Ормузский Пролив

Фотоиллюстрация: Ормузский пролив — узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Персидский залив на юго-западе с Оманским заливом на юго-востоке и далее с открытым океаном.
39-километровый пролив является единственным путем в открытый океан, по которому осуществляется более одной шестой мировой добычи нефти и одной трети мирового объема сжиженного природного газа (СПГ).
Ормузский пролив расположен между Оманом и Ираном, соединяя морской проход из стран Персидского залива (Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов) с Аравийским морем и за его пределами.
***

14 июня 2025 г.
В виду нападения Израиля на Иран, Иран рассматривает возможность закрытия Ормузского пролива, сообщило иранское информационное агентство IRINN со ссылкой на ключевого консервативного законодателя Эсмаила Косари.

Этот шаг приведет к резкому росту цен на нефть и риску расширения войны.

Итак, что же такое стратегический водный путь и почему он жизненно важен для мировой торговли?

Ормуз - единственный морской вход в Персидский залив. Он разделяет Иран с одной стороны и Оман и Объединенные Арабские Эмираты с другой и соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем в Индийском океане.

(Дополнительный материал:http://proza.ru/2021/01/29/184; http://proza.ru/2024/10/14/48)

По данным Управления энергетической информации США, около 20 процентов мирового потребления нефти проходит через пролив, который агентство называет “самым важным в мире узким местом для транзита нефти”.

В самом узком месте его ширина составляет 33 км (21 милю), но судоходные пути по этому водному пути еще уже, что делает их уязвимыми для нападений и угроз закрытия.

Во время ирано-иракского (Подробнее можно найти внутри материала: http://proza.ru/2021/08/25/127)конфликта между 1980 и 1988 годами, в результате которого с обеих сторон погибли сотни тысяч человек, обе страны нападали на коммерческие суда в Персидском заливе в ходе так называемой танкерной войны, но Ормуз так и не был полностью закрыт.

Совсем недавно, в 2019 году, четыре судна были атакованы вблизи пролива у берегов Фуджейры, ОАЭ, на фоне обострения напряженности в отношениях между Ираном и США во время первого президентства Дональда Трампа.
Вашингтон обвинил Тегеран в этом инциденте, но Иран опроверг обвинения.

Нападения на морские пути уже давно используются для оказания давления в условиях конфликта.

С начала израильского геноцида против арабского народа Палестины (2024 - продолжается по сей день), хуситы в Йемене нападают на суда доставляющие военные грузы в еврейское государство - в районе Баб-эль-Мандебского пролива, у входа в Красное море на другой стороне Аравийского полуострова.

В то время как самоотверженная борьба хуситов против мирового сионизма повлияла на мировую торговлю, суда могут избежать захода в Красное море, обогнув Африку, что является более длительным, но безопасным путешествием. Однако невозможно доставить что-либо морским путем из Персидского залива, минуя Ормуз.

Закрытие пролива затронет даже те страны, которые не импортируют бензин из стран Персидского залива, поскольку значительное сокращение поставок резко повысит цену за баррель на мировом рынке.

Несмотря на угрозу иранского законодателя, неясно, есть ли у Ирана возможность или желание перекрыть пролив.

Такой шаг почти наверняка вызовет ответные действия со стороны США, которые не случайно стянули  военно-морскую армаду на Ближнем Востоке.

Закрытие Ормузского пролива, однако, ударит по карману простолюдинов США и может спровоцировать военный ответ со стороны этой Империи Мирового Зла.

Хотя действия Ирана по закрытию пролива, возможно, и не являются неизбежными, комментарии Косари подчеркивают, что нападение на морские пути - это карта, которую Тегеран может разыграть в ходе военных действий. Типа карты которой не обладает укрпрезидент в его попытках сопротивляться СВО РФ.

В апреле 2024 года иранские вооруженные силы захватили контейнеровоз вблизи Ормузского пролива на фоне роста напряженности во всем регионе после смертоносного нападения Израиля на консульство Ирана в Дамаске, Сирия.
За слабым ответным ударом Ирана по Израилю  последовал массированный израильский удар по Ирану.

Ормузский Пролив оказался в центре внимания новостей после взрывов 13 июня, 2019 г., в результате которых были повреждены два нефтяных танкера, всего через месяц после того, как неподалеку были подорваны четыре других судна.

Насколько Ормузский Пролив широк?
Несмотря на то, что ширина самого узкого места пролива составляет всего 33 км, ширина судоходных путей в обоих направлениях составляет всего 3 км.

Действительно ли это единственный выход из залива?

Морской путь через пролив является единственным средством транспортировки товаров или людей в другие страны мира.

По этой причине ОАЭ и Саудовская Аравия предложили построить больше нефтепроводов, чтобы избежать проблем с водным путем.

Сколько нефти и газа проходит через пролив?

Примерно шестая часть мировой нефти транспортируется через пролив – 17,2 миллиона баррелей в день. Сюда входит большая часть нефти из стран - членов Организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК), Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ и Кувейта. Катар, крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа, также отправляет большую часть своего СПГ через пролив.

Какие военно-морские силы защищают регион?

Пятый флот США, базирующийся в Манаме, Бахрейн, отвечает за охрану морских судоходных путей.

Были ли случаи нападения на суда в прошлом?

Во время ирано-иракской войны в 1980-х годах две страны регулярно ставили под угрозу поставки нефти друг другу. В 1988 году американский военный корабль "Винсеннес" сбил иранский пассажирский самолет, в результате чего погибли 290 человек, что, по мнению Вашингтона, было несчастным случаем (Подробнее: http://proza.ru/2021/08/25/120).

В 2010 году японский нефтяной танкер подвергся нападению группировки, связанной с "Аль-Каидой".

Насколько обострилась ситуация за последнее десятилетие?

В начале 2012 года Иран пригрозил препятствовать судам, проходящим через пролив, в ответ на санкции США и Европы, направленные против его продажи нефти.

Усилия Запада были частью согласованной программы, направленной на то, чтобы помешать Тегерану разработать ядерное оружие.

Каков был ответ Ирана?

В ответ на санкции США в отношении Ирана, направленные на прекращение экспорта нефти Тегераном и удушение его экономики, иранское правительство пригрозило создать проблемы для нефтяных танкеров в Ормузском проливе.

Что произошло в последнее время?

В мае 2019 года четыре судна, включая два саудовских нефтяных танкера, подверглись нападению недалеко от Фуджейры, сразу за проливом.

В то время как нападения 13 июня на два нефтяных танкера в Оманском заливе вызвали опасения по поводу мировых поставок нефти и новые вопросы о безопасности перевозок через Ормузский пролив.

11 июля, 2019 г., Великобритания заявила, что три иранских судна безуспешно пытались воспрепятствовать проходу британского коммерческого судна, и Иран это заявление отвергает.

Неделей ранее Великобритания захватила иранский нефтяной танкер, подозреваемый в транспортировке сырой нефти в Сирию в нарушение санкций Европейского союза, у берегов Гибралтара.


Рецензии
Если Иран закроет пролив, это приведет к столкновению уже с его ближайшими соседями, так как им совершенно невыгодно остаться без пути сбыта нефти. Поэтому ничего он не перекроет, будет только блефовать.

Оксана Куправа   15.06.2025 11:05     Заявить о нарушении