Осетины J2, корни от Нашхой и Мелхий

У части осетин если говорить про генетику так называемая обнаруженная «нашхойская ветка J2» не только от нашхойских чеченцев.

Мы часто слышали из разных источников что среди осетин есть те осетины которые происходят из так называемой чеченской нашхойской ветки, по группе J2, в связи чего сложилось ошибочное мнение что они потомки лишь чеченцев нашхойцев. Но это не совсем так. Они потомки чеченцев да, но не выявлены до сих пор многие данные, кроме того данная ветка включает не только нашхойских чеченцев, «она так была названа потому что впервые была найдена у нашхойцев и почти отсутствует у ингушей галгаевцев.» На сайте Проза.ру есть статья от чеченских генетиков посвящённая этой и не только этой теме, про так называемую «нашхойскую ветку» найденную у осетин группы J2 и других чеченцев и ингушей группы J2 там пишут следующее: «Поскольку эта ветка впервые была обнаружена у нашхоевцев и практически отсутствует у ингушей, назвали её „нашхоевской“ ветвью. Позже эта же субгруппа была найдена у чартоевцев, пхамтоевцев, чубяхкинаройцев, цикаройцев, одного дышнинца из Ахметовского района Грузии и одного ингуша из Джейрахского ущелья Ингушетии. Кроме вышеперечисленных, в научных выборках были найдены представители этого клана также среди чеченцев Ингушетии и Дагестана, но тейповая принадлежность их неизвестна. Вероятнее всего, миграция её представителей в Чечню проходила с территории нынешней Грузии, через Дарьяльское ущелье на территорию нынешней Осетии и далее в Нашах, откуда, позже, они расселились в места их современного обитания. Время жизни гипотетического общего предка осетинских и чеченских кланов субгруппы J2a4b-М67 (гипотетического потому, что реального пока найти не удалось) проживавшего предположительно на территории Грузии оказалось равным 2640±420 годам. Но остаются неясными ещё несколько моментов. Во-первых, не ясно, откуда именно приходят предки „нашхоевской“ ветви субгруппы J2a4b-М67 на территорию Грузии и во-вторых, насколько достоверны рассчитанные даты появления предков-основателей её чеченского, осетинского и грузинского кластеров. На первый  вопрос могут дать ответ только дальнейшие генетические исследования. Сам факт интернационального характера субгруппы J2a1b-CTS6804, как и рассмотренной выше „нашхоевской“ ветви субгруппы J2a1b-M67, подсказывал, что она также зародилась не на территории Чечни или Ингушетии, но распространилась в этих регионах Северного Кавказа в результате миграции её представителей через территорию нынешней Грузии. И скорее всего, пришли эти обе нахские ветви в один исторический период в составе единой миграционной волны». (Сайт: Проза.ру. Статья: О происхождении чеченского и ингушского народов. Диана Ахматова., Чокаев Х. К., Чокаев А. Х., Арсанов П. M.)

