Быть тренером... Часть 64

*** Подготовка к соревнованиям***

Чем ближе заветная дата, тем волнительнее у всех на душе. Тем больше мы понимали, что недочетов очень много. Что программа достаточно сложная. Что нам придется бороться с собой до последнего дня.
Память, не подведи! Заучивая движения старались не сойти с ума от многочисленных повторений.

Когда-то на моей памяти это было. Но разница в том, что нам было по 15-16 лет. Этим детям всего по 8-9 ! А одному особо активному всего 7 лет. Срочно фантазию на максимум.

О-кей, память, как детям выучить длинную сложную программу и не сойти с ума?
Зависло чё-то... Ответ похоже будет только завтра.
А нет, не завтра. Ночью проснулась в 3 часа и побежала искать листок чтобы записать варианты отработки движений. 

Одна и та же связка из двух движений - сначала перед зеркалом, потом в дорожку, потом с ударами по лапам, потом снова в дорожку, потом соревнование "у кого лучше", потом "морская фигура на месте замри", потом "чей удар сильнее", потом "чей удар быстрее", потом связки "самый лучший актер", потом вся программа на скорость, потом вся программа "кто лучший актер", потом вся программа в стиле "пьяный мастер", потом вся программа в стиле зверей, потом вся программа... а, чуть не забыла...

Мы же еще и группа для выступлений, а значит скоро на концерте от нас ждут новый номер. Прекрасно! Итак, снова наш любимый спортивный комплекс - разбиваем на дорожки, синхронно парами, работаем на зрителя. И так еще несколько тренировок.
Концерт состоялся, но он для нас пролетел как очередной тренировочный момент в подготовке к соревнованиям.

Прекрасно, теперь мои дети знают программу еще лучше. Все ошибки от волнения сделаны на сцене. Зритель этого конечно не заметил, ему эти технические моменты знать не нужно и не важно. Дети поволновались, запомнили, выросли над собой еще на одну ступеньку. Замечательно. Работаем дальше.
Подводят ноги. Дошли до момента когда необходимы быстрые резкие движения ногами, перебежки и выпрыгивания. А их нет.

Память, включайся! Опять ночь. Конечно ночь! Проснулась от воспоминаний из спортшколы. Бесконечный бег по лестницам спорткомплекса. Бег по лестницам, прыжки по лестницам, снова бег по лестницам... В то время от слов тренера "бег по лестницам" меня начинало подташнивать. Но другого пути нет. Лестница.
Что мы имеем - три этажа с шикарной широкой лестницей и гладкими ровными ступеньками, закругленными на краях. Сказка! Спасибо советским архитекторам и строителям нашего дома культуры. Вспомнились наши узкие маленькие лесенки с прямыми плитками из гранита, об которые ободрать ногу можно было легче легкого, потеряй внимательность хоть на секунду. Порадовалась за своих ребят, наши условия в разы лучше.

Еще несколько недель мы бегали по лестницам. Естественно наперегонки, естественно разными способами. Естественно победители получали всеобщие аплодисменты. Без этого никак... дети.

И вот еще какая штука, зал нам тоже доставался не всегда. Обычно все залы заняты кружками и секциями по расписанию, утвержденному в начале учебного года. А нам, чтобы успеть к соревнованиям, нужно было тренироваться каждый день. Но мы нашли выход, и очень даже прекрасный.

По странной задумке архитекторов, коридоры и фойе нашего дома культуры были в разы больше самих кабинетов и залов для занятий. И мы тренировались в коридоре второго этажа.

Длинный (почти в три раза длиннее нашего зала) коридорище давал возможность пройти дорожками намного больше движений. Не думаю, что это нравилось детям. Зато это нравилось мне как тренеру.

Умные дети поняв, что устают на этих дорожках намного больше, пытались строить со мной диалог. Сначала жалобный (уменьшить нагрузки), потом была попытка торга (заменить одни упражнения другими), потом угрозы (расскажут родителям как я их тут "тираню"). Надо сказать они молодцы, с фантазией. Но моя фантазия богаче, разнообразнее и подкреплена жизненным опытом спортшколы. Отлично понимая, что от тех нагрузок которые даю им я, они не умрут и даже станут сильнее, первое время спокойно принимала их тщетные попытки схалтурить.

