Что казалось Чехову. Письма

I
27.03.25
Здравствуйте, Игорь Олегович!

Прогуливался сегодня по Б.Гнездниковскому. Вспомнил Татьяну Александровну, Вас, решил послать Вам эти заметки по поводу одного чеховского рассказа. На публикацию в Воплях они, конечно, не тянут! Эта безделица (так примерно и задуманная - как литведческая шутка, имитирующая серьёзное исследование), отправленная Вам, во-первых, имитирует ещё и литпроцесс, а во-вторых,  - и это, конечно, главное - мне важно знать, понравится ли она Вам. К Чехову я с годами отношусь всё теплее, а Вашим мнением очень дорожу.
 
С уважением
Сергей Фомин

II
09.06.25
Сергей, добрый день,

спасибо за любопытное эссе, увы, неформатное для ВЛ. Я на всякий случай отрецензировал его у специалиста и получил экспертное заключение в отношении новизны мыслей по Чехову. Вот выдержка из него:
 
«То, что подается в эссе как открытие, уже несколько десятилетий является одной из центральных тем чеховедения и требует соответствующих ссылок. Фомин выстраивает статью вокруг лексемы "казаться", но В. Б. Катаев уже очень давно собрал все эти примеры и проанализировал, а в чеховедении в связи с этим закрепился термин "рассказ открытия" (со схемой "казалось — оказалось"). Вторая идея статьи, связанная с выражением точки зрения персонажей у Чехова, тщательно исследована А. П. Чудаковым и теми, кто опирается на его работы. Эссе можно принять, когда там есть действительно остроумные и свежие мысли, а здесь уникальной мне кажется только интонация».
 
Всего Вам доброго,
 
ИШ

III
11.06.25

Здравствуйте, Игорь Олегович!
 
Спасибо за ответ!
 
Это эссе — зарисовка, на публикацию в ВЛ не рассчитанная, о чём писал в сопроводительном письме. Она написана не с целью объективного анализа, а в интересах субъективного толкования. Отсюда недвусмысленно выраженное желание отмежеваться от "науки",  быть на сей раз только читателем. Что, как и литература вообще и литература про литературу в частности, — тоже игра. Да в ней намёк!
 
Нелюбовь к безапелляционным интерпретациям — вот, наверное, основной инстинкт, задавший тон написанному. Вспомнил, как однажды в нашем МПГУ сдавал зачёт пожилой преподавательнице. Надо было проанализировать стихотворный текст. Я выдал свой — за стих Ходасевича. Нужно ли говорить, что мои пояснения в корне отличались от того, что "на самом деле хотел сказать ВФ?"
 
Некоторые ответные соображения — отрывочные для краткости — по поводу выдержки из рецензии.
 
Интересно, что книжку В.Б. Катаева о Ч я не только читал раньше, но и заглянул в неё сразу после того, как сочинился подсудимый опус. Ровно затем, чтобы проверить, не собраны ли здесь уже "все эти примеры". И сейчас посмотрел. Нет.
 
Там в соответствующей главе, действительно,  говорится о частном случае такого словоупотребления, о ситуации "казалось — оказалось", — как о констатации смены представлений, о десятках "подобных примеров" в произведениях Ч, а также об осознанном использовании писателем именно такой оппозиции для описания конкретных сюжетных перипетий. Но не о подавляющем (в нек-рых рассказах) и почти наверняка бессознательном (или искусно замаскированном под таковое?) нагромождении этих глаголов в тексте. Будто "казаться" (без всякого финального или промежуточного "открытия" или прозрения) — и впрямь главное действие в жизни героев! И, конечно,  ни слова — о том, что "казаться", возможно, вообще главный глагол Ч. Мои же записки — об этом.
 
Упрощённо вывод ВБК таков — оппозиция  "казалось — оказалось" демонстрирует победу реальности над иллюзией. А значит Ч — реалист. Тогда как на мой взгляд (и основная мысль заметок — не знаю, насколько нова она — именно эта), победившая реальность, и вправду, существенно более мрачна, но не менее иллюзорна, чем исходные "идеалы". А значит Ч — сюрреалист. Конечно, этот анахронизм — упрощение, условность и преувеличение. Но таково направление моего читательского чувства, которое хотелось передать. Важно, кто здесь последний смеющийся — реальность (возможно, рецензенту, удалось "тщательно исследовать" и эту тему,  и ему точно известно — что это такое!), рядовой читатель, маститый литературовед, автор или иная субстанция?
 
