя молодую, бабуль. А второй вопрос был задан, когда он уже увидел вас в окно: «Это ваша бабушка?» Значит, сначала он узнал во мне тебя, а потом уже и саму тебя.
ВЕРА. И увидел, что я калека…
ЯКОВ. Вера, хватит уже себя жалеть и искать оправдания! Сделала глупость, так лучше теперь думай, как исправлять. (Разворачивает коляску.) Вот где теперь нам его искать?

Вера всё ещё упрямо сопротивляется, тормозит коляску.
 
ВАЛЕРИЯ. Надо же, в руках у нас был, а теперь… Что теперь делать?.. А я знаю, что теперь делать! (Набирает номер телефона.) Майке звоню! Она сейчас немедленно помчится на вокзал и возьмёт его в купе тёпленьким!.. Да где же она там… Трубку не берёт…
ЯКОВ. Готовит. У неё же вечно что-то на плите скворчит – вот и не слышит.
ВАЛЕРИЯ. О! Майя! Майя! Ты слышишь меня?! (Кричит.) Майя, всё бросай и срочно на вокзал. Помнишь, какие у нас места?.. Да не надо нас встречать – не об этом речь!.. Господи, какая вредная! Мы вообще ещё в Курортном… Опоздали. Потом объясним… Ты дослушай сначала, Майя, а потом будешь возмущаться… Да, ты едешь на вокзал, но встречаешь не нас… Кого? Только не падай в обморок: М.В.! Он ехал со мной в одном купе, представляешь?.. Да откуда я знала, что это он?..  Поехал дальше… А мы опоздали, да… Короче, Майя, времени нет всё объяснять: в машину – и на вокзал… Как узнаешь? Ну, во-первых, он в нашем купе уже один остался, а остановок больше не будет… Да. А, во-вторых, это седовласый мужчина в чёрных джинсах и в чёрном свитере… Да. И держи его покрепче, чтобы уже не убежал!
М.В. (голос издалека). Вера! А, может, хватит уже бегать?

Все поворачиваются на голос.

ВЕРА (потрясённо). Ты здесь?!
ВАЛЕРИЯ (в телефон). Так, Майя, подожди…
 
Вера гордо расправляет плечи и, резко развернувшись, пытается спешно
        уехать. Внуки, дружно ухватившись за коляску, останавливают её.

Нет, бабуля, всё! Приехали… (В трубку.) Майя! Никуда не дёргайся, оставайся дома и готовь роскошный стол! Часа через три мы будем… Да, все будем.
ЯКОВ (облегчённо выдохнув). Прощайте, Гималаи, Шамбала сама приехала. (Радостно смеясь, Валерии.) «Просто любовь»? Крутец… (Вере.) Ну, вот они – обстоятельства. Вставай, бабулечка. Подчиняйся. Иди…
 
Вера, после минутного сомнения, опершись руками о подлокотники,
        медленно поднимается.
Звучит музыка. (Можно танцевать.)


Рецензии