Почему Бог в Ветхом завете жестокий, а в Новом люб
Восприятие Бога Яхве в Ветхом Завете
Имя Бога Яхве впервые появляется в Библии в Книге Бытие , 2:4 ( в некоторых переводах слово «Яхве» заменено на «Господь»). В Книге Исход описывается встреча Моисея с Богом по поводу имени Господа: “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий; и сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам” (Исход 3:13-14).
Фраза “Я есмь Сущий” часто переводится как “Господь”, “Яхве” или “Иегова” и в теологии называется тетраграмматоном (“слово из четырёх букв”).
Имя Яхве часто заменяется словами "Господь" (Адонай) или "Господь Бог" (Адонай Элохим) и др.
ЯХВЕ — БОГ АВРААМА, ИСААКА И ИАКОВА
Для библейских авторов Яхве — прежде всего, Бог союза( завета) , который Он заключил с патриархами и через них —с народом Израиля, обещая им землю, потомство и благословение, и поэтому Он называет Себя Богом Аврама, Исаака и Иакова.
Есть несколько причин, почему важны именно эти три патриарха .
Бог избрал Авраама и заключил с ним первый завет, обещая ему многочисленное потомство и землю, а также, что через его потомство благословятся все народы земли. Исаак был сыном Авраама, который стал наследником завета, заключенного с ним Яхве.Иаков, сын Исаака, был избран Богом, и через него Бог продолжил обетование о многочисленном потомстве и земле для Израиля.
В Книге « Бытие» ( 17:7) Бог говорит: "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя" , что подтверждает, что Он обещал быть Богом не только Авраама, но и его потомков, включая Исаака и Иакова.
Обращение к Богу Яхве как к Богу Авраама, Исаака и Иакова подчеркивает преемственность завета и историческую связь между этими тремя патриархами и Богом, а также указывает на то, что Бог верен Своим обетованиям.
.
Яхве, или Бог Авраама , Исаака и Иакова как Он представлен в еврейской и христианской традиции, сочетает в себе как черты персонификации, так и трансцендентности . Он – сверхъестественная, непостижимая сила (трансцендентность), но одновременно обладает качествами, подобными человеческим (антропоморфизм).
Трансцендентность Яхве выражается в том,что Он недоступен для физического восприятия, пребывает за пределами мира и не может быть полностью постигнут или описан человеческим разумом.
Антропоморфизм Яхве проявляется в том, что в Библии Он изображается как личность, способная испытывать эмоции, принимать решения, разговаривать с людьми и т.д. Взаимодействуя с людьми, Он проявляет милость, справедливость и силу, как и люди друг с другом.
Трансцендентность и антропоморфизм не противоречат , а дополняют друг друга: Бог – высшая, непостижимая сила, но Он также связан с людьми через свои творения и свои проявления в мире.
"ЯХВЕ И ИИСУС ХРИСТОС-ОДНО" ?
Согласно Библии, есть только один Бог: «Господь, Бог наш, Господь един есть…» (Втор. 6:4, 5).
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму традицию почитания единого Бога , Творца вселенной и человека. Вместе с тем, основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы -трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.
По утверждению христиан, В Новом Завете Иисус многократно подтверждает Свою божественность. Он называет себя так же, как Бог описывается в Ветхом Завете, например:
Бог в Ветхом Завете обозначается фразой «Я ЕСМЬ» (Исход 3:14-15; Исаия 48:12); Его называют Пастырь (Псалом 23:1), Свет (Псалом 27:1), Владыка всех (Исаия 9:6), Судья всех народов (Иоиль 3:12) ,Жених (Исаия 62:5; Осия 2:16),Первый и последний (Исаия 48:12)...
Иисус говорит о Себе: «Я ЕСМЬ» (Иоанна 8:58), Пастырь (Иоанна 10:11), Свет (Иоанна 8:12), Правитель всех (Матфея 28:18),Судья всех (Иоанна 5:22) ,Жених (Матфея 25:1), Первый и последний (Откровение 1:17-18)...
Согласно христианской интерпретации, Иисус говорил многое, что приравнивало Его к Богу ( «Отцу»): “Видевший Меня видел Отца” (Иоанна 14:9) и “Я и Отец — одно” (Иоанна 10:30), “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Иоанна 5:17). Он молился Богу: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Иоанна 17:5). Иисус принимал поклонение, прощал грехи ...
Авторы Нового Завета также неоднократно называют Иисуса Богом : в евангелиях от Матфея (3:16-17); Иоанна ( 1:1-3, 14; 20:28); в Посланиях Павла Римлянам (9:5) , Филиппийцам (2:5-8, 9-11), Колоссянам (1:16-19; 2:9-10),1 Тимофею (6:15). Евреям (1:8; 13:8); в Откровени( 1:8, 17; 2:8; 17:14; 19:16 и др.) и т.д.
