Женщины небожителя
© В.В.Луговский
Не будем трогать этого небожителя.
И.В. Сталина
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Б.Л. Пастернак
Фото 1. Ольга Ивинская и Борис Пастернак. ПОЛНАЯ ГРАФИКА T.ME/WLUGOVSKY
Борис Пастернак – поэтический гений 20-го века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958 г.), автор романа «Доктор Живаго» (получившего всемирную известность). Премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Однако, советская власть сделало много усилий, чтобы связать награду с «антисоветским» романом, который был использован западными спецслужбами в политической борьбе против СССР. Непродуманное, неумное поведение руководства страны в то время нанесло вред советской власти, а крупнейший поэт был исключён из Союза писателей и затравлен до конца жизни. Безусловно, происходила трагедия Пастернака как личности, так и трагедия власти, идущей к своей деградации семимильными шагами. И сейчас многие граждане связывают Нобелевскую премию Бориса Пастернака со скандальным романом, забывая или не зная, что поэт выдвигался на неё с 1946 по 1950 годы, также в 1957 году (до выхода романа). Поэтому премия, конечно, является заслуженной - это была вторая Нобелевская премия русскому литератору (первая присуждена И.Бунину в 1933 году). Весьма гадко проявили в этой истории многие граждане («сам я романа не читал, но осуждаю»), особенно советские писатели, но это уже своя история, в том числе о том, как не любят писатели своих коллег, пока коллеги ещё живы. Мы, как всегда, поговорим о музах в жизни поэта в рамках биоритмической модели совместимости, которая пусть не абсолютно, но всё же объясняет многое в его поведении с любимыми женщинами. Недостатком такого, несколько технократического подхода является сама попытка объяснить сложные вещи судьбы какими-то цифрами – хотя сейчас на дворе у нас сплошная цифровизация. Похоже, от неё нам уже не отвертеться. Достоинство – возможность с помощью данной методики, опираясь на известные примеры, разобраться в своей личной жизни. Далёкая цель наших исследований – осознанность, она является такой же важной целью развития человека, как безусловная любовь. Для более ясного понимания материала рекомендую читателю изучить статью «Введение в Дао биоритмов».
Действующими лицами рассматриваемой истории являются: поэт и писатель Борис Пастернак, художница Евгения Лурье, пианистка Зинаида Нейгауз, сотрудница журнала «Новый мир» Ольга Ивинская, пианист Генрих Нейгауз.
В 1922 году поэт Борис Пастернак женился на талантливой художнице Евгении Лурье. Пастернак говорил позднее, что женился почти случайно – к этому шло и так было надо. Он не любил Женю Лурье одержимо. Она была утончённо красивая, умная и честолюбивая женщина, в значительной степени разделявшая идеалы Пастернака.
Фото 2. Борис Пастернак с Евгенией Лурье и сыном Женей.
Но Евгения была также властной и независимой, стремилась подчинить мужа, ревновала Бориса Леонидовича ….более всего к успеху, её не устраивала перспектива стать просто приложением к нему. Ревновала также к Марине Цветаевой, с которой Пастернак вёл длительную переписку. Характер у Евгении был тяжёлый. Жена прилюдно спорила с поэтом, одергивала во время общения с друзьями. Вряд ли такая женщина подходила Пастернаку. Она недооценивала поэта и переоценивала себя как художницу. Возможно, ревность и властность привели её к разрыву с мужем. Тем не менее, первая жена послужила прототипом главной героини «Детство Люверс» Жени Люверс, а также в некоторой степени прототипом Лары в романе «Доктор Живаго». В полной мере Лару составят две жены и любовница Ольга Ивинская. Этот роман является автобиографическим. И если факты не совпадают, то эмоции – они реально пережиты писателем, а герои сформированы из вполне конкретных личностей, точнее из их «фрагментов», сведённых в личность героя. Для писателя это обычное дело, для читателя всё непонятно – он ищет простоту картины.
Последнее время брака Пастернак находился в тяжёлом кризисе, который надо было как-то разрешить. Смотрим картину совместимости на рис.1.
