Катулл 2
Катулл , создающий тексты возвышенные .
В начале девяностых я смотрела спектакль в театре Вахтангова « Мартовские иды « . События 44 года , времени , когда Рим страстно сражался за формы выражения римского правления , разворачивались передо мною . Из всего виденного я помню то , что происходило с Юлием Цезарем в исполнении Михаила Ульянова .
Я сидела на первом ряду , сцена была выдвинута в зал .
И на расстоянии вытянутой руки я могла видеть представление .
Именно этот визуальный контакт , соединённый с услышанным , создавал эффект присутствия и содействия . Как то я запомнила кроме Михаила Ульянова в роли Цезаря из рода Юлиев , Ирину Купченко в роли Клодии и Евгения Карельских в роли Клодия .
Клодии , или говоря привычнее , Клавдии . С которыми был связан Катулл . И вместе с которыми был связан с Юлием Цезарем и его эпохой . И что - то , наверное упало во внутренность мою , которое требовало ответа на воросы , возникшие у меня , пытавшейся осмыслить непростые времена Советского Союза . Который был представлен ежедневно , в 6 утра и 12 ночи гимном , утверждавшим его нерушимость . Мысль о том , разрушен ли Союз , чередовалась с мыслью , разрушен ли Рим ? И что из себя представляют знакомая мне формация по окружающей жизни .
И формация под названием Римская империя ?
Который назван неоднократно «вечным « .
И я видела уже тогда , в девяностых , на сцене , как происходила борьба с цезаризмом . Безуспешная . Ибо Юлий Цезарь был объявлен « богом « , из - за кометы , проходившей по небу в те дни , для того , чтобы взять в сонм «богов « Цезаря .
А в 1986 году в небе над Советским Союзом пролетела комета Галлея , может быть , для того , чтобы взять в сонм богов такую формацию как Советский Союз ? Который пытался продолжить Российскую империю , возникшую из Московского царства как семени , видевшего себя как Третий Рим . И прежний пролёт кометы был в 1910 году , год смерти Льва Толстого .
И вот Катулл интересен тем , что он время Юлия Цезаря описывал как ощущение . Ощущение любви - ненависти .
Если Грецию делали мистерии в виде трагедий , то в Риме трагедии не прижились . Только комедии .
Только римская элита размышляла над свитками великих эллинов .
В пьесе Цезарь рассказывает Катуллу о Софокле .
Рим пришёл на смену Греции . Такой , как он есть .
С непреклонной волей . Не останавливающийся перед нерешаемыми вопросами бытия . И Италия как сапог римского солдата накрыла древний мир . Который до сих пор борется за то , чтобы называться Римом . Третий Рейх и Третий Рим - попытки восстановить Рим в том смысле , чтобы иметь право ступать сапогами своего солдата на том пространстве , которое условно именует себя Римской империей . И разве Ватикан , как политическая формация , не перетендует на то же самое , заменив сапог солдата обувью папского легата ?
На древнем холме Ватикана восседали гадатели и колдуны .
Священный холм , с которого обитатели его могли видеть будущее
И планировать его с такой же уверенностью как и сам Рим .
Катулл по природе не сын патриция и даже не сын трибуна , как Кальв . Но может стать римским поэтом . И становится .
Выходец из Вероны . Его папа знаком с Цезарем . Сын ненавидит Цезаря не своей ненавистью , он ненавидит Цезаря так , как ненавидит Цезаря Кальв и его кружок , от которого не осталось текстов . Хотя тексты были . Но никто не захотел их копировать дорогостоящим способом : переписывать на папирусе вновь и вновь .Все тексты того времени заключены в рукописях Катулла , которые были более распространены . И разве нелюбовь Катулла к Цезарю нельзя не назвать любовью - ненавистью .
Любовью ненавистью к патрицию . Любовью - ненавистью к патрицианке Клодии , провинциала к римлянам .