«У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» - писал ап. Павел (1 Кор 8:4-6). Бог один, это -Небесный Отец, которого когда-то называли непроизносимым именем, известным нам сейчас как Яхве.Остальные языческие «боги» — не посланники Небесного Отца, а демонические самозванцы. И поклонение им еврейского народа всегда приводило народ к бедам и войнам, к наказанию от истинного Бога Яхве — христианского Бога Иисуса Христа.
Итак, одна из основополагающих христианских доктрин утверждает, что Иисус есть Бог, Сын Божий. Согласно Библии, Бог-един и это- Отец Небесный, известный по Ветхому Завету под именем Яхве. Таким образом, для верующих в божественность Господа Иисуса Христа Сына Божьего Бог Яхве является Отцом Небесным в то же время: "Яхве и Иисус Христос - одно".
Вернемся к вопросам, которые часто можно услышать как от атеистов, так и верующих в Бога Иисуса Христа :
«Почему Бог в Ветхом завете жестокий, а в Новом — любящий и милосердный»?
«Как сочетаются с учением о неизменяемости и всеблаженстве Бога библейские стихи, говорящие об обратном?»
На эти вопросы отвечает православный священник (цитируется с сокращением)
" О разных образах Бога в Ветхом и Новом Заветах есть МИФ :
«Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога». Но имеет ли этот тезис отношение к реальности?
На самом деле отношения Ветхого и Нового Завета — это отношения преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.
Мы действительно можем заметить разницу в образе Бога у различных библейских авторов, и это не должно нас смущать. Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге , и это свидетельство меняется по мере того, как люди возрастают в богопознании. Откровение постепенно разворачивается в истории — по мере того, как развивается способность людей его вместить. Люди узнают все больше и больше о Боге, их представления о Нем становятся все более точными, но это всегда один и тот же Бог.
Иисус Христос постоянно указывает на Св Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39),
В Ветхом Завете часто говорится о любви Божией: " Его любовь вечна и неизменна: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис 49:15).
Если люди приходят к Богу с покаянием, Он охотно и радостно прощает их:
"Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22)". « И горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9,10).
Бог Ветхого Завета — тот же, что и Бог Нового, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх 34:6).
Но Писание — и Ветхого, и Нового Заветов — не только утешает и успокаивает.
Гнев Божий — это не что-то противное Божией любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Как говорит Бог через пророка, Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей (Ис 13:11).
И в Новом Завете, в том числе, в словах Господа Иисуса, содержатся суровые предостережения против греха: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:30).
Откуда берется этот миф о «разных Богах Ветхого и Нового Заветов?
Ветхий Завет — время когда Бог взаимодействует с людьми чрезвычайно грубых нравов, медленно и постепенно, через многие испытания приводя их к истинному богопознанию. Поэтому в Ветхом Завете мы видим много человеческой дикости и жестокости, которая нам, живущим в третьем тысячелетии христианской эры, обоснованно кажется отталкивающей.
Люди полагают, что все действия ветхозаветных героев отражают волю Божию или даны нам для подражания. Это, конечно, не так : менялись люди и их представления о Боге, но сам Бог — Бог Авраама, Моисея, пророков, Господа Иисуса, апостолов, святых отцов, святых — оставался и остается неизменным»
Ветхий Завет передает свидетельство о Боге тех, кто общался с Ним. При этом на само общение и на то, как передавался его результат остальному народу Израиля, конечно, влиял уровень знаний, культуры, обычаи и традиции того времени.
О сути этой проблемы рискну привести известный анекдот:
Попал как-то креационист в рай и беседует с Богом. — Господи, расскажи, как ты сотворил Вселенную? — Ну, Большой Взрыв, частицы и античастицы, экспоненциальное расширение, ну да вы ж сами в курсе. — А как ты сотворил всё живое? — Ну, абиогенез, потом эволюция, и потихоньку всё произошло, ну так ваши ж ученые во всем давно разобрались. — А человека, человека-то ты как сотворил? — Ну, приматы, опять эволюция, ну и не без труда конечно… так вы же это даже в школе изучаете. Ты что, в школе не учился? — Но ведь в Библии-то написано про семь дней и тому подобное! — А как мне было тамошним дикарям объяснить про античастицы, абиогенез и эволюцию?!
Понятно, что это шутка, но проблему уровня восприятия она отражает весьма точно…."
Далее — некоторые вопросы и ответы из диалога «критиков» ветхозаветной жестокости с православным священником.
1.ВОПРОС
-как объяснить те прямые указания, которые Господь даёт в Ветхом Завете,повелевая погубить отдельные народы , а в некоторых ситуациях повелевает побить камнями конкретных людей за конкретные проступки. тогда так можно рассуждать и в наше время и убивать в христианских странах противящихся Богу...
