Арцутанов Юрий Николаевич. Изобретатель
Изобретатель орбитального лифта Юрий Арцутанов:"Я отказался от американских благ и оказался не нужен своей стране".
Имя ленинградского конструктора Юрия Арцутанова когда-то было известно всему миру. Более полувека назад этот человек прославился как изобретатель "космического лифта". Никому неизвестный на тот момент житель Ленинграда предложил построить уникальный транспортёр, который соединит Землю с высокой орбитой, откуда могли бы отправляться межпланетные корабли. Слава о проекте Арцутанова мгновенно разнеслась за пределами Советского Союза. Пожать ему руку за честь считали космонавты, его упоминали в своих произведениях фантасты с мировым именем, в конце концов Юрию Николаевичу предложили престижную должность на Западе, обещали обеспечить жильём и достойной стипендией.
Патриот Арцутанов предпочёл остаться на своей родине. Надеялся послужить на благо отечественной науки. Изобретатель смог заглянуть в космическое будущее. Но определить как сложится собственная судьба не получилось. Сегодня Юрий Николаевич по-прежнему живёт в Петербурге, несколько лет назад он похоронил жену и практически не выходит из дома. У него нет друзей, соседи обходят его дом стороной, вся его квартира завалена хламом, который Юрий Николаевич притащил с помоек. Кажется, этот человек живёт надеждой... А вдруг о нём вспомнят.
Минувшим летом Питер взбудоражило. В одно солнечное утро жители культурной столицы обнаружили, что все фонарные столбы города, общественный транспорт, стены домов завешаны фотографиями пожилого человека. На карточке заглавными буквами - надпись: "Пропал изобретатель "космического лифта" Юрий Арцутанов".
Так петербуржцы вспомнили о своём некогда знаменитом земляке. Те, кто впервые слышали об Арцутанове, с изумлением говорили: "Надо же, в нашем городе живёт такой великий человек". Благо трагедии из этой истории не вышло.
Попросту на Арцутанова вышли представители правозащитной организации и обнаружили, в каких жутких условиях живёт изобретатель, решили перевезти его в Москву, поближе к цивилизации.
- Я ведь думал, что наконец-то вспомнили о моём проекте, надеялся, что под старость лет смогу быть полезным народу и отправился с едва знакомыми людьми в Москву, - рассказывал позже Юрий Николаевич. - Меня поселили в каком-то доме, нарядили в приличный спортивный костюм, накормили вкусной едой... Но о космическом лифте даже не спросили. Я и не понял, к чему была эта заваруха. В итоге пришлось вернуться в свою халупу.
По сей день наивный старик живёт одним - принести пользу обществу. Учёный давно свыкся с мыслью, что его родина за великие открытия не заплатит ни гроша. В убитой "двушке" на окраине Петербурга пахнет старостью и безысходностью. Краска на потолке давно облупилась, с потолка свисают лохмотья паутины. Двери уз комнаты давно слетели петель, стены покрыты многолетней пылью, на полу голый холодный бетон - линолеум давно стёрся.
- Проходите в мою спальню, - радушно встречает меня хозяин квартиры и предупреждает, - можете не разуваться - испачкаетесь. А лишних тапочек у меня нет, гости ко мне не ходят.
Спальня Арцутанова - это продавленная скрипучая тахта, покрытая проеденным молью ковром, допотопный телевизор без пульта, шкаф без створок, тумбочка со сломанными ножками и горы ненужного мусора. Еле-еле протискиваюсь вглубь, чтобы не наступить на разбросанные бумаги, газеты, книги.
- Это всё моё добро, собранное годами, - поясняет Юрий Николаевич. - Я ведь ничего не выбрасываю, вдруг потомкам пригодится. Среди этого добра можно раскопать проекты того самого лифта. Ещё много различных изобретений на моём счету. Может, после моей смерти это кому-нибудь пригодится.
Мы располагаемся на диване, который, кажется, с минуты на минуту провалится. Юрий Николаевич не может скрыть, что ему приятно внимание журналистов. Улыбка не сходит с его лица.
- Я ведь когда-то был очень известным человеком, меня на улице узнавали, ко мне приезжали в гости космонавты. Где-то даже фотографии остались, да разве найдёшь их в таком бардаке.
- Ваше имя гремело на весь Советский Союз. Неужели никаких материальных благ вы с той славы не поимели?
- Слава была, а вот никаких материальных благ мне с той славы не перепало. Да и, честно говоря, никогда ничего не просил, жил на скромную зарплату инженера, иногда вот занимаюсь изобретениями.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Я на пенсии. Только вот размер этой пенсии я не знаю. Деньги за меня получает мой сын. Сколько? Скрывает. Я его иногда прошу: "Коль, дай тысячу на продукты". Он даёт. Мне много не надо. Хлеб-масло есть - и хорошо. Готовить мне негде - плита давно сломалась, заржавела вся. Хорошо ещё, чайник как-то фурычит.
- Давайте вернёмся в прошлое - как вам пришла в голову идея "космического лифта"?
