Забытые имена Литераторских мостков

Актриса Александринского театра - Нина Григорьевна Коваленская, родилась 4 января 1888 г. Ее отец - Григорий Владимирович, выходец из дворян Ростовского уезда, Екатеринославской губернии, на дату ее рождения служил делопроизводителем Устюженского управления уездного воинского начальника Новгородской губернии.
В семе было 6 детей братья: Вадим - 02.04.1883, Сергей – 16.08.1885 и Михаил – 30.10.1894 (Таганрог) и сестры Нина – 04.01.1888 (Новгород?), Екатерина – 13.09.1896, Валентина – 10.02.1900.
В 1895 г. Григория Владимировича назначают помощником начальника Петербургской военной тюрьмы. Вся семья переезжает в Санкт-Петербург в ведомственную квартиру, с телефоном № 3986 по адресу ул. Нижнегородская (ныне Академика Лебедева), 39. Вскоре после переезда умирает первая жена Г. Коваленского и мать всех его детей – Мария Ивановна (Комиссарова).
Второй брак оказался коротким и, видимо, несчастливым. Жена Григория Владимировича - Мария Васильевна лишь дважды появилась в адресно- справочной книге «Весь Петербург» в 1902 и 1903 годах.
Из послужного списка Г. В. Коваленского известно, что третий его брак с дочерью действительного статского советника Богдановича – Елизаветою Николаевной (1864 г.р.) состоялся в январе 1904 г. 
Видимо жить в казенной квартире новая жена не захотела и арендовала меблированную комнату по адресу Невский пр., 79, перебравшись перед смертью мужа за угол - на более тихую Пушкинскую ул., д. 5 в доходный дом.
Известно, что Нина Григорьевна Коваленская окончила петербургскую гимназию, получив свидетельство домашней учительницы, но грезила о сцене.
Одна из баек гласит, что дедушка Нины, статский советник сказал: «Я поговорю с Машей Савиной, путь она решает стоит ли моей внучке этим заниматься или нет.»  Прославленная прима Александринки сказала: «С ее голосом и красотой один путь — на сцену. Я уже сейчас вижу ее в роли Нины в Маскараде».
Театральное образование Нина получила на 3-х годичных Драматических курсах при Императорском Санкт-Петербургском театральном училище (класс С. И. Яковлева) (1906–1909).
Один неизвестный, кроме читателей книги «Н. И. Фешин. Портреты и судьбы» (изд. «Невский ракурс». 2023. СПб), момент из жизни Н. Г. Коваленской, подчеркивающий ее решительность и порядочность.
В марте 1909 г., она приехала в Казань вместе с гражданской женой выпускника Академии Художеств - Павла Бенькова и его незаконнорожденным сыном, в надежде убедить незадачливого отца заключить брак до крещения ребенка.
Однако, венчание так и не состоялось. Поэтому в свидетельстве о рождении сына Бенькова – Виктора, Н. Коваленская, дочь помощника начальника Санкт-Петербургской военной тюрьмы записана крестной матерью.
Вернувшись в Петербург, она была принята в труппу Императорских театров и дебютировала на сцене Александринки.
Критики отмечали подлинный душевный трепет Коваленской сочетался с очень сильным и цельным характером, ее героини могли быть драматическими, трагическими, но всегда настоящими.
Примадонна Александринки, Екатерина Рощина-Инсарова после того, как Коваленская великолепно сыграла Катерину в Грозе, сказала о ней: «А ведь талантлива-то как, чертовка».
Одновременно Нина занималась в студии Всеволода Мейерхольда. По выражению критика, «излюбленное чадо «мейерхольдовской церкви», Коваленская соответствовала представлению режиссера о героине нового времени.
Мастерство в создании возвышенно-утонченных образов, наделенных одновременно ощущением внутренней неудовлетворенности и силы, позволили Мейерхольду использовать эти качества в «Стойком принце», где ей была доверена главная мужская роль.