Через месяц мне эта игра надоела и я объявила:

- Всё, друзья мои, демократия осталась за стенами этого зала. Здесь только абсолютная монархия. То есть - неограниченная власть меня. Кому хочется демократии - она там, на улице. Кто хочет соревнования и результаты - остаётся.
Дети в девять лет более продвинутые сейчас, чем в наше время...

- А нам в школе говорили, что в нашей стране везде демократия. А значит вы должны выслушать наше мнение.

Боже, спасибо что я юрист по одному из образований...

- Да, у нас в стране по главному закону - конституции - действительно демократия. Но в конституции ничего не говорится про соревнования и наш зал. Так что, спортивная группа - у нас во время тренировок - монархия. Всем понятно? Вот и хорошо. Продолжаем отжимания...

Вот всё-таки хорошо, что дети еще не до конца прочухали конституцию. Иначе они бы придумали что мне ответить. А пока я найду способы заставить их работать.
Конечно всё это было шуткой. И конечно они понимали это. Но так приятно, когда дети вовлечены в интеллектуальный юмор.

Глядя на дружную работу моих маленьких спортсменов думала -
Эх, знал бы наш преподаватель по конституционному праву, что с помощью его предмета кто-то заставит детей отжиматься и бегать по лестницам.

*** Они мои ***

С каждым днем эти дети становились всё больше моими. Почти каждый день я узнавала о каждом из них что-то новенькое.

Один из них не успевал даже домой доехать после школы, чтобы поесть и переодеться, и сразу оттуда шел в клуб. И пока ждал остальных в раздевалке играл в телефоне. Вероятно дома ему не давали так долго играть и он пользовался любым удобным случаем это сделать. Я не мешала ему, пусть играет. Должны быть и положительные эмоции, не только школа с уроками и физические упражнения. Дети должны играть.

Самый младший, Сеня, безумно боялся выступать перед зрителями. Всё то, что он мог отлично сделать в зале на тренировке, моментом пропадало и он впадал в ступор, попадая на сцену. Движения становились скованными и еле заметными, как будто он никогда раньше не занимался ушу. А я отлично понимала, что на соревнованиях кроме шести судей будет еще и полный зал зрителей. И вот за это время пока готовили программу, ставила его в любые, даже самые маленькие выступления. Сначала каждую тренировку перед своей группой, потом в общие номера на короткий выход. Конечно поначалу всё было так же плохо. Но со временем он стал спокойнее относиться к выступлениям и зрителям. И ко дню соревнований уже мог что-то показать. Конечно не так, как мог сделать это в зале, но надо когда-то начинать участвовать и в соревнованиях.

Из "всплывших" сюрпризов - аллергия на пыль, на цитрусы, на тополиный пух, на цветочную пыльцу (любое цветение от сирени до одуванчиков), на кошек...

Выяснилось, что не все дети могут сказать когда им больно или они уже на пределе возможностей. Не все дети говорят. Угадывай. Есть такие молчуны. В каждой группе найдется обязательно один такой. Обычно они исполнительны и спокойны. А потом вдруг могут заплакать ни с того ни с сего. Во время тренировки внимательно следи как они реагируют на упражнения, научись понимать как себя чувствуют. Подходи и тихонько спрашивай всё ли в порядке если сомневаешься в своих выводах. Сами они не скажут никогда. Но на твой вопрос всегда ответят... хотя скорее всего кивнут. За эту связь и держись.

*** Большие страхи маленьких спортсменов ***

- Что случилось?

Сидит плачет, слёзы ручьём.

- Ножка болит... и вторая тоже болит

Мама конечно побежала бы к врачу. Но ты-то кто? Правильно, ты - тренер. Ты точно понимаешь, что вчера, пробежав тридцать раз по лестницам на третий этаж и обратно, этот ребенок неплохо нагрузил ноги - квадрицепс, икроножную, камбаловидную, бицепс бедра и все синергисты до кучи. Так что симптом "ножки болят" вполне предсказуем. Чего он ревет? Так страшно ему, он же ребенок. Он-то этого не понимает, это ты умный взрослый. Поэтому без паники, бодрым веселым голосом -

- О! Отлично, это значит твои мышцы растут и ты становишься сильнее. Помнишь как вчера быстро бегал? Помнишь как устал? Теперь еще несколько дней мышцы на твоих ногах будут расти. Это очень хорошо!