- Началось всё в 1957 году. Тогда в СССР обычным людям нельзя было читать иностранные журналы, в том числе то, что касалось физики и химии. И вот однажды мой приятель поделился со мной, будто американцы изобрели материал, из него можно сделать шланг длиной 200 км, и он не порвётся от собственно веса. Я пораскинул мозгами и понял, что на высоте 200 км сила тяжести поменьше, значит, такой шланг можно протянуть и дальше. У меня ушло несколько лет на разработку этого проекта. Поймите, "космический лифт" - это устройство для подъёма предметов в космосе. Известно, что если использовать с космической орбиты канат, то он обязательно разорвётся. Но его можно сделать таким прочным, что он выдержит нагрузку. Я предложил сделать его из алмазного каната - речь идёт о материале, у которого атомы расположены в том же порядке, что и у алмаза. В дальнейшем такое вещество было изобретено.
Я опубликовал свою идею в 1960 году. Написал, из чего и как можно сделать канат, по которому в комос можно летать без ракет. И для этого не потребуется никого топлива. Кроме топлива на обратную дорогу. Через неделю напечатали мою статью.
- И вы сразу прославились?
- Нет, что вы. В Советском Союзе на мои разработки не обратили внимания. Первые годы это вообще здесь никого не интересовало. А через пять лет в журнале Science рассказали о таком же открытии, сделанном иностранными учёными. Они писали, что с помощью "космического лифта" можно будет не запускать каждый раз ракету, а отправить её один раз, а потом доставлять людей, космическую кабину или дом. Одному из советских корреспондентов посчастливилось увидеть эту статью. Он принёс её редактору, кажется, "Ленинградской правды". И она вдруг вспомнила, что в одной советской газете был текст о моём изобретении. Редактор напечатала об том материал. И только тогда в нашей стране моё имя стало известным. Видимо, наши не хотели отдавать идею изобретения американцам.
- Вы кем тогда работали?
- Я работал в институте нефтехимии на кафедре переработки топлива. К космосу никакого отношения не имел.
- С вами связывались американцы?
- Когда обо мне узнали, то сразу связались. Более того, в Америке говорили обо мне на каждом углу, писали в газетах. И однажды меня пригласили туда. Их сторона оплатила проезд, проживание. Меня там принимали как героя. И везде говорили, что именно я - автор идеи "космического лифта". Мы обсуждали проблемы создания лифта. Мне предлагали там остаться, обещали создать личную лабораторию, квартиру хотели выделить. Но я не мог предать свою страну, где родился. Не сомневался, что мои мозги пригодятся на родине. Ошибался...В итоге американцы спустя годы своими силами попытались реализовать мой замысел. Я лишь остался генератором идей. А на родине проект оказался никому не нужен.
- Неужели в СССР вам не предлагали работать на космическую промышленность?
- Я очень хотел быть хоть каким-то боком причастным к космосу, но меня даже на экскурсию в Звёздный городок ни разу не пригласили, хотя я неоднократно говорил в прессе, что хотел там побывать. Единственное, какой чести я удостоился - ко мне в гости приехал заслуженный космонавт. Фамилию его я, правда, запамятовал. Но он очень известный. Правда, с ним приехали ещё журналисты. Позже оказалось, что это была просто рекламная компания. Тем не менее, я был счастлив. Больше никаких встреч никто мне не устраивал. Государство обо мне давно забыло.
"Ночью лента лучше просматривалась невооружённым глазом. После захода солнца, когда включались сигнальные огни, она превращалась в тонкую ослепительную полосу которая уходила ввысь, теряясь на фоне звёзд. Она уже стала величайшим чудом света. До тех пор, пока не закрыли посторонним доступ на строительную площадку, бесконечный поток посетителей не ослабевал. Кое-кто, уходя,качал головой: "Никто никогда не заставит меня ездить на этой штуковине!" Скептикам отвечали: "Когда башню закончат, "вознесение" в небо будет отличаться лишь продолжительностью и большим комфортом".
"Это напоминало полёт на воздушном шаре. Плавный, лёгкий, бесшумный, не было ни толчков, ни вибраций".
Это фрагмент описания подъёма с Земли космонавтов на околоземную орбиту посредством "космического лифта" из научно-фантастического романа "Фонтаны рая". Произведение принадлежит известному писателю Артуру Кларку. Сам автор рассказывал о происхождении идеи того проекта так:"Роман "Фонтаны рая" интересен тем, что в основе книги лежит изобретение самого амбициозного космического проекта в истории 20 века советского конструктора Юрия Николаевича Арцутанова".
- Артур Кларк приезжал ко мне в Ленинград в начале 80-х годов, - продолжает Юрий Николаевич. - Тогда я ещё жил более-менее - супруга моя следила за убранством квартиры, готовила, жили мы неплохо...Позднее с Артуром мы переписывались, поздравляли друг друга с праздниками: с Новым годом,Пасхой, Рождеством. Он часто звал меня к себе в гости, но встретиться нам так и не удалось. Кларк ведь жил в Англии, потом перебрался на Шри-Ланку, ну, какие могли быть гости? Я ведь не смог бы наскрести денег даже на билет в один конец. Кстати,американцы в 2000 году снова выходили на меня, говорили, что близки к окончательной разработке "космического лифта". Предлагали мне тогда выплачивать пожизненную стипендию только за то, что я подкинул миру эту идею. Я тогда засмущался, сказал, что мне пенсии достаточно. А сейчас, думаю, может, напомнить о себе, попросить, хотя ме осталось пожить-то?
