Биржа
Фондовый рынок – фикция и одна сплошная афера, позволяющая трейдерам зарабатывать и на росте, и на падении. Всякие условные Уберы годами собирают деньги на фонде и даже не приблизились к прибыльности. Это сродни тому, чтобы присваивать Нобелевскую премию младшему школьнику только за сам факт, что он научился читать.
В сознании человеков прочно укоренился миф, мол, экономика должна постоянно расти. Во-первых, экономика никому и ничего не должна. Во-вторых, экономика как наука – а наукой она ни в коем разе не является, поскольку носит преимущественно описательный характер [как в полном смысле не наука и история, и философия, и психология тоже] – просто череда оторванных от жизни наукообразных теорий,
каждую из которых неминуемо смывает волной очередного экономического кризиса.
На ещё непросохшее место на верхней площадке постамента каждый раз взбирается следующий теоретик экономической якобы науки, и оттуда, с недосягаемой для смертных высоты, опять читает проповеди и заклинания под видом на этот раз самой верной «общепризнанной экономической теории». Под его авторитетную болтовню люди молча наблюдают экстремальный отлив перед приходом цунами следующего экономического кризиса. Самые умные кивают, выражая одобрение ораторам, и тупо скупают золото. И так продолжается последние лет триста. Кажется, один практический закон нечаянно выявлен. Жаль, что он не про экономическую науку.
В этом смысле экономическая «наука» до степени смешения похожа на моду, а не классическую науку. В прошлом сезоне было модно носить одно, а в следующем войдёт в моду другое. Разделителем модных сезонов, как правило, является кризис, а не календарь.
Ранее имевшая форму ровной квадратной площадки, вершина сияющего мраморного постамента, на которую – ненадолго там постоять – по очереди взбирались носители передовой экономической мысли, от каблуков пытающихся удержаться на ней многочисленных экономических гениев обтесалась как морская галька.
Не за горизонтом уже тот день, когда на самом верху постамента останется лишь небольшое местечко, годное только для установки траурной свечи за упокой так называемой «науки» экономики. Хоть автор и не курит, но сделанную в Китае зажигалку специально уже носит в кармане именно для этого торжественного случая.
Свидетельство о публикации №225061600573