От грубой действительности, от того, обо что разбиваются былые мечты, у Ч спасают (не спасают!) новые мечты — уже не для себя: о лучших временах — через 200 лет.
 
Заметка — не статья.
Другие притязания.
Иная точка зрения.
Принципиально другой подход к материалу.
Не открытие (о чём — чёрным по белому), —
не концепция, —
не термин, —
не декларация, — а впечатление.

Такой формат позволяет не утонуть в море ссылок, не погрязнуть в "тщательном исследовании", но увидеть искомую жемчужину "как в первый раз".

Не защитить (от коллег!) учёную степень, а проявить степень любви к Ч.

Не коллективное освоение текста, а опыт индивидуального прочтения.

И ещё — риторическая надежда: кто милее писателю — посредник или адресат; "исследователь", обложившийся рефератами предшественников, или читатель с книжкой Ч; коллекция высушенных трюизмов или живое впечатление?
 
Про "рассказ открытия".
 
Навевает скуку вся эта условная конкретика: туманные формулы, школярские ярлыки. "Рассказ открытия"? Старухе КАЗАЛОСЬ, что она без пяти минут владычица морская. А что ОКАЗАЛОСЬ? Суровая реальность. "И зарыдало корыто..." Какое открытие!

Уж лучше — рассказ об изменившихся обстоятельствах. Или ещё общЕе — рассказ о некоторых обстоятельствах. Можно напялить на любую прозу. И все подопечные будут на одно лицо!
 
Нашего рецензента не смутило то обстоятельство, что ни формально, ни содержательно "Три года" вовсе не "рассказ открытия". Здесь нет противостояния былой мечты и суровой действительности. Зато есть неожиданно ("когда б вы знали, из какого ссора!") возникшая любовь и броуновское столкновение десятков разнонаправленных "казаться".
 
О реализме.

Развенчание иллюзий в пользу реальности чревато развенчанием реальности в пользу небытия. Здесь к месту пришёлся бы перечень самоубийц Ч.
 
Такие интонации приходят мне в голову! Рад возможности поделиться ими — с Вами.
 
PS "Вторая идея статьи, связанная с выражением точки зрения персонажей у Чехова, тщательно исследована А. П. Чудаковым и теми, кто опирается на его работы". Собрался было что-нибудь возразить для порядку, но не обнаружив у себя означенной идеи, понял, что этот пассаж закрался в рецензию, видимо, не по моему случаю.
 
С уважением
Сергей Фомин


Рецензии
Подобные публикации очень полезны для читателей Прозы.ру, далёких от литературоведческих перипетий. Благодаря этому тексту, оказавшемуся неожиданно интересным, удалось с помощью Интернета узнать и про "Вопли", и о Игоре Олеговиче. Что же касается Антона Павловича, одного из любимых классиков, то... После прочтения уже в зрелом возрасте его "Степи" некоторое время пребывал в удивительном состоянии ошеломлённости, восторга и просветления. Знакомство с этим шедевром в юном возрасте было разочаровывающим.
Спасибо Вам, Сергей за Вашу Работу, разносторонний талант. Вердикт рецензента на Ваши "заметки", не предназначенные для журнальной публикации, видимо, не был неожиданностью. Зато дал возможность съязвить (в PS). И это правильно.
Удачи и успехов во всём!

Масленников 309   16.06.2025 18:58     Заявить о нарушении
Привет, Владимир!
Спасибо за неизменную доброжелательность!
Да, "Степь" прекрасна.
Свои заметки писал с двумя целями. Проявить некоторые очевидные и интересные мне, но, возможно, незамеченные другими, особенности чеховской прозы. И, во-вторых, стряхнуть с неё пыль расхожих толкований, а заодно и спесь — с записных толкователей. Эта публика, паразитирующая на чужом вдохновении, вполне безобидна пока варится в собственном соку, пока не диктует читателю и писателю правила и не подменяет наукообразной болтовнёй живую речь и непосредственное впечатление от неё. Сказанное ни в какой мере не относится к И.О. Шайтанову. Он преподавал мне зарубежную литературу в институте. И я очень высоко ценю его.
"Изученность" классиков часто не открывает, а закрывает их от адекватного восприятия.
Конечно, такие мысли и интонации вряд ли найдут отклик в бумажных душах экспертов. А "простому человеческому" читателю они, если попадутся на глаза, надеюсь, могут быть интересны.

Сергей Фоминъ   17.06.2025 08:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, я всё отлично понял и прекрасно знаю кухню "научных" кадров.

Масленников 309   17.06.2025 08:38   Заявить о нарушении