Земной поклон
Недавно 95-летний юбилей встретила жительница села Одесского, труженица ты
ла Анна Николаевна Фадина. Этот рассказ - о её долгом жизненном пути.
Возраст – только по паспорту
Всякий раз, когда слышу по телефону голос Анны Николаевны, немного теряюсь. Звучит он чётко, немного строго, и при этом всегда очень молодо. Точно так её голос звучал, когда на протяжении сорока лет она работала учителем в школе. Ну, никак он не «тянет» на столь почтенную дату, к которой незаметно подошла его обладательница! Вот уж поистине: возраст женщины – только по паспорту. Это выражение, как нельзя, кстати, характеризует Анну Николаевну Фадину. Не только манера говорить, но и уникальная память, сам образ жизни выдают в ней человека, которому, скорее, ближе к семидесяти, чем к девяноста пяти. И это вовсе не комплимент. Совсем недавно с А.Н. Фадиной мы общались практически как ровесницы. Слушать её рассказ о событиях давно минувших дней, рассуждения о сегодняшней жизни было бесконечно интересно.
Без просвета…
Аня Фадина выросла в многодетной семье. У родителей – Марины Андреевны и Николая Абрамовича – детей было девять: пять дочек и четыре сына. Ане было одиннадцать лет, когда всех омрачило известие о начале Великой Отечественной войны. Она хорошо помнит тот солнечный, воскресный день, верхового - посыльного. Он ранним утром верхом на лошади подъезжал к каждому дому жителей села Белостока, стучал в окна и сообщал, чтобы все шли на территорию колхозной конторы. Там был короткий митинг и вскоре люди из села стали уезжать на фронт.
- Папу по состоянию здоровья на фронт не взяли, а отправили в трудармию, - вспоминает Анна Николаевна. - Мужчины ушли воевать, а женщины, старики и мы, дети, стали работать каждый день - без просвета. - Учились только зимой, а в остальное время работали наравне с взрослыми. В школе было холодно: бурьян и солома в печке сгорали очень быстро. В классе мы сидели одетые, в платках и шапках. На перемене немного попрыгаем, чуть согреемся - и опять за учёбу.
… Они, дети войны, здесь, в тылу, претерпевали все её тяготы: бедность, холод, непосильный труд, но никогда на это не жаловались. Наоборот, изо всех силёнок старались помогать взрослым. При этом они понимали, что помогают тем, кто воюет с врагом.
- Зимой мы посылали бойцам посылки, - продолжает рассказывать Анна Николаевна. - Вязали тёплые носки, шили и вышивали кисеты, наполняли их табаком. Табак выращивали на огородах, потом его мариновали, сушили, секли в деревянных корытах, просеивали. На кисетах вышивали слова: «Самому храброму воину!», «Самому смелому!» и другие. В посылки всегда вкладывали свои детские письма, в которых писали о том, как верим, что они, бесстрашные воины, скоро разобьют фашистов и вернутся домой с победой.
Особенно тяжело детворе приходилось летом.
- Сутками работали на колхозном огороде, который находился примерно в четырёх километрах от Белостока, в степи, - вспоминает дальше А.Н. Фадина. – Жили в шалаше из сена. Спали на полу, тоже устланном сеном. Вставали с восходом солнца и работали до заката. Отдыхали лишь по два - три часа. Из колхозной столовой нам на каждого выдавали по 250 граммов муки на день. Еду готовили на печи - таганке. А ещё от колхоза нам давали по куску жмыха из семян хлопка. В то время почему-то всегда было хлопковое масло. На огороде выращивали все овощи, а также мак, коноплю. Самой трудной работой считалась прополка моркови и лука и полив капусты. Воду для полива возили на лошадях в деревянных бочках из сельского котлована. Овощи выращивали по доведённому плану и вовремя сдавали государству. Мак вырывали с корнем в его восковой спелости, связывали в снопы и складировали в кучи. Так он дозревал. Потом его увозили на ток, в склад, и там он хранился до поздней осени. И только потом уже срезали верхушки коробочек, и семя высыпали в вёдра. Маковую солому вязанками уносили домой, топили ею печки. Тогда и в мыслях не было, что это растение является наркотиком. А коноплю выращивали для вкусного и полезного масла, а также для волокна, из которого после обработки пряли крепкие нитки, которыми чинили мешки. Из них также делали дратву, которой подшивали валенки, другую обувь.
Очень тепло Анна Николаевна вспоминает председателя колхоза Александра Степановича Швыммера, который помогал всем и во всём, а особенно им, - детям. Он как мог, старался облегчить их труд, часто беседовал с ними. А однажды заезжий фотограф запечатлел всех детей прямо в поле во время короткого отдыха. Рядом, чуть в сторонке, сидит и внимательно смотрит Александр Степанович Швыммер - словно оберегает юных тружеников. Удивительный снимок: проникновенный, щемящий до глубины чувств…
Мечта сбылась
В Белостоке Аня Фадина с похвальной грамотой окончила семилетнюю школу. Кстати, в детстве её называли по-разному: Аннушкой, Нюсей, Нюрой…
Продолжать образование надо было уже в Одесском - там была средняя школа.