Хныкать перестал. Посмотрел с удивлением. Продолжаем -

- Ты молодец! Если болят, значит вчера ты всё сделал правильно и тренировался лучше всех. Не бойся, это не страшно, скоро перестанут болеть.

Ребенка успокоили, это главное. А вот теперь надо понять, действительно ли это боль только в мышцах. Дети растут рывками и бывает что суставы начинают болеть в определенном возрасте даже без сильных нагрузок, особенности роста организма. Так что продолжаем -

- Покажи пальчиком где именно у тебя болит ножка?

Ну всё в порядке, икроножная и задняя поверхность бедра, по плану так и должно быть.

- Всё понятно, спортсмен, пойдем разминать эти мышцы чтобы перестали так сильно болеть!

Наверное самое странное в работе тренера - приучать детей к боли. Боль от растяжки, боль от нагрузок, боль после нагрузок, боль от ушибов (падения), боль от ударов (в контактных видах единоборств). Не забывайте, новички боятся всего. И бояться боли - в природе человека. Это базовый инстинкт самосохранения. Это норма. И вот бороться с этим базовым инстинктом и нужно помочь. Ах да, сначала нужно убедить маленького спортсмена, что ему это надо.

В спортшколах с большим количеством детей и огромной конкуренцией часто не заморачиваются на медленное приучение детей к этому. Там просто подходят и растягивают - садят на шпагат, прижимают в складки. Падения вообще считаются неотъемлемой частью занятий. И естественно что после таких длительных тренировок остаются в спорте только самые терпеливые дети, часто с высоким болевым порогом. Естественный отбор в спортивном мире. Это жестоко? Ну да, спорт вообще жестокая вещь. И это я не о шахматах.

Но к счастью не работаю в спортшколе. У нас свой клуб. И нет этой безумной гонки за результатом. Мне повезло больше. У меня есть возможность и время общаться с детьми, спокойно вести их к результатам. Пусть медленнее, зато не так жёстко. И это меня очень устраивает.

*** Две недели ***

До соревнований конечно. Осталась всего две недели. Достаем из шкафа наши концертные костюмы, купленные родителями детей еще лет десять назад. Конечно те дети уже давно выросли. А костюмы остались у нас в шкафу. И снова проблема. Они не подходят для соревнований городского типа. По всем правилам ушу в России, на соревновательных костюмах должно быть ровно семь специальных китайских пуговиц "кулак обезьяны". А на наших стареньких были или простые советские пуговицы, или всего три застежки, или вообще ничего не было...

Что ж, сон для слабаков! Приезжая вечером домой после тренировок в 22:00, приношу на руках заснувшего в автобусе сына, укладываю спать, сама иду на кухню, ставлю чайник и достаю швейную машинку. Всё-таки хорошо, что отец запихнул меня учиться на портного. Очень пригодилось!

Застёжки "кулак обезьяны" - самое трудоёмкое в пошиве этих костюмов. Только на эти семь застежек уходит по 3-4 часа, и это с учетом, что я еще быстро и ровно шью. Страшно представить сколько это шили бы в ателье неопытные девочки.
Ленту с названием "косая бейка" шириной в 1 см. нужно сложить вдоль ровно втрое, т.е. выходит толстый жгут в 0,33 см. и вот после такого сложения еще нужно проложить строчку по краю верхнего загиба ровно в 1 мм. от края. И этот край в 1 мм от сгиба нужно шить ровно пять метров. Это только на семь застежек для одного костюма. А их у меня было шесть. Умеете считать? Мне нужно было прошить так 30 метров! И это еще не всё, после изготовления жгута всё это нужно было завязать (7х6) 42 китайских узла "кулак обезьяны". Но это тоже пол пути. Всё это нужно ровно разместить на скользких атласных костюмах и ровно пришить.

