061 А. Бакулев 1890-1967 гг
Он родился 7 декабря 1890 года в деревне Невениковская Вятской губернии в простой многодетной крестьянской семье. Еще в детстве он мечтал лечить людей, и потому поступил на медицинский факультет Императорского Николаевского Саратовского университета. Конец учебы А.Н. Бакулева в Саратовском университете совпал с 1-й мировой войной, в которой Александр Николаевич участвовал «зауряд-врачом» и был удостоен боевого ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами.
В годы Гражданской войны он трудился врачом, но не хирургом, а инфекционистом и терапевтом госпиталей РККА, в период НЭПа – инспектором Наркомздрава РСФСР, а в голодомор 20-х годов – особо уполномоченным Американо-Российской Ассоциации – АРА, помогавшей Советской республике техникой, продуктами, одеждой и медикаментами.
Сравнительно поздно, в возрасте 30 с лишним лет, он стал обучаться хирургии в госпитальной клинике Саратовского университета у профессора Сергея Ивановича Спасокукоцкого, который знал его еще студентом и сумел разглядеть в уже немолодом ординаторе перспективного хирурга и ученого. Не случайно в 1926 году, когда Спасокукоцкий переехал в Москву, то он взял с собой и Бакулева. Спасокукоцкий стал заведовать кафедрой факультетской хирургии 2-го Московского государственного медицинского института, а Бакулев стал на той же кафедре ассистентом, а затем и доцентом. В те годы его научные интересы касались многих проблем, которые разрабатывала клиника С.И. Спасокукоцкого – хирургии пищевода и желудка, легких и перикарда, 12-перстной кишки и почек. Но особенно его увлекла становившаяся самостоятельной дисциплиной нейрохирургия. В 1935 г. А.Н. Бакулев получил кандидатскую степень, а в 1939 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Консервативное лечение абсцессов мозга (пункциями)», в которой одним из первых в мире обосновал закрытый способ лечения гнойников головного мозга.
Перед войной Александра Николаевича сфотографировали со своим пациентом - сибирскому охотнику пуля попала прямо в сердце. Вот тогда-то Бакулев и провел первую операцию на сердце, осмелившись "подступиться" к этому важнейшему органу. Все удалось. В прессе была напечатана небольшая заметка об этом.
Во время битвы за Москву Бакулев являлся главным хирургом Резервного фронта, одновременно был консультантом по хирургии Главного управления эвакогоспиталей Москвы. В 1943 году, после смерти своего учителя С.И. Спасокукоцкого, А.Н. Бакулев возглавил кафедру факультетской хирургии лечебного факультета 2-го МГМИ, которой он заведовал более 20 лет. Одновременно до 1947 года он руководил хирургическим отделением Кремлевской больницы, которое также получил «в наследство» от Спасокукоцкого, а затем в течение 5 лет работал главным хирургом Лечебно-санитарного управления Кремля. Эти факты уже сами по себе говорят о его необыкновенно высоком хирургическом авторитете.
Среди медицинской профессуры СССР было и есть не так много хирургов, которые бы сочетали в себе яркую и крупную личность, безусловный научный авторитет, высочайшее хирургическое мастерство и деятельность государственного масштаба. Одним из них, без сомнения, был Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, заслуженный деятель науки, депутат Верховного Совета СССР, Президент АМН СССР, академик Александр Николаевич Бакулев.
После Великой Отечественной войны Бакулев стал заниматься тем, что его уже давно интересовало - кардиохирургией. Так, в 1948 году Бакулев в числе первых в СССР (совместно с Е. Мешалкиным) стал применять при операционном лечении эндотрахеальный наркоз и ангиокардиографию.
В 1950-е годы Бакулев был вице-президентом Всемирного конгресса хирургов, поэтому в Европе его знали еще в те годы. Он изучал заболевания легких, занимался легочной хирургией, изобрел инъекционную иглу для введения лекарств в полость перикарда (наружной соединительнотканной оболочки сердца), которая теперь носит его имя, разработал метод восстановления функции сердца путем открытого массажа и искусственного дыхания, впервые предложил оперировать больных с острым инфарктом миокарда.