Он так ославил и Цезаря и Клодию , что Цицерон , когда выступил на защиту сына патриция , бросившего Клодию , и потому оклеветанного ею , и вызванного ею на суд как обворовавшего её , Цицерон использовал слова Катулла , и выставил её как развратницу , развратившую мальчика , сына патриция , так , что Клодия поспешно уехала из Рима . И разве не мечтала она как патрицианка , исколоть язык Цицерона булавками , что сделала с языком Цицерона Фульвия , жена Марка Антония , из старинного , но плебейского рода , истинного римлянина , который и убил Цицерона . И стал предком императоров Рима , дедом Клавдия , прадедом Калигулы , и прапрадедом Нерона . Его кровь , и кровь Фульвии бушевала в их сердцах , и взрывала их вены .
Сексуальные оргии - это форма власти войны богов .
Надо помнить о том , что оргии происходили в присутствии римских богов , по существу , для их славы . Как и войны .
То есть римские боги как участники жизни римлян .
И тех , кто захотел стать римлянами . Как Катулл .
Он стал знаменитым римским поэтом .
Катулл назван катуллом - « Щенком « из -за его умения орудовать языком . Но патрицианка , призвавшая его за это умение , знала , как разнообразить свою жизнь , придушивая юношу меж своих ног крепкими ногами римлянки . И от чьих ног стремился уйти муж .
Ласкающий партицианку ласковый щенок задыхался тогда , когда в моменты экстаза Клодия сжимала его голову меж своих ног .
И каждый раз он как бы возвращался к жизни вновь .
Жадно глотая воздух . Это и есть сексуальные игры римлянок .
С такими щенками как Катулл или с суровыми солдатами .
Или гладиаторами . Только не с патрициями .
Когда она пыталась то же проделать с молодым патрицием , он убежал от неё . А Цицерон защитил его от обвинений в воровстве . Патриций не потерпит победы над ним в войне ли , в сексе ли . А Клодия пыталась его победить .
Как представительница Рима .
Рим побеждал все народы и в сексе .
У эллинов - изнеженном . С воспитанием мальчиков в политиков , чем занимались мужчины . Но не Рим .
Рим никого не воспитывал . Рим утверждал свою власть над жизнью и смертью . В том числе и в сексе .
Катулл так и не стал римлянином . Он остался жителем Вероны , на балконе которой позже встала Джульетта , чтобы слушать Ромео , истинного веронца , такого как Катулл . Нежного .
Доставлявшего удовольствие . Но смерть всё же настигла молодых любовников . Потому что Верона стала Римом .
Рима , выросшего из Рима времён Катулла .
Который ещё не стал Италией .
Рим , вскормленный молоком волчицы .
И потому не смогший справиться с страной Гирканов - волков .
Парфией , имевшими волчью кровь в своих жилах .
И потому более жестоких , чем даже Рим .
Страна Гиркания , расположенная на юге Каспийского моря , и севера страны , остановила поступь Рима у своих пределов .
Но не остановила поступь мечты стать Римом западной части Каспийского моря . И даже потомок гирканов - Сталин сумел возобновить эту мечту , создав орден римлян Третьего Рима - ЧК .
С помощью истинного римлянина , хотевшего , но не ставшего иезуитом - Феликса Дзержинского , сумевшего создать орден по образцу иезуитского , из того человеческого материала , который был . Он знал священную латынь , ибо мечтал быть католическим священником . Он внутренне имел перед своими глазами структуру католического ордена и как мог воссоздал . И стал святым ВЧК .
По существу ЧК - это религиозная структура .
Какую имел перед своим внутренним взором , такую и создал .
Создал структуру - форму старую , и наполнил её новым содержанием . Римлянин на территории Третьего Рима .
И Вышинский , Андрей Януарьевич , римлянин польского разлива , как и Дзержинский , обеспечивал Советскому Союзу звание Третьего Рима , как будто представитель двуликого бога римлян Януария , представлявший перед миром Советский Союз как Третью Римскую империю , в то время как Сталин - азиатский лик её . Завороженность юриспруденцией проникла в Третий Рим .
И ненависть - любовь , воспетая Катуллом , легко легла в ставшее римским русло политики на вынос .
А Азиатский лик империи , воспетый почитателем Катулла , Блоком , назвавший этот лик скифским , остаётся для внутреннего употребления , для « неримлян « . Для условных римлян же осталась мстительность , присущая Риму времён Катулла .