Ну, недели две я спала всего часа по четыре наверное. И к соревнованиям была замучена недосыпом, императивным контролем над детьми и нервами. Вот.

*** Неделя***

Готовимся. Физически, морально. Настраиваю детей и родителей на - правильное питание, достаточный сон, поддержку.
Все устали. Устали физически. Напряжение нарастает. Что там будет - никто не знает. Детей настраиваю позитивно. Но чем ближе тот самый день, тем больше они уходят в себя. Переживают.

Завтра. Всё готово. Последний список необходимых вещей для завтрашнего дня. Адрес спорткомплекса. Спокойной ночи. Всем выспаться!

*** Сюрпризы сразу***

Турнирная таблица (или списки участников) не важно как оно там называется. Важно, что в наших категориях по 30 - 40 участников будут бороться за призовые места. Странно что в более взрослых группах организаторы разделили детей на возраста с разницей в один год и в итоге их оказалось всего по 3-4 человека в категории. То есть им почти гарантировано было призовое место. В нашей группе объединили сразу 3 года, от того такая большая конкуренция. Очень странное распределение.

И даже родителям, не особо разбиравшимся в правилах судейства было понятно, что старших ребят организаторы "вытаскивали" на призовые места. Вероятно, была определенная цель. Почему не давали такого шанса младшим - не понятно. 
Никто не спрашивал судей об этом, но все были очень обеспокоены этим вопросом. Да и как спросить? Неудобно даже...

Ну меня-то стеснение не остановит. Раз непонятно - спрашиваю. В конце - концов надо выяснить почему так несправедливо.

Главный судья ответил очень дежурной фразой, показалось что он цитировал кого-то, настолько заученной она была :" Любые соревнования - это конкуренция. Дети никогда не будут расти, если не будет этой конкуренции."

Ну конечно по поводу тех троих в старшей группе и отсутствие у них конкуренции наш главный судья загадочно промолчал. Кажется просто не знал что ответить. Что ж, посмотрим что из этого выйдет.

Надо сказать уровень подготовки ребят за эти годы значительно вырос. В тот день мы видели прекрасные выступления ведущих спортсменов. Они сразу выделялись среди остальных. Я отчетливо понимала, насколько далеки пока мои дети до призовых мест, но... сюрпризы продолжались.

Кажется я где-то это уже видела. Ощущение дежавю пролетело лёгким ветерком. После выступления наших ребят на ковер вышли еще пара человек из спортшколы. Неуверенные движения, шатающиеся стойки, отсутствие силы в ударах и ... они получили баллы выше наших. Как так? Я смотрела на этих молодых парней за судейскими столиками и видела в них поведение и рассуждения их тренера. Ровно двадцать лет назад он так же вытаскивал по оценкам своих качающихся и не стоящих на ногах детей. Это у него вы научились? Неужели не видите, что наши намного увереннее и лучше выполнили программу? Нет, я не говорю о призовых местах! Я адекватно оценивала обстановку. Наши были далеко от них. Но никак не последние! Никак! Как минимум пятеро выступили намного хуже.

Возможно судьи никогда не задумывались над этим, но родители на трибунах обсуждают выступления спортсменов и сравнивают их. Надо же чем-то заниматься весь день пока идут соревнования. Говорят со стороны виднее. И вот они явно удивились почему у наших такие низкие оценки.

Своих судить довольно сложно, всегда есть некая предвзятость. Каждый тренер знает что спортсмен делает на занятиях и что он может. И вот если здесь и сейчас у него что-то не получилось (что обычно всегда получалось на тренировке), в голове тренера часто срабатывает выбор в пользу положительной оценки. Он ведь помнит, что тот может. И вот как в таких случаях он видит других детей - он видит только то, что они делают здесь и сейчас. И ведь не расскажешь ему что он тоже это умеет, но сейчас переволновался и сделал плохо. Так что, человеческий фактор срабатывает на полную катушку. Предвзятое отношение к своим и чужим непроизвольно влияет на оценки.