Публика ее обожала, в гримерной актрису всегда ждал букет свежих роз от почитателя ее таланта Кирилла Голицына, служившего офицером в царской армии. Платонические отношения постепенно двигались к свадьбе, но в 1914 г., с началом первой Мировой войны, Кирилла направили на фронт, а через полгода пришла весть о его гибели. Нина была в глубокой депрессии, но нашла в себе силы вернуться на сцену.
В ноябре 1915 г. новая утрата - в д. Дмитриевичи, Минской губ. при артобстреле погибает ее отец полковник.
После Февральской революции она продолжала выступать на сцене Александринки. В декабря 1917 г. Общим собранием труппы она была избрана кандидатом в Исполнительный Комитет Союза артистов театра.
В 1918 году сыграла в спектаклях «Холопы» Н.П. Гнедича, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Генрих III и его двор» А. Дюма (отца). Она выходила на сцену до 1919 г., несмотря на холод, лишения и уход значительной части актеров.
С 1919 г. Нина Григорьевна участвовала в антрепризе Н. Н. Синельникова (г. Харьков). Здесь в госпитале она познакомилась с тяжело раненым белогвардейским офицером Павловым Александром Константиновичем (1894 г.р.), уроженцем г. Тирасполя и вышла за него замуж. После революции Павлов служил в Добровольческой армии, а затем в Дроздовской дивизии начальником пулеметной команды.
С приближением красной Армии к Харькову, в начале 1920 г. Н. Коваленская уехала с мужем в Севастополь, где 5 ноября 19120 г. родился их первенец - сын Николай.
Все вместе они эвакуировались вначале в Турцию (Константинополь, Галлиполи), затем перебрались в Болгарию, а после в Чехию.
В Праге в 1923 г. Коваленская открыла Русскую драматическую студию. В Чехии ее семья прожила до 1945, за исключением 2-х театральных сезонов, проведенных в Латвии. В Праге 23.10.1926 г., у нее рождается дочь Ирина.
Существует трогательная история, которая приключилась с Ниной Коваленской в середине 30-хх годов. Оказавшись в Париже, в русском храме она встретила некогда свою коллегу по цеху - Екатерину Рощину-Инсарову. Как вспоминала позже в своих мемуарах Екатерина Николаевна, они встретились как старые друзья. Рощина-Инсарова пригласила Нину к себе. Ничего не подозревающая Нина Григорьевна пришла к ней на ужин и в гостиной увидела живого Кирилла Голицына…
Оказалось, что Кирилл на Австро-Венгерском фронте был не убит, а тяжело ранен. Его выходила венгерская крестьянка. Эмигрировал во Францию. О судьбе Нины он знал, но не хотел тревожить ее жизнь. Рощина-Инсарова организовала их встречу, не сказав ни слова ни ему, ни ей. После окончания ужина они долго бродили по Парижским улочкам. Больше увидеться им было не суждено, но письма друг другу они писали.
В апреле 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, вся семья Коваленской покидает Прагу, перебравшись в американскую зону оккупации Германии. Проживали они в Мюнхене.
В апреле 1951 г. по программе Международной организации беженцев вместе с мужем эмигрировала в США. В Нью-Йорк прибыли на пароходе «Генерал Стюарт» 22 апреля 1951 г. Адресом проживания в Нью-Йорке указан дом 214 на Восточной 21 улице.
Через восемь месяцев ее брат Михаил Коваленский (30.11.1894 г.р.) также эмигрировал в США с женой Руженой Краточвиловой.
Спустя несколько лет Нина Павлова с мужем переехали в Калифорнию, где она работала на радио, а он автомехаником и соредактором военно-политического журнала «Перекличка» под эгидой отдел Общества галлиполийцев в США, затем с 1960 г. единоличным редактором «Наша Перекличка». Умер в 1963 г., похоронен на территории мемориального парка г. Колма.
 Нина Григорьевна ушла из жизни в 1993 г. в Лос-Анджелесе, прожив 105 лет.
Завещала похоронить себя в Петербурге рядом с мастерами Александровского театра. После получения разрешения лично от мэра Санкт-Петербурга А. Собчака, урна с прахом была захоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге (сентябрь 1995 г.).


Рецензии