Катулл переходит от похабщины в момент , я думаю , тогда , когда умирает его брат . Умирает и похоронен возле Трои .
Похоже на то , что он был в составе свиты , сопровождавшей поездку римского патриция в священные места для римлян - стен Трои , откуда , из горящего города , согласно эпосу римскому , возникшему из эпоса Гомера несомненно , вышел Эней с отцом на своих плечах , который родил сына от союза с Венерой .
Таков эпос . И уже незримое присутствие Венеры сделало секс римлян священным . Как дань своей прародительнице .
Ведь волчица была только кормилицей .
Потомки Венеры , вскормленные волчицей - само по себе символ .
Чего - то выходящего за пределы обыкновенного человеческого .
Хотя бордели в Риме назывались « лупинарии « .
А тех , кто находился в них - « лупами « - волчицами .
Принявшие что - то с молоком кормилицы римлян - волчицы .
А Катулл в своём стремлении стать римлянином отправляется на могилу брата . Это плавание к берегам Трои его очень изменило .
Катулл описывает своё путешествие в Малую Азию внешне , а - внутренне - к берегам Трои , к истокам культуры .
Своего рода паломничество в страну Востока .
Обусловленное тем , что в тех местах умирает его брат . В составе свиты co¬mi¬tes , сопровождающей важное лицо в его поездке . Он был в свите ( когорте ) пропретора Меммия , а его друзья , в свите другого наместника , Пизона , который подвергся обличениям , притом свирепым , Цицерона .
Все обличения Цицерона , как и обличения Катуллом Цезаря не смогли сдержать внутренние процессы в римском обществе , в их стремлении к ничем не сдерживаемому властолюбию и сластолюбию . Римское общество как раз при Катулле находилось в борьбе с этими тенденциями . Была попытка возвратить общество к временам сурового ратного труда одновременно с трудами земледельца , как истинно римского . Но любовь к роскоши победила . Хотя временно победило лицемерие , именно при Августе , когда провозглашались ценности , которым сама элита не следовала . Обычные вещи и в наше время .
Сам же Катулл , не имеющий возможности легко совершить исторический обзор , как это делаю я , в поездке воображает себя полководцем , или , на крайний случай , спутником полководца .
Против Парфии и Гиркании ( южный берег Каспийского моря ) .
Или в мыслях своих отправлялся в Египет , откуда открывался путь к « арабам нежным « , как их называет Катулл .
Немого о друзьях , о которых Катулл помнит в этом путешествии .
И отдаёт им дань . И дань своему юмору римских бань и отхожих мест . « Фурий и Аврелий , везде с Катуллом
Рядом вы , хотя бы он был за Индом ,
Там , где бьют в брега , грохоча далече ,
Волны Востока ,
Или у гиркан , или арабов НЕЖНЫХ … «
Кто же они ? Аврелию он доверяет своего мальчика , чтобы защитить того от Фурия , но тем не менее переживает .
И направляет письма к самому мальчику , чтобы тот берёгся обоих . А друзьям пишет , в переводе Гаспарова :
Вот ужо я вас сзади и спереди, пидарасы Аврелий и Фурий, решившие по моим стишкам, довольно неприличненьким, что я сам не очень-то пристоен. Благочестивый поэт вообще-то должен быть лично чист, а стихам его это не необходимо. Наоборот, они только и приобретают блеск и остроту, если они довольно неприличны и нескромны, и могут своей щекоткой возбудить - нет, не мальчиков, а волосатых мужиков, которые не могут пошевелить своими подагрическими чреслами. Вы прочитали про многие тысячи поцелуев и решили, что я от этого менее мужествен? Вот ужо я вас сзади и спереди!
