Повесть Приезжая 7

    7.  Начальники от образования всячески пытались удержать перспективных, неленивых молодых учительниц. Так, еще не отработав полного срок – три года – молодая физичка была отправлена на съезд учителей. Что это было за мероприятие, как оно называлось правильно, никто из местных не знал. Прошла молва, что Дарью Ивановну отправили в Москву на съезд учителей. Начались летние каникулы, молодые учительницы разъехались по домам, а физичка –  в Москву.

    Июньская Москва разительно отличается от майской Москвы. Переход этот чувствуется уже с первых летних дней. В мае зелень пестрит разными оттенками  зелёного. Каждое деревцо и каждый кустик имеет свою отличительную зелёность: один как изумруд, а другой   –  больше  похож на хризопраз или хризолит. К зелени примешивается что-то светлое, жёлтое, яркое. Зелёный листочек напитывается цветом и лоском.

      В раннем июне, да после дождя или грозы (если не читать сводки об аномально большом дожде на севере города), воздух свеж! Свежесть эту дают зеленые насаждения.

     В последние годы пошла мода не на огромное количество клумб, а на деревца, кусты, даже ёлки встречаются. Маленькие ёлочки, натыканные часто, приживаются в вечных городских лужах. Ещё совсем недавно эти лужи зияли долго после дождя, а сейчас вода служит питанием для елей. Зелень – деревья, кусты и цветы – даёт не передающий свежий аромат большому городу!
 
   Летом город преображается –   в последние годы он стал больше похож на курортный, куда приезжают отдыхать. Побывать в Москве даже проездом –  запомнится надолго. Если первые поездки в Москву ещё можно пересчитать, но когда их становится много, то и говорят, что много раз я был в Москве! Это своего рода гордость.

    В летнее время, когда в учебных заведениях жизнь несколько затихает (дети ушли на каникулы, а педагоги – в отпуск), начинается время учиться преподавателям. Семинары. Курсы повышения квалификации. Переподготовка. Хорошо, если педагогическая учёба совпадёт с поездкой в областной центр, а ещё лучше, если представится возможность съездить в Москву.

       Часто такая поездка на курсы заменит педагогу поездку на море (какое море  –  вот под боком река!). Речь идёт, конечно, не о Москва - реке, а о реке в родном городе или сельской  местности.

       Из сельской местности педагоги едут на обучение, убивая двух зайцев –  отдых и престиж! В местной газете обязательно появится заметка, что такой-то учитель поехал в столицу на обучение. Знать,  классный педагог, раз оценили его где-то наверху!

    В том году в Москве должен был состояться очередной съезд  лучших педагогических работников. Тут были учителя разных предметов, педагоги дополнительного образования –  короче,  лучшие люди от образования!

     Жить новоявленные слушатели должны были в общежитии московского колледжа, который покинули студенты, уехавшие на летние каникулы. Общежитие  привели в божеский вид –  помыли стены, окна, навели порядок в туалетных комнатах, хотя покраску и прочий косметический ремонт отложили на поздний срок. Ведь времени  до конца августа ещё более, чем достаточно!

      Вахтёрши общежития перешли на другой график,  началось время отпусков. Конечно, их отпуск несравним с преподавательским двухмесячным отдыхом   или летними каникулами студентов.  Но самые выносливые работники не спешили уходить отдыхать, уступая место в графике тем, кто уж очень устал.

    Поработать со взрослыми да ещё учителями, совсем не сложно. Спокойно можно отдохнуть и в сентябре. Когда начнётся хлопотливая пора – заселение первокурсников и  преподавателей, которые приехали из других регионов.

На  пороге московского общежития с самого утра начал собираться народ. Не выспавшиеся в ночном поезде, с чемоданом, с сумкой для продуктов (старая привычка!), с сумкой выстраивались у стола, за которым устроилась дама, обликом напоминающая киношную владелицу койко-мест, чтобы получить заветный ключик от комнаты, зайти, кинуть вещи и еще часок поспать перед учёбой.

Вся эта толпа училок, которые совсем недавно строили учеников, были скорее беспомощны перед строгим ликом комендантши. Она одной рукой писала в огромной амбарной книге ценную информацию из паспорта жилички, а другой тянулась к доске с ключами. На ощупь снимала нужный ключ и вручала. При этом, по привычке, озвучивала правила проживания в общежитии. Для нее и молодой человек, и немолодая женщина были равны. На время они становились в равных отношениях –  занимали койко-место, за которое в итоге и отвечала она.

     Дарья Ивановна, а сейчас просто – Даша Иванова – оказалась  опять в той же обстановке  как совсем недавно, в общаге.

   В общежитии  она прожила все пять лет обучения на физмате областного педа. Все было знакомо. Хотя здесь Москва, да и жить придется с учителями. Но учителя без учеников становятся такими же простыми смертными, как и любые другие жители страны. Здесь необязательно называть друг друга по имени- отчеству, здесь – всё как в обычной жизни.

      Даша получила ключ от комнаты на третьем этаже. Поднялась, открыла дверь и обнаружила, что пока она первая, а ещё в комнате должны оказаться две соседки. Комната была небольшая, всего три кровати и шкаф уместились по периметру комнаты. Посредине стоял стол. Видимо, он выполнял функцию письменного и обеденного стола.
 