- Юрий Николаевич, но с вашими мозгами вы бы могли и сейчас трудиться в своём научном институте.
- Последнее моё место работы - Институт абразивов и шлифования. Меня выгнали с работы как только подошёл пенсионный возраст. Начальник тогда сказал мне:"Вот если бы ты меня вписывал в свои заявки на изобретения, тогда продолжал бы работать ещё долго". Я ушёл. А незадолго изобрёл способ шлифовки алмаза. Сейчас во всём мире бриллианты именно таким способом изготовляют. Все знают,что алмазный инструмент быстро стачивается, если сделан из железа. То есть, железом точить алмазы нельзя, но можно использовать для гранения алмазов горячее железо. Причём при трении оно само нагревается. Когда я это предложил, все возмущались, говорили, что об этом знали. Но если знали, почему не оформили авторское свидетельство? Использовать его начали через 15 лет после того, как сроки авторского свидетельства истекли. Сейчас моим изобретением пользуются повсюду, но я не получаю не получаю ни копейки.
- На вашем счету много изобретений?
- 18 моих заявок было официально зарегистрировано. "В столе" остались лежать ещё 200. Я постоянно что-то придумываю, но потом забываю. Надо бы записывать, но не все нынешние мои идеи не настолько интересны, как "космический лифт". Например, недавно я придумал способ консервирования продуктов соляной кислотой. Соляная кислота не портится хоть сто лет. А перед употреблением продуктов в раствор просто нужно добавить соду. Сода с соляной кислотой даёт натрий хлор, то есть соль.
- Юрий Николаевич, вы столько придумываете на благо человечества, а живёте в таких нечеловеческих условиях?
- Честно говоря, меня такой бардак не смущает. Вот недавно моя невестка увезла на дачу половину моих коробок с нужными бумагами. Я страшно ругался. В итоге вернула мне 40 коробок, они занимают всю вторую комнату. Мне столько "квадратов" не нужно - хватает вот этого угла, чтобы ночевать. Тут же я ем, смотрю телевизор, работаю над проектами. Вот здесь вся моя жизнь тихонечко и проходит.
- Я слышала, что на Западе работают-таки над созданием "космического лифта".
- Вы знаете, я верю, что такой лифт построят,хотелось бы дожить до этого момента. На Западе много возможностей, надо было мне, наверное, оставаться там в своё время. Ведь создание "космического лифта" до сих пор остаётся моей мечтой. Я бы хотел хоть одним глазком взглянуть на начальный этап строительства. До недавнего времени ещё надеялся, что мою идею реализуют в России, но мой проект не нужен нашему государству, так же, как и я никогда не существовал для своей страны. Обо мне вспомнили только тогда, когда в США приступили к разработке новых проектов "космического лифта". Вот телевидение несколько лет назад приезжало. На какую-то конференцию звали. А потом про меня опять забыли.
Исследователи из NASA и компания LIFT PORT GROUP запланировали запуск пока ещё строящегося "космического лифта" на Луну 12 апреля 2018 года. А, в свою очередь, японская компания "Обаяси" объявила о планах запуска своего "космического лифта" к 2050 году посредством использования углеродных нанотрубок.
Возможно, рано или поздно, "космический лифт" перестанет быть научной фантастикой. Только имя того, подкинул миру эту идею, скорее всего канет в небытие.
Источник: Московский комсомолец, 23.10.2013
Автор Ирина Боброва.
Годы жизни Юрия Николаевича Арцутанова:
5 октября 1929 года - 1 января 2019 года.
Источник: википедия.
Примечание от Софии Хомич. Опубликовав эту статью я вспомнила один сюжет из программы "Следствие вели" и нашла краткое его содержание в интернете. "12 июня
1982 года в Москве совершено жестокое убийство советского конструктора оружейника Н.Коляды и его внука. Затем последовало ещё несколько подобных убийств, совершённых с использованием самодельного оружия. Убийцей оказался конструктор самоучка Алексей Садчиков, он убивал конструкторов, которые отказывались дать ход его изобретениям". А я помню, когда пришли арестовывать этого человека, в его дворе стоял вертолёт оригинальной конструкции, построенный именно Садчиковым, а в конце сюжета ведущий Каневский сказал:"Уникальное оружие, созданное Садчиковым,которым он убивал своих обидчиков, находится в музее МВД". У меня же вопрос - если это оружие такое уникальное, то почему оно в музее, а не на фронте? И как получилось, что талантливого конструктора довели до того, что он взялся за оружие? Может, подобные люди гнобили и Арцутанова?
Свидетельство о публикации №225061701327