Рис.1. Биоритмическая совместимость Бориса Пастернака и первой жены Евгении Лурье.
Делаем печальные выводы о совместимости: скорее всего, на первом этапе помимо красоты женщины, сработала физиология (100%) и полярные каналы (творческий и высший эмоциональный). Там, где в картине совместимости должен быть максимум – провал. Как я неоднократно указывал, полярность притягивает, вызывает кратковременную страсть, но потом работает на разрыв. Идеалы совпадают более чем на половину. Особенно тяжело переживается полярность по творческому биоритму и отсутствие сердечной совместимости. Творческий (горловой) канал связан с проявлением воли, характера, стиля – отсюда желание подчинить, а также тяжёлый кризис от накопленной усталости противостояния. Пастернак нуждался в обожании, вместо этого критическое отношение со стороны жены к его характеру и таланту, соперничество – одно из проялений полярности творческих биоритмов. При этом Евгения находилась в психологической и материальной зависимости от мужа. В итоге мы опять приходим к выводу, что напряжение полярностей, отсутствие сердечной и творческой совместимости (особенно для творческих людей) лишают отношения перспективы. В сорок лет у Пастернака была семья, сын, но «любовная лодка разбилась о быт» - поэт жил подобно студенту: «неприкаянно, неуютно, тесно». Вина женщины в этом может быть значительной. И что же делать было поэту?
Конечно он опять влюбился… Зинаида Николаевна - жена пианиста Генриха Нейгауза, приятеля Пастернака. Они познакомились с поэтом в 1928 году и начали общаться. Зинаида была красавицей, но отличалась «земной» простотой поведения в общении. Пастернака впечатляло, что от рояля она может легко перейти к кастрюлям, «которые дышат у неё настоящей поэзией». Она хорошо вписывалась в советскую действительность, жила настоящим, могла легко устроить быт и быть домашней женщиной – этого и не хватало Пастернаку. Именно это он не мог ранее найти среди женщин своего круга. Это про неё написал поэт…
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Мне хорошо понятны чувства Пастернака по отношению к Зинаиде, к её земной простоте, домашности. Когда-то, уставший от сложности, амбиций и меркантильности учёных дам, я нечаянно встретил молоденькую деревенскую девчонку, был поражён, сражён её теплотой, заботой, умением устроить быт. Её ослепительной красотой и простотой в общении. В ней было столько женского, и она была умна не по годам. Это была готовая жена для будущего исследователя жизни. Однако вернёмся к нашей истории….
Фото 3. Зинаида Нейгауз.
Дело дошло до того, что зимой 1930 года поэт пришёл к Генриху Нейгаузу и заявил – полюбил его жену, это чувство никогда не пройдёт. Ну, а что же с совместимостью в созревшем романе?
Рис.2. Биоритмическая совместимость Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз.
Как видим интеллектуальная, сердечная и творческая совместимости весьма значительны – картина прямо противоположная совместимости с женой. Единственно, что «портит» - это полярность по эмоциональному биоритму. Ольга Ивинская в своей книге пишет, что Б.Л. ненавидел семейные сцены, потому что до неё вдосталь хлебнул их. Этот же биоритмический фактор вполне объясняет прохладное впечатление и даже злость при первых встречах Зинаиды Николаевны с Пастернаком. Но далее… Далее включились иные каналы.
Заметим, что совместимость Зинаиды с мужем Генрихом Нейгаузом была проблемной – те же полярности по эмоциональному,интеллектуальному, сердечному биоритмам при очень низкой творческой совместимости. Полярности притягивают, но тенденция всё же к разрыву. Зинаида была ученицей выдающегося пианиста, быстро вышла за него замуж и родила двух детей. И теперь вот…. Я не привожу соответствующую диаграмму – их и так много.