В 1955 году, на XXIV Всесоюзном съезде хирургов, на котором он был председателем, Бакулев впервые поднял вопрос о создании в стране ВНИИ торакальной хирургии с кардиологическим отделением.
В 1956 г. распоряжением Совета Министров СССР такой институт, названный Институтом грудной хирургии АМН СССР, был создан, а его директором был утвержден 66-летний Бакулев. С этого времени для него начался новый отсчет времени, перед ним встали новые грандиозные цели. Требовалось в кратчайшее время решить сразу несколько задач: найти помещение для нового института, создать коллектив, наладить научные исследования и широким, как тогда говорили, фронтом начать операции на легких, пищеводе, сердце и магистральных сосудах, которые к тому времени уже делались в нескольких клиниках страны. При этом Бакулев, с детства приучивший себя добиваться максимального результата, поставил перед собой цель не только опередить коллег, но и доказать лидирующую роль нового института в решении этих проблем.
Впервые в мире в начале 1950-х гг. А.Н. Бакулев сформулировал концепцию коррекции врожденных пороков сердца «синего» типа наложением кавопульмонального анастомоза, а в 1956 г. его ученик Е.Н. Мешалкин первым в мире выполнил эту операцию в московской клинике. В 1971 г F. Fontan из Бордо усовершенствовал эту операцию, в результате чего она получила его имя и стала широко применяться во всех клиниках мира. Однако в 1960-х гг. за рубежом это вмешательство называли операцией Бакулева.
Известно, что первым в СССР в условиях гипотермии на сердце стал оперировать кардиохирург П.А. Куприянов из Ленинграда. Вслед за ним в 1957 году кардиохирург А.А. Вишневский, применив советский аппарат искусственного кровообращения (ИК), первым в стране выполнил серию успешных операций при тетраде Фалло на открытом сердце. Но Бакулев не мог позволить своему детищу – Институту грудной хирургии - отстать в проведении этих высокотехнологичных операций. И тогда он пошел совершенно другим, неординарным путем. Хорошо зная невысокое качество первых советских аппаратов искусственного кровообращения, А.Н. Бакулев обратился к мировому опыту. Выяснив, у какой команды хирургов самые низкие в мире показали летальности, он пригласил в институт группу английских специалистов во главе с профессором H. Bentall, хирургом W. Clеland и физиологом D. Melrose. В начале мая 1959 г. англичане вместе с хирургами института С.А. Колесниковым и В.А. Бухариным выполнили 4 операции в условиях искусственного кровообращения. Они прошли успешно, и тогда было принято решение закупить импортную аппаратуру и с ее помощью проводить в институте операции на открытом сердце. В дальнейшем, когда советские инженеры усовершенствовали советские аппараты искусственного кровообращения, то они стали применяться и в бакулевском институте. Здесь же разрабатывались первые в стране имплантируемые электрокардиостимуляторы.
Все разработанные проблемы Бакулев передавал для продолжения работы своим ученикам, оставлял за собой новые и неизведанные. Так, проблему хирургического лечения приобретенных пороков сердца в условиях ИК он передал С.А. Колесникову, врожденных пороков – В.И. Бураковскому, хирургии аорты и магистральных сосудов – Ю.Е. Березову, нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции – А.С. Ровнову и В.С. Савельеву, взяв «под свое крыло» абсолютно новую тогда проблему хирургии хронической коронарной недостаточности. И хотя первые в мире операции прямой реваскуляризации миокарда выполнил ленинградский хирург В.И. Колесов, но он использовал изобретенный в бакулевском институте особый инструмент для наложения сосудистого шва в условиях непрерывного кровотока.
Умер А.Н. Бакулев в 1967 году. Основанному им Институту грудной хирургии присвоено его имя. Иногда же его называют коротко «Дом Сердца». А все его 2500 сотрудников считают себя бакулевцами. Сегодня здесь выполняют весь спектр операций на сердце и делают ежегодно самое большое количество операций на открытом сердце в мире – более 7500, в том числе более 3500 операций у новорожденных и детей до 1 года, что является «высшим пилотажем» современной кардиохирургии!
Свидетельство о публикации №225061701256