Я не говорю о детях, которые готовы на сто процентов. Которые отработали программу и шпарят её на одном дыхании. Речь о тех, кто только в начале своего спортивного пути.

*** Плывём! ***

Бог с ними с оценками. Заранее было понятно, что чужой никому не известный клуб с новичками и близко не подпустят к призовым местам. Там своих конкурентов хватало. Да и правил судейства на тот момент я точно не знала. Конечно есть общие критерии оценок, но есть и много нюансов. И, как выяснилось в дальнейшем, нюансы эти всё время меняются. Но до этого нам тоже было еще далеко.

Меня на этих соревнованиях больше волновал настрой детей и то как они справятся со своим волнением. И они справились.
Они почти всё сделали так как в зале. Помогли выступления на сцене и друг перед другом. Ошибок конечно море, но начало положено.

Ещё долго мы с ними вспоминали те соревнования. И огромный зал Дворца восточных единоборств, и спортсменов из спортшкол, и показательные выступления, и эмоции. Весь день мы провели в этом зале и конечно заряд энергии получили колоссальный. Мы видели реальную цель, возможности и восхитительные выступления с оружием участников этих соревнований дали нам направление к новым планам тренировок.

*** Фениксы ***

- Хочу собрать "старую гвардию"

- Зачем тебе это?

- Разве не сказала? - Хочу.

- Они не соберутся заниматься. Иногда кто-нибудь приезжал в гости, но на этом всё заканчивалось всегда.

- Ну и что. Я объявлю набор в группу взрослых. И тех кто раньше давно занимался, и даже тех кто никогда не занимался.

- Ничего не получится, никто не придет.

- А я попробую, что теряю?

Решила группу взрослых собирать по воскресеньям. Такая практика уже была в моей жизни. Так занимались в танцевальном клубе, в цирковой студии. Взрослых проще всего собрать днем в воскресенье. В субботу обычно у всех домашние дела и заботы, в воскресенье выспаться перед очередной рабочей неделей, а к 12 можно и на тренировку собраться. Вечером опять дела - детей и себя к понедельнику собирать в школу и на работу. Так что, вариантов и колебаний даже не было - воскресенье 12:00.

Сначала это было два или три человека. Время от времени к нам присоединялись мамочки детей занимавшихся в клубе или просто знакомые.

Эта группа собирается и сейчас, меняются только участники, хотя есть и старожилы. Они со мной с самого начала. Мои любимые динозавры этой группы. Саша и Лиза. Да, та самая, которая нянчила моего сынишку во время первого выступления много лет назад.

Обожаю людей, которые не стонут - "возраст, колени болят, давление, дети, родители, собака, хомячок..." Тысяча причин чтобы не заниматься у многих. И только у тех кто в моей команде найдется такая же тысяча причин чтобы придти на занятие, чтобы репетировать номера, чтобы выступать на сцене и на соревнованиях.

Что значит "возраст"? Да, на соревнованиях, и при чем тут возраст? Возраст это всего лишь несколько циферок в вашем паспорте. Какое они имеют значение, если человек хочет выступать? Абсолютно никакого. Да, есть ограничения в крупных соревнованиях, но и то не во всех. Кто хочет - ищет способы.

Почему "фениксы"? Мне кажется это самый удачный символ возрождения, начать всё сначала, с нуля. И возраст тут ни при чем.

Первоначальная идея собрать "старую гвардию" вроде бы и начала воплощаться, но та самая гвардия быстро сдалась, ссылаясь на здоровье и детей.

Несколько человек вроде и начинали снова заниматься. Но в итоге остались совсем другие. Что меня совсем не огорчило. Те, кто сейчас в команде, действительно "болеют" нашей общей мечтой - ушу. И это прекрасно.

Очередной раз порадовавшись, что работаю не в спортшколе, что могу создавать такие группы, что могу экспериментировать с выступлениями и номерами. Принимаю в группы любой возраст, начиная с 4 лет и до... пенсии наверное. Потому что так правильно. Потому что у каждого должен быть шанс заниматься любимым делом. И возраст тут ни при чем.

"Поздно" - это когда уже умер. Всё остальное - вовремя.   
***


Рецензии