Были бурные объяснения Зинаиды с Генрихом, уходы, возвращения и новые уходы – с обеими мужчинами у ней эмоциональная полярность. Пастернак даже пытался отравиться, у Генриха Нейгауза были психические срывы – эмоциональная полярность с женщиной может и до этого довести. Эмоциональная совместимость у нуля – потенциальная смерть мужчины! И если читатель думает, что мы здесь что-то преувеличиваем (чего ради?), то это не так. Поэту и писателю надо мучаться, быть на грани –чем хуже, тем лучше. И всё для того, чтобы писать…. Напомню, что счастливые люди не пишут романов…. Шутка, наверно. Вместе с тем у любовников была интеллектуальная, сердечная и творческая совместимость, что позволило увести чужую жену силой любви и интеллекта, чему Генрих Нейгауз противостоять не мог. Он считал Пастернака гением.
Продолжались метания любовников между их семьями, а жить им было негде. При этом между Нейгаузом и Пастернаком вражды не возникло. В дальнейшем бывший муж будет посещать счастливую парочку в Переделкино, и они будут сидеть втроём за столом. Во главе стола сидела Зина, по правую руку от неё - Пастернак, по левую – Нейгауз. Все трое имели высокую высшую эмоциональную совместимость (безусловная любовь, дружба). Перепетии этой мелодараматической истории затем вошли в «Доктор Живаго». Из-за естественных ограничений статьи мы не можем описать все подробности – отсылаю читателя к двум книгам: Борис Соколов «Кто вы доктор Живаго?» и иноагент Дмитрий Быков «Борис Пастернак». Обе книги полезно и интересно прочитать.
В совместной жизни Зина окружила поэта заботой, вкусными обедами и идеальным порядком. Жизнь стала удобной для работы, что он никогда не знал раньше.
«Я совершенно счастлив с Зиною. Она очень простой, горячо привязывающийся и страшно родной мне человек и чудесная, незаслуженно естественная, природно сужденная мне — жена».
Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то впрямь, из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Он был счастлив, но хотелось и писать….. Известность Пастернака как советского поэта росла. Он уже был один из лучших советских…. Оказывается, что романы пишут и счастливые, но недолго. Помимо исчерпания свежести, новизны чувств имеется ещё фактор неидеальности партнёра. В данном случае – эмоциональная полярность, которая действует годами, несмотря на сердечную, интеллектуальную и творческую совместимость.
Прошло десять лет, что-то довело до того, что Пастернак собрался уйти из семьи, но началась война. Военные годы изменили отношения супругов по ряду причин, одна из которых вынужденное расставание. В апреле 1945 года умер один из сыновей от Нейгауза (костный туберкулёз). Зинаида Николаевна после этого тяжело заболела и выглядела плохо. Она решила, что постигшее её горе является расплатой за уход от Генриха. И супружеские отношения с Пастернаком прекратились. Зинаида считала кощунственным продолжать близкие отношения. Супруга сильно постарела, в то время как сам поэт выглядел моложаво. Однако Пастернак тяжело переживал гибель юноши, которого любил. В это же время умирает отец поэта, который проживал в Англии. Всё плохо… Но Пастернак вдруг начал внутри сопротивляться, почувствовал возможные перемены. Тогда он начал писать большой роман. Да, новый роман – это всегда выход для писателя! Я не раз приводил аргументы в пользу такого выхода (см., например, «Расскажи Мне о ней»). Приведу ещё раз высказывание Юрия Нагибина из его дневника.
"Сегодня я с удивительной силой понял, как страшно быть неписателем. Каким непереносимым должно быть страдание нетворческих людей. Ведь их страдание окончательно, страдание «в чистом виде», страдание безысходное и бессмысленное, вроде страдания животного. Вот мне сейчас очень тяжело, но я знаю, что обо всем этом когда-нибудь напишу. Боль становится осмысленной. А ведь так, только радость имеет смысл, потому что она радость, потому что — жизнь. Страдание, боль — это прекращение жизни, если только оно не становится искусством, то есть самой концентрированной, самой стойкой, самой полной формой жизни.Как страшно всё бытие непишущего человека».
Десять лет Пастернак писал «Доктора Живаго». Сначала, в ранней редакции Лара была брюнеткой (Зинаида Нейгауз), затем он сделал её блондинкой. Блондинкой была Ольга Ивинская. Этих двух женщин писатель соединил в один образ Лары – главной героини его романа. Не надо забывать и о влиянии на образ первой жены Евгении Лурье.
