О справедливости

О справедливости, или Почему добро не должно целовать нож, занесённый над ним…

Зло - это не тень, отбрасываемая добром, а самостоятельное чудовище, рождённое в бездне человеческой воли. Оно не просит прощения, не кается, не стыдится. Оно лишь ждёт, чтобы добро склонило голову, подставив шею под удар, и тогда - ухмыльнётся.

Но скажите мне, о благородные мечтатели, проповедующие всепрощение: разве можно ответить на удар кинжала - поцелуем? Разве можно освятить кровь, пролитую несправедливо, слезой, которая лишь смоет её с руки убийцы? Нет! Добро, отвечающее на зло добром, не возвышается - оно унижается. Оно не побеждает - оно капитулирует.

Представьте себе судью, который, видя перед собой вора, грабителя, убийцу, вместо приговора обнимает его и шепчет: «Будь счастлив». Что станет с миром? Он превратится в пиршество для злодеев, где каждый, зная, что ему ничего не будет, будет рвать глотку слабому. 

Добро, лишённое справедливости, - это не добродетель, а трусость. Это не мудрость, а слепота. Оно подобно врачу, который, видя гниющую рану, боится взять нож и вырезать мертвечину, дабы не причинить боли. Но разве не больнее - позволить яду расползтись по всему телу? 

Справедливость - не мщение. Мщение слепо, оно бьёт куда попало, оно пьяно от ненависти. Справедливость же холодна, как сталь клинка в руке мудреца. Она не карает ради кары - она восстанавливает нарушенный порядок. 

Когда зло наносит удар, справедливость отвечает ровно настолько, чтобы зло пало, но не более. Она не требует выколоть оба глаза тому, кто лишил одного. Она не требует сжечь дом поджигателя. Она требует лишь восстановления равновесия.

Зло не верит в добро. Оно считает его слабостью. И когда добро в ответ на жестокость раскрывает объятия, зло не раскаивается - оно презрительно усмехается.

«Посмотрите, - шепчут демоны, - они прощают даже тогда, когда должны были бы уничтожить нас. Они так боятся запачкать руки, что позволяют нам творить что угодно».

И тогда зло растёт. Оно плодится в тепле всепрощения, как черви в гниющем яблоке. 

А теперь - о самых трагических фигурах в этой драме. О тех, кто, будучи унижен, ограблен, избит, находит в себе силы сказать: «Я прощаю».

Они думают, что возвышаются. Но чаще всего - они просто ломаются.

Их прощение - не триумф духа, а крик отчаяния. Они не могут ответить ударом на удар - не потому, что слишком чисты, а потому, что слишком слабы. И зло это знает. 

Отвечать на зло - справедливостью. Не ненавистью, не жаждой мести, но твёрдым, ясным, неотвратимым воздаянием.

Если тебя ударили по щеке - не подставляй вторую. Останови руку.
Если у тебя украли - верни своё.

Добро без справедливости - это роскошь, которую могут позволить себе лишь те, кто никогда не сталкивался с настоящим злом. 

Мир не станет лучше от того, что мы будем целовать руки, занесённые над нами с ножом. Он станет лучше, когда эти руки перестанут подниматься - потому что их владельцы будут знать: за каждым ударом последует ответ. Не жестокий. Не слепой. Но - неотвратимый. Такова справедливость. И только она - достойный противник зла.


Рецензии