В целом мы видим что данная ветка мигрирует где-то из ареала Грузии, либо из ареала находящегося около Грузии, кроме того она также обнаружена у чартоевцев, пхамтоевцев, чубяхкинаройцев, цикаройцев, одного дышнинца из Ахметовского района Грузии и одного ингуша из Джейрахского ущелья Ингушетии. А также в научных выборках были найдены представители этого клана также среди чеченцев Ингушетии и Дагестана, но тейповая принадлежность их неизвестна. То есть данная ветка есть не только среди нашхойских чеченцев, кроме того сами перво-предки основатели данной ветки пока не выявлены, «то есть это не нашхойцы, сами нашхойцы в данной ветке скорей всего потомки каких-то других чеченцев.» Интересно и то что миграционные корни данной ветки находятся где-то в Грузии, либо возле Грузии, а здесь следует отметить что рядом с Грузией, на границе с Грузией находится Маьлхиста, родина очень старинного чеченского тукхума Мелхий. Также известны как чеченцы мелхинцы. Также названия: Маьлхий, Мялхий, мялхистинцы, малхистинцы. В чеченском днк проекте ко всему прочему у чеченцев мелхинцев выявили также гаплогруппу J2. Возможно будут и другие, но на данный момент у части мелхинцев выявили также J2. Также интересно что чеченский генетик Пахрудин Арсанов говорил на своём канале (Канал: Pakhrudin Arsanov) что у осетинских J2 двалов (туалов туальцев) были обнаружены мелхинские и нашхойские корни. Здесь следует добавить и то что Мелхий очень древний чеченский тукхум, а также что к примеру некоторые мелхинские рода напоминают нам по названию ветви рода Нашхой. К простому примеру: мелхинский тайп (род) Ч1архой напоминает по названию гар (ветвь) тайпа (рода) Нашхой — Ч1армахой, мелхинский тайп (род) Тератхой напоминает по названию гар (ветвь) тайпа (рода) Нашхой — Тестархой (Т1истархой), то есть часть нашхойских чеченцев могут быть и потомками мелхинских чеченцев. Но в целом это и не удивительно, ведь галанчожский диалект чеченского языка включает мелхинский говор, нашхойский говор и другие галанчожские говоры, носители данного диалекта чеченского языка довольно близкие общества даже по своему говору. «В связи с этим всем мы допускаем теорию что возможно корни перво-предков основателей данной „так называемой нашхойской ветки J2“ могут находиться как раз в Маьлхиста.» Мы также допускаем что обнаруженные чеченские мелхинские и нашхойские корни у осетин (двалов) по группе J2 это вероятно некий общий для мелхинцев и нашхойцев предковый кластер, скорее изначально мелхинский, так как «это очень древний чеченский тукхум, вполне возможно что часть „данных“ нашхойцев также их потомки.» В целом как видно ошибочно считать что осетины J2 потомки лишь нашхойских чеченцев, у них есть и корни от Мелхий, да и вообще вполне возможно что часть «данных» нашхойцев также имеют корни от Мелхий. И мы уже объясняли почему. Интересно и то что мелхинский тайп (род) Б1енастхой напоминает по созвучию также известную башню Бена и известный чеченский тайп (род) Беной, откуда был выходцем знаменитый чеченский воин времён Большой кавказской войны Байсангур Беноевский. Бена это башня XII–XVII вв., в которой по чеченским преданиям жил родоначальник тайпа (рода) Беной, позже переселившийся в восточную часть Чечни. Здесь в целом также из этих параллелей мы можем допустить что возможно и бенойские чеченцы (или наверное скорее не все, а лишь их часть, Беной очень большой тайп) могли быть выходцами из мелхинских чеченцев. Также мелхинский тайп (род) Ч1архой по названию напоминает тот же шаройский тайп (род) Чейрой из чеченского тукхума Шарой, возможно этот шаройский тайп это также выходцы из мелхинских чеченцев. Вообще есть чеченские предания что мелхинские хутора в старину доходили даже до Каспийского моря, то есть мелхинцы жили не только в Маьлхиста. К тому же тот же древний мелхинский город Цой-Педе (Ц;айн-пхьеда) который фактически аналогичен древнему городу Даргавс в Северной Осетии также намекает на широкое расселение мелхинцев в старину и на пребывание мелхинцев в старину и в Северной Осетии.

