053 А. Каррель 1873-1944 гг
Каррель родился в 1873 г., закончил Лионский университет, во время учёбы работал в местной больнице Красного Креста. Именно в Лионе в 1894 г. был убит президент Франции Сади Карно — убийца нанес ему удар ножом и перерезал воротную вену. Карно умер не сразу, а постепенно истек кровью. Каррель, который присутствовал при вскрытии, задумался о том, что Карно можно было спасти, если бы существовали способы сшивания кровеносных сосудов. Однако в конце 19-го века подобной методики не существовало.
Размышления об этом привели Карреля к лионским кружевницам, которые выполняли свою работу очень маленькими иглами и тонкими нитями. Алексис научился их премудростям, отрабатывал сосудистые швы на трупах, изобрел методику сшивания, которая получила название «конец в конец». Эта техника стала незаменимой для многих хирургических операций, включая трансплантацию кровеносных сосудов и органов. В том же 1902 году он опубликовал в журнале «Lyon mеdical» статью о сквозном анастомозе кровеносных сосудов.
Позднее он использовал его в серии работ по трансплантации. Предложил в эксперименте метод пересадки почки в брюшную полость (1908), трансплантацию трупных артерий (1910), а также метод пластики артерий путем замены их венами.
Однако конец его блистательной карьере во Франции положила полумистическая история. К концу XIX века в католическом мире стало широко известно небольшое местечко под названием Лурд на границе Франции и Испании. В 1858 местной жительнице, по ее словам, явилась Дева Мария, а после этого город стал местом паломничества для больных, которые по слухам чудесным образом излечивались от различных недугов. В 1903 году Лурд посетил и Алекс Каррель. У целебных источников Каррель оказался вместе с Мари Байи, больной туберкулезным перитонитом, в то время неизлечимым. То, что он наблюдал, после того как на больную побрызгали водой из источника, его поразило. Он увидел, как быстро-быстро на Мари исчезают все признаки болезни - вначале исчезла мертвенная бледность и образовался здоровый румянец, а затем убралось и жуткое вздутие живота. Пульс пришел в норму, нормализовалось дыхание… Каррель был в замешательстве, он поверил, что стал свидетелем чудесного исцеления. Он уехал из Лурда и, понимая, что все эта история плохо отразится на репутации его как ученого, не хотел, чтобы она выплыла наружу. Однако, пресса докопалась… И Каррель вынужден был ответить статьей, в которой говорил, что этот случай выздоровления мог быть истинным, и призывал ученых не закрывать глаза на такого рода исцеления.
Мари Байи после выздоровления стала сестрой милосердия, ухаживала за бедными больными и дожила до 58 лет. А Алекс Каррель после своих заявлений о случае с Байи подвергся травле со стороны своих коллег и вынужден был покинуть Францию. В 1904 году он эмигрировал в Канаду, «чтобы забыть о медицине и пасти скот». Однако ему этого не удалось сделать: в Америке его пригласил Рокфеллеровский университет, где он и работал до своего возвращения во Франци. Здесь он проводил операции по трансплантации почек, сердца, щитовидной железы у собак. В тоже время Каррель исследовал сохранение живых тканей вне организма, поддерживая органы или ткани живыми. Вместе с американским гистологом М. Барроусом получил культуры тканей теплокровных животных и человека. Ему принадлежат метод пассажей (пересевов) и получение так называемого вечного штамма эмбриональных фибробластов (1912), а также изобретение для этой цели особых стеклянных сосудов.
В 1910 году он продемонстрировал, что кровеносные сосуды можно сохранять в холоде длительное время, прежде чем их использовать в качестве трансплантатов в хирургии. Это был первый шаг к решению проблемы донорства органов. В 1912 году ему была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за признание работы по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов».
Во время Первой мировой войны Каррель служил майором в медицинских частях французской армии и использовал свой метод сшивания сосудов при лечении раненых солдат. За заслуги в военные годы награжден орденом Почетного легиона. В 1919 он вернулся в США и продолжил работы в Рокфеллеровском институте. После случая в Лурде, он уверовал в то, что молитва может ускорить исцеление пациента. В своей статье "О молитве" он писал: "Здесь (в Лурде) я стал свидетелем того, что молитва ускоряет процесс выздоровления. Никогда при иных условиях столь исключительное ускорение не наблюдалось до сих пор хирургами и физиологами в их научных опытах".
Алекс Каррель (вместе со знаменитым американским летчиком Чарльзом Линдбергом) первым сконструировал искусственное сердце – так называемый перфузионный насос – оборудование, временно заменяющее больному сердце настоящее при трансплантации.
В 1935 году Каррель опубликовал книгу «Человек — неизвестное», которая стала международным бестселлером, переведенным на 19 языков. В этой работе он анализировал известное и неизвестное о человеческом теле и человеческой жизни, а также описывал проблемы современного мира и предлагал свой взгляд на их решение. Эта книга содержала ряд евгенических идей, характерных для научной парадигмы первой половины XX века. Каррель утверждал, что люди биологически неравны и доказывал, что качества передаются по наследству.
Он писал: «Мы должны изолировать детей, наделенных высоким потенциалом, и развивать его насколько возможно. Таким образом, мы получим не наследственную аристократию. Такие дети находятся в разных классах общества, хотя выдающиеся люди чаще встречаются в выдающихся семьях». Каррель считал, что прогресс предупредительной медицины подавляет естественный отбор, что, по его мнению, приводило к накоплению "неполноценных" генов в популяции.
Надо еще раз отметить, что евгенические идеи были широко распространены в научных кругах того времени как в Европе, так и в США. К 1931 году тридцать американских штатов имели законы о принудительной стерилизации. То же самое было и в европейских странах, например в Швеции. Евгеника преподавалась в ведущих университетах и поддерживалась многими видными учеными и общественными деятелями. Хотя после Второй мировой войны высказывать такие идеи стало считаться преступлением.
Во время немецкой оккупации Франции Каррель возглавлял "Французский фонд изучения человеческих проблем" (Fondation Fran;aise pour l';tude des Probl;mes Humains), созданный указом правительства Виши от 17 ноября 1941 года. Эта организация официально занималась "изучением мер по обеспечению улучшения и развития французского населения". Но сотрудничество с режимом Виши привело к тому, что после войны ученого обвинили в коллаборационизме. Великий ученый умер 5 ноября 1944 года в Париже от сердечного приступа. Некоторые источники указывают, что причиной смерти мог стать страх, который испытывал ученый из-за того, что его считали «пособником оккупантов» и он опасался преследования.
В настоящее время о работах Карреля и их значении для медицины широкой публике известно не так уж много. Ведь с конца XX — начала XXI века начались многочисленные переименования объектов, носивших его имя, особенно во Франции. В современной медицинской литературе даже техника сосудистого шва Карреля часто описывается как "классический метод", без упоминания имени автора изобретения.
Однако некоторые исследователи указывают на непонятную избирательность исторической памяти, отмечая, что другие известные личности с документированными связями с нацистским режимом (например, Коко Шанель, Хуго Босс, Фердинанд Порше, Герберт фон Караян) не подверглись такой же яростной критике и сохранили свое положение в культурном пантеоне. Многие полагают, что в случае Карреля особое внимание к его евгеническим взглядам может быть связано с отсутствием коммерческого бренда, заинтересованного в защите его репутации, в отличие от создателей модных домов или автомобильных компаний. Или же в его религиозности, которую некоторые считали одиозной.
Свидетельство о публикации №225061600764