- Детей в нашей семье было много, а достаток в послевоенное время совсем небольшой. Поэтому в Одесское я не смогла поехать учиться, - продолжает рассказ Анна Николаевна. – Дома посовещались, и решили, что мне надо немного поработать, а потом уже думать о дальнейшем образовании. Пошла с одноклассниками в колхоз, там мы вскоре создали свою полевую бригаду. Нашей звеньевой стала Надежда Барышева – комсомолка, активистка, старше была нас на три года. Я работала и постоянно думала о том, как же мне дальше продолжить учёбу.
… Эту проблему помогла разрешить старшая сестра Ани – Наташа. Она вышла замуж за парня из города. Молодые купили в Омске небольшой домик в Кировском районе, и позвали Аню к себе жить и учиться. Долго искали школу – хотели, чтобы она была поближе к жилью, но не вышло. Школа нашлась на берегу Иртыша в нескольких остановках от дома. Транспортного сообщения тогда ещё не было, и Ане три года пришлось ходить на занятия пешком, преодолевая довольно большое расстояние туда и обратно.
- Я с детства мечтала быть только учительницей, - говорит Анна Николаевна. – И когда в 1950 году получила аттестат о среднем образовании, домой возвращалась, как будто на крыльях летела! Знала, что в Белостоке в это время был нужен учитель. Вскоре я стала работать в школе учительницей 4-го класса. Вот так и сбылась моя детская мечта.
В июне 1951 года Анна Николаевна в Омском педагогическом училище экстерном сдала методику преподавания всех предметов в начальных классах, а в июле - государственный экзамен и получила диплом учителя начальных классов.
Новая ступень в жизни
Способную молодую учительницу быстро оценили и в родной школе, и в районе. Уже через год Анна Николаевна стала преподавать в 5 -7 классах биологию, географию и химию. Это была уже новая ступень в её жизни.
- Я поняла, что не ошиблась с выбором профессии, работала с большим интересом,- продолжает разговор Анна Николаевна.
Однажды, придя на занятия, она узнала о том, что её срочно вызывают в РОНО.
- В Одесское мы тогда ездили на попутках, или ходили пешком, - говорит А.Н. Фадина. – Я была очень встревожена этой телефонограммой и после обеда в райцентр быстро пошла пешком. Пришла уже к вечеру, в здании застала только техничку, которая мыла полы. А утром пришла на приём к заведующему РОНО Владимиру Федосеевичу Галузе. Он сообщил мне о том, что я направлена работать в Одесскую среднюю школу преподавателем географии и биологии в 5-7 классах. Вот тогда я поняла, что необходимо получать уже высшее образование.
… Поступить на заочное отделение естественно-географического отделения Омского пединститута имени А.М. Горького в 1954 году было много желающих: одиннадцать человек на одно место! Анна Фадина успешно сдала все экзамены и стала студенткой этого престижного вуза. В этом же году она вышла замуж за Вениамина Микрюкова.
Они семь лет учились в одном классе Белостокской школы и совершенно не замечали друг друга. А потом парень отслужил армию в Германии, вернулся домой. Однажды они встретились и посмотрели друг на друга уже совсем по-другому. «Какая красивая пара!», - с восхищением говорили вслед земляки, когда Вениамин провожал Анну из клуба домой. Парень оказался настойчивым: пришёл к родителям Анны со сватами без всякого предупреждения. 13 июня 1954 года они поженились.
Кланяюсь, благодарю...
Пока молодая жена сдавала экзамены в институт и была на установочной сессии, её муж с друзьями и родственниками сумел построить тёплый, прочный дом. Стены – в два самана, толщиной 60 сантиметров.
Долгая жизнь в этом доме прошла. Много событий он помнит. В стенах этого дома выросли дети Анны Николаевны и Вениамина Ивановича - Нина и Серёжа.
Институт она успешно окончила в 1960 году. Работы и в школе, и дома всегда хватало с лихвой. Чтобы всё успевать Анна Николаевна ложилась отдыхать не раньше двенадцати ночи, а вставала в пять утра. Кроме преподавания она всегда имела общественные нагрузки: 18 лет была депутатом Одесского сельского Совета, возглавляла секцию учителей географии района, и другие. На пенсии скучать тоже не пришлось: много лет А.Н. Фадина проработала в беспокойной должности председателя совета ветеранов Одесской средней школы.
Всего год не дожил до их золотой свадьбы Вениамин Иванович. Дети выросли, и в этом доме со ставнями Анна Николаевна стала жить теперь одна. Нелегко приходилось: и подтопления случались, и другие напасти. 17 лет сама этот домик холила и лелеяла, не желая с ним расставаться. В этом году всё же решилась на переезд - в благоустроенную квартиру. Перед этим успела собрать со своего палисадника урожай овощей, по привычке сделала все соленья.
В последнюю ночь в старом доме Анна Николаевна не спала. Вспоминала жизнь, которая прошла в этих стенах, и, как у живого, просила у дома… прощения. За то, что больше не в силах его обихаживать, что бросает его навсегда. При этом она благодарила дом за всё былое: за радости, за печали...
Это был её земной поклон.
… В благоустроенной квартире Анны Николаевны уютно, тепло. Она любит сидеть у окна, из которого хорошо видна детская площадка. Сюда доносится звон колоколов Храма, здание которого находится почти рядом.
- Господь не обидел меня зрением, слухом, памятью, - говорит А.Н. Фадина.- Люблю готовить, принимать гостей, по-прежнему много читаю, а вот телевизор смотрю редко. Пейзаж за окном – куда интересней. Это ведь настоящая жизнь, она продолжается, и мне есть, за что её благодарить!
Свидетельство о публикации №225061600390