И как сам Гаспаров пишет ( а я не берусь даже перепечатать ) : Как замечает Гаспаров, неясно, как именно следует понимать это стихотворение - по смыслу ("Вы решили, что я недостаточно мужествен? Вот я вас выебу и покажу вам, какой я мужчина!") или по контексту ("Поэт - чист и благочестив, отъебитесь со своими придирками"), то есть наоборот. О Фурии и Аврелии ничего толком не известно, но Катулл упоминает их и в других местах, в том числе с большой нежностью - как, скажем, в стихотворении 11 (Furi et Aureli, comites Catulli, / sive in extremis penetrabit Indos, / litus ut longe resonante Eoa / tunditur unda...) - по смыслу примерно катулловское "Поедем, я готов; куда бы вы, друзья", да еще и с концовкой о той жестокой, которая подкосила поэта, как "последний цветок на кромке луга, задетый плугом").
Такие вот отношения у Катулла с друзьями . Я не буду комментировать эти отношения любви - ненависти , присущие Катуллу . Если Гаспарову трудно , то мне тем более , с моим незнанием ни латыни , ни Катулла .
Я описываю только картину жизни Катулла , в которой формировались его стихи , которые стали достоянием человечества . То есть « из какого сора растут стихи , не ведая стыда « , по словам Анны Ахматовой . Ей виднее , я - не поэт .
Катулл пишет о брате :
Брат , через много племён , через много морей переехав ,
Прибыл я скорбный свершить поминовенья обряд ,
Эти последним тебя одарить приношением смерти
И безответно , увы , к праху немому воззвать ,
Раз уж тебя самого судьба похитила злая , -
Бедный , коль на беду был ты отнят у меня !
Ныне же , как нам отцов завещан древний обычай ,
Скорбный обряд завершу , - вот на могилу дары ;
Пали росою на них изобильные братнины слёзы .
Их ты прими - и навек , брат мой , привет и прости !
« Привет и прости ! « (ave at¬que va¬le) - заключительное восклицание римского похороннго обряда , часто появлющегося в надгробных надписях .
И вспоминает :
« В годы , когда получил я белую тогу впервые ,
Был в расцвете своём предан весельям весны .
Вдоволь знавал я забав , была не чужда мне БОГИНЯ ,
ТА , ЧТО УМЕЕТ БЕДЕ СЛАДОСТИ ГОРЬКОЙ ПРИДАТЬ .
НО ОТВРАТИЛА МЕНЯ ОТ ПРИВЫЧНЫХ ЗАНЯТИЙ КОНЧИНА
БРАТА . О горе ! Навек отнят ты , брат , у меня .
Брат мой , смертью своей ты всё моё счастье разрушил ,
Вместе с тобою , о брат , весь наш и дом погребён .
Вместе с тобой заодно погибли все радости наши ,
Всё , что , живя среди нас , нежным ты чувством питал .
После кончины его изгнал я из мыслей всецело
Эти усердья свои , прежнюю радсоть души .
Если ж коришь ты меня , что якобы стыдно Катуллу
Медлить в Вероне , пока здесь из столичных любой
Греет свои телеса в его опустелой постели ,-
Слёзной молитве в ответ , Поллуксу и Кастору спетой ,
Аллий бывал у меня , - верный помощник в беде .
Поприще он широко мне открыл , недоступное прежде ,
ОН ПРЕДОСТАВИЛ МНЕ ДОМ И ДАРОВАЛ ГОСПОЖУ ,
ЧТОБЫ МЫ ВОЛЬНО МОГЛИ ТАМ ОБЩЕЙ С ЛЮБВИ ПРЕДАВАТЬСЯ …
Боги , прибавьте даров в изобильи , какими Фемида
Вознаграждала в былом благочестивых мужей ! »
Сексуальные игры с Лесбией , с мальчиком раньше и секс втроём - недоступное прежде , но широкое .
Говоря по гречески - « платон « - широкий .
Как ответ на молитву Поллуксу и Кастору , молитве , которую Катулл называет « слёзной « , как утешение .
Это - римская действительность того времени .
Перерыв в стихотворении , посвящённой смерти брата .
С мольбой к Фемиде о вознаграждении Аллия .
И вновь : « Троя , горестный прах стольких отважных бойцов ,
Ныне не ты ль моему уготовила брату погибель
Жалкую ? Горе же мне : отнят мой брат у меня !
