Особенности казачьего самосознания
Тем не менее, геополитическое положение между тремя государствами также предоставляло определенные преимущества. Запорожцы и малороссийские казаки, торгуя своими привилегиями и свободами, регулярно меняли своих покровителей, попадая то под влияние Польши, то России, то Турции, а также ведя постоянные войны или заключая союзы с Крымом. Польша, как самое развитое государство среди соседей Украины, проводила по отношению к населению Поднепровья жесткую колониальную политику, нацеленную на расслоение воинственного степного сообщество. Иезуиты, при поддержке магната Иеремии Вишневецкого, усиливали разделение днепровских казаков и запорожцев с добавлением реестра, который обеспечивал регулярные жалования, социальный статус и возможность получения личного дворянства. Реестровые казаки, благодаря этому статусу, имели право заводить крепостных, конкурируя с потомками запорожцев, которые стали мелкими феодалами – владельцами хуторов.
Запорожские казаки того времени носили русские фамилии и считали себя русскими, хотя и выделяли себя из числа москалей и кацапов – русских, живущих на казачьих землях. Днепровские казаки, вместе с реестровыми и запорожцами, представляли собой значительную силу, насчитывая в реестре до 60 тысяч человек (для сравнения, в Донском войске на тот же период – от 5 до 20 тысяч). Реестр сыграл судьбоносную роль в жизни днепровских казаков, так и не дав им создать своё государство, а также искусственно исключил значительную часть казачества из воинского сословия, лишив их гражданства и средств к существованию. Некоторые из них, не имея права селиться в слободах и не обладая землёй, переместились на Дон, а другие занимались разбоем. Черкасы, как они себя называли, считали себя вправе нападать на все, что не входило в состав Речи Посполитой, за что не несли ответственности при возвращении на Украину. Такие территории включали Крым, Причерноморье, Турцию, Россию и Дон. Днепровские черкасы становились угрозой для всех поселений на Дону и юге России, доходя до Ельца и Рязани, их набеги создавали кровавую черту между донскими и днепровскими казаками, в будущем – между казаками и украинцами. В отличие от запорожцев и днепровских казаков, которые боролись за свою независимость, донские казаки находились в совершенно иной ситуации.
Запорожцы воспринимались с легкой иронией и презрением, их считали казаками, но недостойными доверия, способными на предательство. Выражение «Не верь хохлам — продадут за рупь, за сорок!» указывает на укоренившееся недоверие. Что осуждается как у «вани», так и у «москалей», для казака, даже если он и хохол, было абсолютно неприемлемо. Несмотря на то что как донцы, так и запорожцы постоянно заключали военные союзы, мир донцов, терцев и уральцев оставался строгой полярностью, неизменной в своих ориентациях: Россия — свои, исламский мир — Крым и Турция, католическая — Литва и Польша — враги. Примечательно, что в этот период различить донских казаков и донских татар было невозможно — они фактически представляли собой одно и то же. Это, кстати, объясняло вражду днепровских казаков, которые утверждали, что сражаются не с единоверцами, а с татарами.
Несмотря на консерватизм в вопросах религии и большую религиозность по сравнению с россиянами, донские казаки, постоянно сражаясь с неверными, проявляли терпимость к мусульманам, живущим среди них, сохраняя свою веру вплоть до XIX века. Оговорка о потомках тюркского населения Дона говорит о том, что речь не идет о новопроверстанных казаках. Некоторые сторонники идеи о беглом происхождении казачества утверждают, что казаки держали татары- и турчанок в качестве рабынь, но, на мой взгляд, это опровергается статусом женщин в казачьем обществе. Скорее всего, военные люди, пришедшие с Руси, оседали среди местного тюркского населения, женились на местных женщинах и интегрировались в общины, изначально состоявшие в основном из тюрков, что дало начало обычаям «водворчества», когда муж селился в доме жены. Это также объясняет господствующее положение казачки и ее влияние на семейные дела.
Отношение «исправного казака», занятых службой, к домашних обязанностям было слегка презрительное. Убежден, что пришельцы с Севера, вливаясь в уже существовавшие общины, сохраняли многие черты кочевого образа жизни степных тюрок. Смешанные браки привели к появлению поколения, для которого родина стала степью. Поэтому следует с осторожностью относиться к взглядам казаков на Россию как на покинутую, но любимую родину. Многие донцы и практически все запорожцы никогда не бывали в России и воспринимали ее не как реальность, а как идеализированную Святую Русь, страну Православия, воюющую с миром сатаны.
Казаки считали себя воинами, стоящими на страже от этой опасности. В этом контексте историк Н. А. Миненков прав, утверждая, что характерные черты донских казаков заключают в себе патриотизм, монархизм, православную веру, также сочетающую суеверия, ненависть к врагам, при этом терпимость к людям других этнических и религиозных принадлежностей, преданность братству и любовь к свободе. Донцы, как и другие казаки, воспринимали свои сообщества как рыцарские. Их мировоззрение имело средневековую основу, сочетая элементы рационализма нового времени, что соответствовало духу эпохи. Донское казачество видело свою роль в защите православной веры и народа от «басурман».
Культура донского казачества пронизана воинским духом, что ярко выражается в фольклоре, письменной литературе и разнообразии знаний. В целом культура донских казаков характеризуется как культура позднего Средневековья.
Использованы материалы книги Б. Алмазова Военная история казачества.
Свидетельство о публикации №225061701411