Катунь Ч. 9 Уймонская степь
До финиша похода нам оставалось проплыть ещё около 250 км. Горы начали понемногу отодвигаться от реки, а берега становиться ниже. Из препятствий на реке остались только крупнокаменистые перекаты. Плыли очень быстро, хотя каждые 20 минут останавливались для откачки воды из байдарки «Луч».
В этот день мы сократили расстояние до финиша на 50 км, то есть, проплыли столько же, как за все предыдущие дни. Найти место для ночёвки похожее на стоянку в щёках не удалось. Как говорится, красота закончилась – бери что дают.
На следующий день встали рано. Надо было навёрстывать время, потерянное на ремонт байдарок. Впереди нас поджидал последний сложный участок Верхней Катуни – опасные шиверы. В лоции реки было написано об обязательном их просмотре перед сплавом. Мы полностью согласились с рекомендациями в лоции после прохождения этих шивер без просмотра. Не то чтобы мы так хотели, а просто так получилось. Расслабились очень в предыдущий день сплава. И в своём отчёте о походе тоже будем очень-очень рекомендовать их просмотреть.
По просьбе экипажа «Луча» остановились на преждевременный перекус. Пока все резвились нагишом под солнышком на песчаной косе, мы с Игорьком латали наш «Луч». Нудисты настолько вошли в роль, отдыхающих на пляже, что не заметили, как Катунь увела одну нашу байдарку прямо из стойла. Ели догнали беглянку. Ну, кто же оставляет байдарку непривязанной на песчаном берегу?
Видимо мы с Игорьком всё сделали правильно – теперь приставать для откачки воды из нашей байдарки будем раз в час.
Прощай Верхняя Катунь, здравствуй Средняя. Шиверы выродились в перекаты, а те постепенно в быстрины. По берегам начали появляться нормальные люди (не туристы) и их убогие летние постройки: навесы для пастухов и пасечников. На левом берегу заметили наезженную грунтовую дорогу. А вскоре по ней проехал мотоциклист. Запахло цивилизацией.
Остановились на ночёвку на острове около усадьбы маралосовхоза. Двое ребят сходили в посёлок прикупить еды, но магазин был уже закрыт. Зато им удалось купить у населения молоко, хлеб и овощи. За два дня мы проплыли 90 км.
Горы уже совсем отошли от реки. Окружающий пейзаж просто «кричал», что мы плывём уже по Уймонской степи. И погнали мы по этой степи, как тот якут по тундре на оленях. Помогала нам солнечная погода.
Уймонская степь совсем непохожа на бескрайнюю украинскую. Этому месту больше подходит название долина или котловина, ведь оно окаймлено двумя хребтами: Теректинским – самым протяжённым на Алтае и Катунским – самым высоким. В конце ледникового периода долина была дном крупного озера длиной 35 километров и шириной около 10.
Полностью осёдлые поселения здесь появились благодаря старообрядцам, для которых Уймонская долина, окружённая со всех сторон горами, стала надёжным убежищем. Именно здесь староверы в 18-ом веке нашли своё Беловодье – легендарную «страну истинной веры» и смогли продолжить жить по своим законам: простым, но суровым. Крестьяне быстро обрастали хозяйством: возделывали землю, разводили не только домашний скот, но и маралов, и к концу 19-го века имели крепкие хозяйства, даже вели торговлю с северными районами Китая.
После впадения в Катунь многочисленных притоков воды в ней заметно прибавилось. Появились на реке высокие стоячие волны и водовороты с воронками. В один такой мы с Игорьком умудрились попасть. Нам потребовалось много сил, чтобы выбраться из воронки, причём гребли, как на соревновании. Удивительно, но только на Катуни я встречал такое природное явление. Наиболее мощные воронки довелось увидеть ближе к посёлку Чемал в пороге Тельдекпень.
Река на всём протяжении Уймонской степи разбивается на многочисленные протоки и только изредка собирается в одно русло. Как правило, в этих местах налажены паромные переправы. У одной такой мы с Игорьком остались охранять байдарки, а остальные ребята пошли в магазин. Подошёл местный мужик. Ему надо было на другую сторону реки, но потом паром необходимо было вернуть назад к этому берегу. Рассказал, как это сделать. Игорёк согласился помочь и на удивление классно исполнил роль паромщика. По-сути, паром – это катамаран, прикреплённый к толстому тросу, перекинутому через реку, без каких-либо механизмов для его перемещения. Всё делает мощная струя реки. Надо только нос парома развернуть под острым углом к струе, и она потащит его через реку.
На похожем пароме Николай Константинович Рерих в 1926 году в ходе своей знаменитой экспедиции переплавлялся на правый берег Катуни напротив посёлка Верхний Уймон – самого старого и первого русского села в Уймонской степи. Прожил он в Верхнем Уймоне всего неделю, собирая данные о Шамбале.
В Уймонской долине много посёлков, а самый большой – Усть-Кокса. В нём есть даже аэропорт. Можно долететь на самолёте до Горно-Алтайска.
Проплыли в этот день до конца Уймонской степи под частыми дождями и заночевали на острове. Гога объявил на следующий день днёвку при условии, что после неё мы доплывём до препятствия Аккемский прорыв. Весь следующий день шёл дождь. Я был этому даже рад – наконец-то отлежусь и высплюсь, а то совсем замучился ремонтировать этот «Луч», а в дождь клеить его шкуру было нельзя.
Фото из интернета.
Свидетельство о публикации №225061600830