     Вскоре появились и соседки. Тоже приехали из глубинки, были немолодыми, но энергичными. Одну звали Вера Михайловна, прибыла она с Рязанской земли. Даша, по её рассказам поняла, что Вера – активистка. Она занимается кроме своей прямой работы, ещё общественной деятельностью.

      Вера Михайловна – учительница истории, для неё важно не только самой знать историю страны, края, местности, но и передавать эти знания детям. Она общается, «ведёт работу» с разными ветеранскими организациями.
 
     Для Даши, родившейся в небольшом городке, информация была в  новинку. Она и не предполагала, что учителю физики, например, можно заниматься еще чем-то. Общественным. Надо взять на вооружение. Знания лишними не бывают. Даша прекрасно понимала, что отработав положенное, она будет искать работу в городе. Она много раз прокручивала в голове, а что если вести математику, а что если вести астрономию или информатику? Но чтобы заниматься общественной работой, она как-то не задумывалась.

    «Третьей девушкой» оказалась совсем не молодая географичка. Та  была известна в своём районе Вологодской области тем, что изучала географические особенности своей местности. Видимо, было много особенностей, потому что, работая почти сорок лет в школе, Валентина Егоровна издала Атлас полезных растений района, записала частушки, поговорки и сказы, собрала коллекцию камней, которые дети очень любили перебирать и пересматривать на уроке.

     Её только беспокоило, что нет последователей. Едут поступать после школы выпускники, но, вот, ни один выпускник естественно-географического факультета не вернулся на свою малую родину. Хотя всё логично – есть учитель географии, а второму и приткнуться некуда! Скоро будет Валентине Егоровне лет много, скоро она уже не сможет каждый день, рано просыпаясь, идти на работу, вести уроки. Ей будет «в охотку»  полежать подольше, отдохнуть, да и огородом заняться.

      Всю жизнь она работала, «держа в голове», что вместо картошки и лука можно сделать что-то оригинальное на своём участке. Сейчас  это надо было делать в ближайшие годы, так как силы уходили, желание пропадало. А мечта – превратить клочок земли в сельский рай – не исполнялась.

   Вера Егоровна любила делать всё как надо. Она хотела еще при жизни получить свою долю признания. Память – это хорошо! Хотела жить, работать, отдыхать здесь. На Земле. Вот  живёт она на планете Земля, любит ценности этой планеты, а участок свой с хорошей землёй (этим она занималась) хочет  видеть как оазис земной красоты.

      Для Даши стало откровением, что можно работать в деревенской школе и иметь хобби. Наверное, нужно очень любить свой край, чтобы искать в нём то, что другие не видят.

      Сам съезд представлял собой отчёт чиновников о работе с сельскими школами. Как много они делают для села! Даша слушала выступления, думая о своём. А думать нужно было, потому что предстоял последний год отработки, а что будет дальше – предстояло  решать ей самой.

      Даша сидела на заседании и рассматривала сидящих коллег. В большинстве это были женщины. Мужчин было единицы, они жались группкой. Женщины были очень разные. Среди них были начальницы от образования. Это читалось по одежде, взгляду, уверенности.

       Сельские учительницы были попроще одеты, они  внимательно слушали выступающих. Создавалось впечатление, они хотят зафиксировать  момент. Они активно аплодировали выступившим руководителям. Их ладошки мелькали как в каком-то очень старом кино. Радостное аплодирование! 

      Городские  педагогические работники были сдержаны. Иногда, когда они слышали какое-то незнакомое слово, принесённое из глубинки страны, гримаса на лице их выражала: нельзя так! надо  говорить правильно, понятно и вообще мы сюда  отдыхать приехали!

    Даша смотрела на своих коллег, на их разношёрстность, и не могла понять к какой группе хотела бы отнести себя.  Обе Веры были на этих съездах не первый раз. Они понимали, что их роль заключается в том, чтобы сидеть, слушать, хлопать и не думать. Сейчас они не учителя, они – ученики. Это своего рода школа жизни. Понявшие и принявшие  её останутся в образовании, пойдут по лестнице вверх. До какого этажа смогут добраться, завесило от многих факторов.
 
   Наградой за «отпуск по работе» была Москва. Достопримечательности. А так как предполагалось, что в Москве жить им «счастье выпало» всего четыре дня, то старались наверстать упущенное. \
    В один день они умудрились посетить и зоопарк, и Красную площадь. Без сил возвращались в общагу, говорили о главном и почти сразу засыпали. В таком темпе им удалось пробежаться по ВДНХ, по Арбату, пройдись по центральным улочкам, прокатиться на московском транспорте. Такой ритм жизни был в новинку для них, поэтому, когда они садились на вокзале в поезд, чувствовали себя уставшими, будто отработали   сорокачасовую  неделю.

     Всё же для жизни в большом городе требовалось что-то неощутимое. Каждая из них, уезжала в свою деревню с мыслью: слава богу, завтра начнется новая жизнь!

   Даша после Москвы  ехала домой, а не в Добротеево. В Добротеево она поедет в конце августа. Сейчас у нее отпуск, она хочет забыть обо всем, набраться сил на следующий год, а вернее – на  последний год работы в этой деревенской школе!


Рецензии