Брат мой несчастный , увы , отрадного света лишённый ,
Вместе с тобою , о брат , весь наш и дом погребён ,
Вместе с тобою , увы , мои все отрады погибли ,
Всё , что питал ты , живя , нежной любовью своей .
Нане лежишь далеко , и рядом чужие могилы ,
Где ни один близ тебя сродника прах не зарыт ,
Троя зловещая там , проклятая Троя постыдно
Держит останки твои где - то у края земли -
Там , куда , говорят , поспешала всей Греции младость ,
И покидала свои в отчих домах очаги ,
Чтобы Парису не дать с похищенной им любодейкой
Мирное счастье вкушать в брачном покое своём !
Брат Катулла скончался в Троаде и погребён у моря в Ретее близ древней Трои . Катулл посетил могилу брата , по римскому обычаю совершил на ней возлияния вином , водой , мёдом и маслом . Морской сезон на Средиземном море открывался в середине марта , но и в равноденствия и солнцеворот перебивался опасными бурями , по словам Плиния Старшего . Весенний западный ветер « Зефир « считался при этом более добрым у римлян , чем у греков , потому что на Италию он дул с моря ,а на Эгейское море с холодных гор Пинда . По возвращении из поездки в Вифинию , в своё имение на острове Гарда близ Сирмиона Катулл в благодарность богам за благополучное путешествие посвятил в местный храм изображение того корабля , на котором плыл .
Вот оказывается для чего делались макеты кораблей .
А стихотворение как посвятительная надпись :
• Корабль … нынешний корабль , стоял он некогда
Косматым лесом . На киторском темени
Широко он шумел листвой глаголющей …
И через столько бурь с их злобой тщетною
Хозяина доправил , слева ли , справа
Юпитер кликал ветры , иль , содействуя ,
Дул с двух сторон и ходу прибавлял ему .
Обетов никаких береговым богам
Он не принёс ни разу до прибытия
Морями всеми к озеру прозрачному .
Так было . А теперь он тихо старится
В укрытии , вам , братья , посвятив себя ,
Двойничный Кастор и двойничный Кастора .
Этот корабль - pha¬sel¬lus - египетский челнок в форме фасоли .
Его делали и большим для путешествий по морю .
Кастор же и его брат Поллукс - созвездие близнецов - Диоскуров , покровителей мореплавания . Диоскуры - или « сыновья Зевса « .Дети Зевса от двух отцов - Зевса и Тиндарея , от бога и смертного . Они участвовали в похоже аргонавтов , возвратили свою похищенную сестру Елену . После смерти в бою Кастора ( в переводе с латыни - « бобр « ) Полидевк взмолился о том , чтобы его воссоединили с братом .
В награду ха столь сильную любовь к брату Зевс поместил образ Диоскуров на небо в виде созвездия Близнецы .
В Риме Диоскуры почитались как небесные заступники сословия всадников - эквитов . А Катулл должно быть считал себя как поэта сыном Зевса и как бы молил небесного отца о том , чтобы тот усыновил и его брата , перечисляя его лучшие стороны . Ко всему прочему .
Катулл приплыл не в Рим , а в Верону , к своим домашним ларам - духам - покровителям . С облегчением .
Всех полуостровов и островов в царстве Нептуновом ,
В озерных и морских водах жемчужина , мой Сирмион !
О , как рад я , как счастлив , что я здесь , что вновь тебя вижу ! … воротясь к дому , не верю сам , что предо мной ты вновь , прежний , о , что отрадней , чем , забот свалив бремя ,
С душою облегчённой прийти снова
Усталому от станствий к своему Лару …
Здравствуй , мой Сирмион , ликуй : хозяин твой дома !
Ликуйте , озера Лидийского волны !
Все хохочите , сколько в доме есть Смехов !
Нет более площадного поэта . Нет любовника римской патрицианки . Он приплыл домой .
Да , он был недоволен скупостью своего патрона , с которым он плыл в Вифанию . И он не отплыл с ним обратно .
Посетив по дороге домой восточные города .
Но не написал об этом , как путешественник .
Он написал поэмы о богах и жрецах .
Он написал священные тексты .
Другим языком
Свидетельство о публикации №225061701169