С Ольгой Ивинской Пастернак познакомился в 1946 году в редакции журнала «Новый мир». История их любви полна драматизма и… счастья. Картина совместимости на рис.3.
Рис.3. Биоритмическая совместимость Бориса Пастернака и Ольги Ивинской.
Писателю повезло! Сердечная и творческая совместимость даже выше, чем с Зинаидой, а полярные каналы отсутствуют. Совместимость по физическому биоритму – 100%. Значительная совместимость по эмоциональному биоритму (68%), с женой -0%. Напомню, что для женщин эмоциональный канал является ведущим, наверно, в абсолютном большинстве случаев. Высший интеллектуальный канал совместим на 65% - очень близки идеалы.
Ольга растила двоих детей от двух браков. Она обожала стихи Пастернака, была нежной и романтичной. Дело дошло до выяснения отношений между двумя женщинами, но без скандала. Зинаида Николаевна не смирилась и часто устраивала скандалы Пастернаку (эмоциональная полярность). Скандал при эмоциональной полярности, устроенный женщиной, для мужчины «страшное дело». Поэт после скандала обещал не видеться с Ивинской, но обещания нарушал. Зинаида твердо решила бороться за семью.
Пастернак влюбился «без памяти», воспринимал Ивинскую «как есть», чувствуя её энергетику, без ревности к ее женской истории и подозрений о её целях. Поэт хотел любви и творчества, хотел закончить роман – для этого ему была нужна подходящая женщина. И он ее получил. В этом есть аналогия с историей Булгакова. Без Лены Булгаков тоже не смог бы закончить «закатный» роман. «Я весь, и душа моя, и любовь, и моё творчество, всё принадлежит Олюше….». «Ольга Владимировна – это душа моя…..». Пастернак ценил переводы Ивинской – говорил ей, что она – мастер. Эти фразы подтверждают сердечную, творческую, и высшую интеллектуальную совместимость.Отсутствие интеллектуальной совместимости сказывается на отношениях, но женщина в случае гениального мужчины жертвует своими аргументами – любовь, прорастающая в творчество важнее. Поэт, вдохновленный новой любовью, занимался своим творчеством и не обращал внимания на подробности жизни своей возлюбленной и особенности ее характера. Он получал от неё что было необходимо для него – она же имела более широкие потребности, чем просто любовные отношения. Женщина….
Вспомним, что с женой у Пастернака также была сердечная и творческая совместимость, возможно, поэтому поэт не смог уйти от Зинаиды Николаевны – без этих двух женщин он не мог жить, разрывался между ними и соединил их в образе Лары. Поэт, как говорят, жил на два дома, был внимателен к супруге, но и Ивинская не смирилась со своим положением любовницы, иногда представляясь женой известного писателя. Биологический и социальный инстинкт женщины включался в отношения.
Из-за любви к Пастернаку Ивинской пришлось многое пережить, в том числе два ареста, потерю ребёнка в тюрьме, но…. Может быть, как не парадоксально, это стоило любви? Лучшие качества женщина – искренность, верность и жертвенность. Любовь поэта и Ольги Ивинской продолжалась до смерти Пастернака. Подробности отношений Бориса Пастернака и Ольги Ивинской можно узнать из очень интересной книги Ирины Емельяновой «Пастернак и Ивинская» (Емельянова – дочь Ивинской). Есть также аудиокнига в сети.
Стихотворение «Свидание» - Ивинская в тюрьме (1949 г.).
Засыпет снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна, в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош,
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуёшь.
Деревья и ограды
Уходят вдаль, во мглу.
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
………………………….
Фото 4. Пастернак, Ивинская и её дочь Ирина.
Из книги Ивинской «Годы с Борисом Пастернаком»:
— Вам тут письмо пришло и тетрадь. Стихи какие-то, — «кум» удивлен и испуган. — Давать на руки запретили, читайте здесь, — теперь меня удивило, что заставило этого изверга обратиться к заключенному на «вы». — Распишитесь потом, что прочитано.
