Винтаж 9. И снова Jazz!
Вначале просто красивые музыкальные фигуры, которые нравились на уровне чисто чувственного удовольствия от звука. Позднее, по мере овладения музыкальной фактурой и узнавания джазовых тем, как некая экзотическая, притягательная область бытия. И, наконец, как сущность, без которой твой мир – неполный, лишённый какой-то важной самости...
Эта музыка замечательно дополняла музыкальные штудии классического толка, которые я получал в музыкальной школе, и никак им не противоречила. А наоборот подвигала к изучению теории музыки, связям тоники, доминанты, субдоминанты с десятками эмоциональных дополнений и отклонений, которые собственно и делают музыку джазом.
Приятельница моей сестры Дина Бугаева (позже Герасимова), выпускница Саратовской консерватории, замечательная пианистка, заметив мой интерес к джазу, познакомила меня с реальным джазменом – Валентином Урьевым, также выпускником Саратовской консерватории. 8 лет разницы, в юности такие огромные, не помешали нам сдружиться.
И уже Валя познакомил меня с Олегом Писаревым, также выпускником Саратовской консерватории, джазменом, саксофонистом и прекрасным знатоком музыки, выходящей за пределы курса музыкальных образовательных стандартов.
Валентин Урьев продвинул мои джазово-музыкальные навыки, показал некоторые джазовые стандарты, научил, как брать аккорды, чтобы они звучали «по-джазовому». Но частенько темы наших встреч легко смещались от джаза к Пуленку, Онеггеру, Мийо, которых он, Валя, всемерно почитал за авангардную музыкальную фактуру, за стрёкот пишущей машинки в каком-нибудь опусе или трели велосипедного звонка.
В свою очередь, мне порой также порой удавалось угостить Валентина чем-нибудь «вкусненьким». Так однажды я привёз из Москвы, где учился, диск «Strange Days» группы The Doors. Мы сидели у меня на веранде, где имелся довольно приличный проигрыватель с хорошей акустикой. И она не подвела: детально воспроизвела этот мрачной апофеоз отчуждённости и боли.
Музыка реально зацепила Валентина. По его просьбе мы возвращались к самым драматическим фрагментам, смаковали их снова и снова. Чуть ни пищали от разнообразных восторгов. Мне было приятно, что этот безумный рок-эпатаж с таким восторгом воспринимается настоящим эстетом, которым был и остаётся до сих пор мой дорогой друг Валя Урьев.
Олег Писарев, с которым меня свёл Валя, был тенор-саксофонистом, знатоком джаза и, безусловно, очень продвинутым человеком во многих областях искусства. Мы жили по соседству и виделись довольно часто. Он снабдил меня пачкой ксерокопированных нот разных джазовых хитов и помог разобраться с обозначениями аккордов для фортепьяно. Для закрепления материала я выучил фортепьянную партию композиции «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи, и мы попытались сыграть её ансамблем. Что-то получилось, но требовалась полировка, а мои летние студенческие каникулы заканчивались, и было не до полировки.
Вспоминаю один интересный эпизод, одну ночку в гостинице Волгоград. В городе гастролировал оркестр Олега Лундстрема. Я был на концерте, и он был роскошным. Поздно вечером звонит мне «Писарь» и предлагает поехать с ним на встречу с Игорем Лундстремом, с которым когда-то он работал некоторое время в этом оркестре.
Игорь Леонидович, младший брат Олега Лундстрема, тенор-саксофонист и солист оркестра оказался человеком вполне свойским, организовал закусон к бутылке «Посольской», принесённой нами, и стал распрашивать Олега Писарева о его житье-бытье, а когда ответы на все вопросы получил, сам ударился в воспоминания.
Эта была впечатляющая ретроспектива жизни самого Игоря Леонидовича плюс описание эволюции оркестра от коллектива музыкальных единомышленников до полноценного биг-бэнда, самого долгоживущего джазового коллектива мира, отмеченного в российской книге рекордов Гиннеса. Тут было всё: и Харбин, где Игорь Леонидович окончил коммерческое училище, и Шанхай, где он окончил Высший Технический Центр, был председателем советского спортивного клуба в Шанхае, городским голосованием был избран членом Совета общества граждан СССР Шанхая. И кем он только не был!
Через пару лет после войны репатриировался в Казань. Некоторое время поработал инженером, а затем – оркестр!
Уехали ночью. До сих пор помню эту ночь. Яркий человек из каких-то других эпох. Но такой близкий по духу!
Опубликовано 29 апреля 2021 г. на странице "Петр Таращенко" в Facebook.
Сегодня никого (из упоминаемых в тексте Петра) уже нет на этом свете. Первым ушел слушать музыку высших сфер «Писарь», а за Петром ровно через два года и два месяца - 12 июня 2025 года -проводили в последний путь Валентина Григорьевича Урьева. Проводили с аплодисментами, как человека сцены… На фото кое-что из фотоархива Петра: отдых на Волге в конце 70-х,Урьев за инструментом в 90-е,Петр и Валентин на выставке друга - художника Александра Захарченко в 2018.
Свидетельство о публикации №225061601734