Касаемо тех же двалов есть и другие интересные моменты. В одной из своих книг один из самых сильнейших чеченских историков Хасан Бакаев писал — «Относительно двалов грузинский учёный В. Н. Гамрекели после детального анализа всех имеющихся данных пришёл к выводу, что „…двалы, будучи сначала (до языковой иранизации) обособленным иберокавказским племенем, ближе всего стояли к группе вайнахских племён, причём под вайнахскими следует разуметь не современный чечено-ингушский народ, а те этнические единицы, из которых позже сложилась вайнахская народность“. Что касается юго-осетин (туалов или по-грузински двалов) грузинский учёный В. Н. Гамрекели в своей объёмной монографии „Двалы и Двалетия в I–XV вв. н. э.“ пишет что до их языковой иранизации в XV–XVI вв. н. э. они „ближе всего стояли к группе вайнахских племён“, то есть утверждает, что ещё 400 — 500 лет назад население Южной Осетии говорило по-вайнахски. Этноним „двалы/туалы“ учёные выводят из нахского теонима „Дела“, что типологически соответствует таким названиям как „халдини“ („принадлежащие божеству Халди“), „маьлхи“ („солнечные“, „принадлежащие солнцу“) и т. д.» (Книга: Хасан Бакаев. Тайна Жеро Канта.) То есть судя по всему двалы до иранизации были чеченским племенем, причём Бакаев приводит параллели двалов и мелхинцев, а это нашло подтверждение и по днк, ведь мы уже объясняли что чеченский генетик Пахрудин Арсанов говорил на своём канале (Канал: Pakhrudin Arsanov) что у осетинских J2 двалов (туалов туальцев) были обнаружены мелхинские и нашхойские корни. Мы повторимся — мы также допускаем что обнаруженные чеченские мелхинские и нашхойские корни у осетин (двалов) по группе J2 это вероятно некий общий для мелхинцев и нашхойцев предковый кластер, скорее изначально мелхинский, так как «это очень древний чеченский тукхум, вполне возможно что часть данных нашхойцев также их потомки.» Также про двалов грузинский сайт сообщает следующее: «Кроме собственно Двалети, двалы, по всем сведениям, обитали и в Алагирском и Дигорском ущельях.» (Сайт: ПАМЯТНИКИ ГРУЗИИ. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ. Статья: ОБ ЭТНОГЕНЕЗЕ ОСЕТИН.) То есть по грузинским сведениям двалы (которых Бакаев связывал с маьлхи, мелхинцами) жили не только в Двалетии (Туалгоме), но и в алагирском и дигорском ущельях. Таким образом мы допускам что если помимо двалов (туальцев) и у дигорцев или алагирцев есть носители J2 то это вероятно как раз также мелхинский след. И что самое интересное в одной научной статье, 2004 года, которую написали такие генетики как известный грузинский генетик Иван Насидзе и другие, можно видеть в таблице если смотреть осетин что J2 как раз доминирует у юго-осетин (двалы туальцы скорей всего) и у ардонцев (алагирцев), у дигорцев есть, но мизерный процент, почти половина J2 у юго-осетин и у ардонцев (алагирцев), самый большой процент J2 у ардонцев. (Статья: I. Nasidze, E. Y. S. Ling, D. Quinque, I. Dupanloup, R. Cordaux, S. Rychkov, O. Naumova, O. Zhukova, N. Sarraf-Zadegan, G. A. Naderi, S. Asgary, S. Sardas, D. D. Farhud, T. Sarkisian, C. Asadov, A. Kerimov and M. Stoneking. Mitochondrial DNA and Y-Chromosome Variation in the Caucasus.) Возможно чем больше будет тестов тем больше у юго-осетин и алагирцев ардонцев будут находить J2, несомненно если брать Кавказ то обнаружение J2 у других народов это чеченский генетический след, J2 самая доминирующая группа в чеченском днк проекте, но также в проекте с чеченскими корнями и ветками есть гаплогруппы J1, L3, Q1a, G2a1, T, I2 и другие. Кроме всего интересно и другое, в осетинском днк проекте доминирует группа G2a1, на втором месте J2, но дело в том что у чеченцев есть те же G2a1 с очень древними чеченскими ветками в корне, к примеру у чеченца из тайпа Шуоной была выявлена очень древняя G2a1. (У данного шуанинца не просто G2, а именно G2a1, чтобы убедиться в этом вы можете найти его в таблице: FamilyTreeDNA — G-Z6552 (G2a1) Y-DNA Project.) В чеченском днк проекте чеченец из Шуоной показал гаплогруппу G2 и ветку G-FGC671, в данных Y FULL G-FGC671 в info видим что возраст образования ветки 5017 лет назад, в разделе (Образцы) в самом верху видим: Chechen, то есть его группа G2a1 и в ней образованная ветка около 5017 лет назад имеет чеченские корни. Это очень древняя чеченская корневая ветка в группе G2a1, то есть около 5000 лет назад были чеченцы с группой G2a1 в которой УЖЕ БЫЛИ чеченские корни. Также было обнаружено что есть и чеченец аккинец G2a1, причём он прямой потомок Воккхалана-Пулада, одного из предков многих аккинцев по аккинским преданиям, об этом поведал чеченский генетик Хусейн Чокаев. (Сайт: Grommus. Статья: Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий — «Дарьяльское ущелье — принадлежало чеченцам Дударовым».) Видимо помимо других гаплогрупп и G2a1 была когда-то обширно распространена у чеченцев и вполне возможно что и среди некоторых осетинских G2a1 могут быть чеченские корни. (Для справки: в одной гаплогруппе бывают разные ветки.)