Беру тетрадку и читаю:
Засыплет снег дороги,
Завалит скаты крыш…
Летят Борины журавли над Потьмой! Он тоскует обо мне, он любит меня. Вот такую, в робе из мешковины с номером, в башмаках сорок четвертого размера. Перечитываю еще раз письмо Бори на 12 страницах, и снова стихи Евангельского цикла — всю зеленую тетрадку. Заставили расписаться и отобрали все, проклятые! Но теперь я знаю главное: Боря ждет меня и верит в наше «Свидание».
Судьбы муз поэта оказались трагичными. Евгения Лурье несколько раз лечилась в психиатрических клиниках, закончила свою жизнь в печали. Зинаида Николаевна осталась без средств после смерти Пастернака (его произведения не издавали). Ольгу Ивинскую опять арестовали через два с половиной месяца после смерти писателя. Через четыре года она вернулась из лагеря и прожила долгую жизнь, до 1995 года.
Судьба романа «Доктор Живаго» также сложилась трагично. Он был запрещён в СССР, из-за него жестоко пострадал автор. Но в нём писатель выразил себя, и это самое главное. Основная идея: противостояние человека и истории - даже в трагической ситуации нужно оставаться человеком, опираться на высшее и не опускать руки. Хотя конец в романе печальный. Спорят, кто был прототипом Лары в романе, одну из версий здесь изложил и я, но можно сказать ещё и так: Лара – это сам писатель, это внутренняя женщина Пастернака, которую он пытался разглядеть в жизни. И это его внутренняя муза – главная муза писателя. Можно предположить, что реальные музы были для писателя несколько абстрактными сущностями, питающими внутреннюю музу.
Пастернак умер 30 мая 1960 года. Перед смертью он сказал примерно так: я всё сделал, что хотел. Для творческого мужчины это и есть счастье…. Впервые роман «Доктор Живаго» был опубликован в Советском Союзе в 1988 году, открыв читателю вместе с гениальными стихами литературный дар Пастернака. «Свеча горела на столе, Свеча горела».
Подведём некоторые итоги. Мы ещё раз убедились, сердечная и творческая совместимость – основа долговременных отношений. А если ещё и совпадение по физическому биоритму… Полярная несовместимость разрушает отношения, вносит напряжение, страдание и ведёт к разрыву. Объективности ради следует заметить, что мы не учитываем многие факторы (см. «Введение в Дао биоритмов»), в том числе уровень витальной энергии женщины во времени, уровень благодати мужчины и его харизму – это возможно учесть, но потребовало бы значительного уклонения в эзотерику. История наших героев тогда усложнилась бы для понимания читателем. Теперь мы видим, как примерно выглядит совместимость с так называемой второй половинкой. Скажем, видим на примере отношений Пастернака и Ивинской. Если у кого-то есть сомнения в этом, то вот слова Ирины Емельяновой:
«У мамы были десятки мужчин до Пастернака, но ни одного после!» Вы вздрогнули, что-то не так? И тем не менее….
Литературный Эгрегор дал Пастернаку всё, чтобы писал – страдания, опыт, любовь. Даже женщин дал соответствующих: Зинаида Нейгауз создала домашние условия для работы, Ольга Ивинская поддерживала творческий накал и помогала в литературных делах. И даже смерть ошельмованного поэта, которую, безусловно, ускорила травля, забила очередной символический гвоздь в советскую власть. Горе этим мерзавцам и дуракам во власти….
Марина Цветаева сказала, что Пастернак не способен на счастливую жизнь и счастливую любовь. Три музы поэта – три несчастные судьбы…. Думаю, что Цветаева ошибается с поэтическим уклоном. Ведь жизнь на земле – это не место, где можно «культурно отдохнуть». Пастернак и каждая из его женщин пережили любовь, взлёты и потери. Борис Пастернак стал выдающимся поэтом и писателем, сделал всё, что хотел, а женщины были для него (и для себя) настоящими музами. В нашем мире всё проходит, но разве это не было счастьем?
Свидетельство о публикации №225061701102