ОТВЕТ
-Здесь важно обратить внимание на то, что ветхозаветные времена и современность - это разные системы нравственных координат и действующих законов, т.е. если, к примеру, в Ветхом Завете побиение камнями в определенных ситуациях было нормой, то сегодня это абсолютно недопустимо
2.ВОПРОС
-Не понимаю примеры с разными временами. Это разные нравственные координаты для людей, но бог то один, для него должны быть «координаты» одни… или он сам со временем менялся? Так не может быть… Он же должен был учить людей, а получается «соответвовал» их времени? Об уничтожении то он говорил, а не люди
ОТВЕТ
-Да, с этим можно согласиться - Бог неизменяем и вне времени. Однако не стоит забывать про дарованную человеку свободу воли, свободу выбора, а также, к примеру, важность молитвы. Т.е. речь о том, что пребывающий вне времени Бог может изменять свое повеление во времени - для людей, которые созданы и живут в нем (по крайней мере, пока). В Библии этому есть немало подтверждений. Например, история, когда по прошению Авраама Бог готов был пощадить Содом и Гоморру, т.е. отступить от Своего первоначального решения и по факту именно по молитве. Или, например, история с дарованием народу Израиля царей - именно по желанию самих людей, хотя изначально им были даны пророки и судии. Данный случай ближе к теме со свободой выбора.
3.Вопрос
-Абсолютно безнравственно оправдывать мягко говоря омерзительные поступки. А по факту совершенно бесчеловечные и не имеющие ничего общего с постулируемыми в "Законе Божьем" положении о всеблагом и вселюбящем, заботливом Отце.
Взять для примера этот эпизод из Книги Чисел:
"Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею. (Чис.15:32-36)"
Или взять потоп. Что это за любовь такая, истребить своих детей? Вы бы так поступили со своими детьми? Или может быть с чужими бы так поступили? зло есть зло. И ничего общего с любовью не имеет.
Может Бог - это и любовь, но это уж точно не касается библейского бога...
Бог, который так любит людей, что жертвует своим любимым Сыном и Бог, истребляющий людей, чтобы потешить своё самолюбие - 2 разных бога.
И не надо говорить, что якобы так Бог открывал себя людям, у которых были дикие нравы. У Бога что, не было выбора, как поступить? Почему бы не показать себя любящим и заботливым Отцом и научить людей прощению? То, что Господь приказал забить человека до смерти ни за что - это полная противоположность тому, чему учил Иисус - любви, милосердию, добрым делам.
Из таких Писаний рождается исламский фундаментализм, несущий террор, убийство людей, насилие...
Ответ
-Много раз встречаю случаи, когда цитаты из Библии выдёргиваются из контекста, "ибо сказано". Да, "сказано", но в каком виде и что было сказано до этого? Это чрезвычайно важно.
Возьмём Ваш пример: (Чис.15:32-36). Выглядит жестоко. Человека приговорили к смертной казни по воле Бога. Но разве Бог до этого не установил закон и не объяснил его суть?
12 И сказал Господь Моисею, говоря:
13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
(Исх. 31:12-14)
Почему Господь наказал жену и детей Ахана за его грех?
Говоря о конкретном случае, нужно понимать, во-первых, что все действующие лица этой истории исходили из своей системы нравственных координат. Разберем подробнее конец 6 и начало 7 главы книги Иисуса Навина.
Иисус только начинает завоевание Земли Обетованной. До этого несколько десятилетий всё общество готовилось к боям и терпело лишения, скитаясь по пустыне. Взяв первый город — Иерихон, Иисус налагает проклятие на это место и на всё, что было связано с языческими жителями города (Нав 6:25).
Но, вдруг, находясь в Иерихоне, он узнает, что Господь разгневался на израильский народ из-за банальной алчности одного человека — Ахана, который украл часть заклятого (Нав 7:1). Евреи терпят военное поражение при Гае, причиной которого Бог называет воровство Ахана (Нав 7:2-13).
Дело всей жизни Иисуса, его учителя Моисея, 40 лет скитаний оказываются под угрозой из-за проникновения в общество евреев языческого греха алчности. И Бог велит Иисусу Навину уничтожить всё алчное семейство вместе с награбленным имуществом (Нав 7:15).
Казнь всей семьи, во-первых, могла быть связана с тем, что вся семья участвовала в грабеже, о чем автор библейской книги умалчивает.
Во-вторых, эта казнь была мерой устрашения остальных, чтобы в самом начале похода воинство, ведомое Богом не превратилось в шайку грабителей, от которых очень скоро можно будет откупиться.
В-третьих, сжигание виновников огнем вместе с имуществом напоминает нам о древних способах борьбы с заразными болезнями. Грех в еврейском обществе того времени и воспринимали как духовную заразу, против которой принимали идентичные обычной инфекции меры.
См также http://proza.ru/2025/04/22/1277
http://proza.ru/2025/05/27/1342
http://proza.ru/2025/05/31/1403
Свидетельство о публикации №225061701028