Кстати по алагирцам есть и ещё один интересный момент, крупнейший осетинский историк и лингвист В. И. Абаев в книге своей писал — «в осетинском языке имеются отложения, идущие из местных „субстратных“ яфетических языков, родственных, по-видимому, чечено-ингушскому»; «не прямо из ингушского или чеченского, а из какого-то их предшественника»; «не как усвоенные из чечено-ингушского в осетинский или обратно, а как принадлежавшие тому местному языковому субстрату, на основе которого сформировались и чечено-ингушский и осетинский языки»; «ряд схождений ведёт от чеченского прямо к осетинскому, минуя ингушский. Мало того, некоторые из них связывают чеченский с западным, дигорским диалектом осетинского языка, минуя иранский. Всё вместе это указывает на большую древность и глубину осетино-вайнахских связей». (Книга: В. И. Абаев. Осетино-вайнахские лексические параллели. 1959 г.) То есть мы видим по Абаеву что в дигорском диалекте наблюдается некая большая связь с чеченским языком, а ближайшие соседи дигорцев как раз алагирцы, так может это они, соседи дигорцев, как раз и говорили на чеченском языке в древности? Кроме того как мы уже отмечали у алагирцев есть не малый процент группы J2, которая доминирует у чеченцев в чеченском днк проекте, в том числе есть и у мелхинцев, а по грузинским сведениям двалы (которых Бакаев связывал с маьлхи, мелхинцами) помимо Двалетии обитали и в алагирском и дигорском ущельях. То есть возможно не только туальцы, но и часть алагирцев J2 это иранизированные мелхинцы, потомки чеченцев мелхинцев. Остальные ответы на вопросы дело времени. Также к делу стоит добавить что грузинский царевич и географ Вахушти Багратиони отмечал что таже самая Двалетия включает и ущелье Валагири, то есть алагирское, он писал: Дзурдзукетия (Дурдзукетия) состоит из Дзурдзукии, Кистетии и Глигви. Двалетия делится на следующие ущелья: Касрис-хеви, Зрамага, Жгеле, Нара, Зрого и Заха. Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Пайкоми, Дигори и Басиани. (Книга: Вахушти Багратиони. География Грузии.) То есть двалы действительно проживали и в алагирском ущелье и даже само данное ущелье считалось частью исторической Двалетии. И мы снова повторимся, но действительно, видимо не только осетины двалы (туальцы), но и часть алагирцев J2 это действительно на самом деле иранизированные мелхинцы, потомки чеченцев мелхинцев. Остальные ответы на вопросы дело времени.

Мелхинцы исторический чеченский тукхум, они по чеченским преданиям славились воинственностью и частыми случаями кровной мести внутри своего общества, с воинственностью всё было ясно, так как все чеченцы были такими, но частые случаи кровной мести внутри своего общества для других нахчийцев были не совсем понятным фактором, «хотя случаи кровных столкновений были везде», но у мелхинцев это было не редким явлением. Есть и мелхинские предания что мелхинцы гордились когда в ихнем том или ином тайпе можно было рассказать про представителей своего тайпа что у них к примеру кто-то был убит при разборках и кто-то кого-то убил сам. Об этих суровых временах и таком характере мелхинцев писал и даргинский историк Далгат. (Книга: Б. К. Далгат. РОДОВОЙ БЫТ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ.) Есть и мелхинские предания что «мелхинцы были мстительным обществом, но иногда прощали кровь, например получив установленный по обычаю выкуп, вроде примиренческих. А в периоды общей угрозы умели оставлять распри и хорошо объединялись.»


Рецензии