Некоторые подробности Персидского похода Петра I

Некоторые подробности Персидского похода Петра I [1722]

«Внутреннее состояние Персии делало вероятным приведение в исполнение основной мысли Петра Великого — овладеть всеми областями Каспийского прибрежья. В начале XVIII века шахом персидским был ал-Хусайн, человек беспечный и неспособный к делам. Его время в Персии есть время всевозможных беспорядков и своевластия вельмож. При нём жители пограничной с Индией области Кандагарской, афганцы, народ гордый и воинственный, восстали под начальством Мир Вайса, человека храброго, пронырливого и предприимчивого, который, умертвив правителя Кандагарской области Джурджи-хана, овладел Кандагаром и сделался совершенно независимым.

Находясь в критическом положении, шах ал-Хусайн просил немедленной помощи у двух владетелей Дагестана Шамхала и Уцмия [вассалов Персии], которые и отправили к нему на помощь войско под начальством хана Казикумухского Сурхая. В Ширване к Сурхаю присоединился, под предлогом заслужить себе прощение службой хану, атаман разбойников Да’уд-бек, с шайкой в 1000 человек. Тайный агент Турции, Да’уд-бек, склонил Сурхая к мятежу, под предлогом освобождения истинных магометан [жители Дагестана и Ширвана — сунниты и единоверно с турками, тогда как Персы принадлежат к шиитам или секте Алиевой] от власти отступников. Силы их быстро возросли, они взяли Шемаха, умертвили областного хана, вырезали алитов, и многих находившихся там русских купцов [І713 г.].

Пётр Великиq потребовал удовлетворения от Персидского двора, а 27-го июля 1715 года, отправил послом в Персию Артемия Волынского, дав ему подробную инструкцию, в которой предписывалось не только восстановление торговых связей и покровительство русским купцам, но и самое подробное ознакомление с политическим положением Персии. Вскоре по прибытию Волынского [1717 г.] сын Мир Вейса, Мир Махмуд, возымел мысль низвергнуть с престола самого шаха. В письме к государю, Волынский указывал на слабость Персии и сделал предложение прямо заселить русскими войсками южный берег Каспийского моря [ибо без этого, по его мнению, им непременно бы завладели ли афганцы, и что занятие прикаспийских областей русскими желает, отчасти, и сам шах, тревожимый бунтовщиками. Это предложение вполне согласовалось с предначертаниями Государя, и он занялся, со свойственною ему одному энергией, приготовлением к походу. В самом начале 1719 года он послал поручика флота фон Вердена описать морские берега, гавани и реки от устья Волги и направо до Астрабада. Восточный берег Каспийского моря был описан ещё в 1716 и 1718 годах поручиками Кожиным и князем Урусовым. В тоже время капитан Баскаков был послан сухим путём через Астрахань, Терки, Баку и Шемаху в Персию и должен был составить военно-статистический обзор берегового пространства западной части Каспийского моря. В последствии этим путём шла часть армии [казаки и кавалерия].

Между темь Мир Махмуд, пользуясь изменой [персидскому шаху] Сурхая и Да’уд-бека, одерживал успех за успехом и в 1720 году двинулся с 15 000 афганцев из Кандагара, усилился на пути до 60 000 и осадил ал-Хусайна в его столице. Сын ал-Хусайна – Тахмасп, объявленный командующим персидскими войсками, едва успел бежать из Испагани. Таковы были обстоятельства, когда Пётр объявил, что введёт свои войска в Дагестан и Ширван для наказания бунтовщиков и освобождения от них Персидского государства. Тогда Сурхай-хан и Да’уд-бек просили покровительства Турции, которая и приняла их под свою защиту и уже готовилась овладеть Ширваном.

С 1721 года начались деятельные приготовления к походу. По всему Поволжью шла постройка судов, для перевозки десанта на персидскую землю. Готовясь к войне, Пётр принимал шертные [клятвенные] грамоты от горских князей, для чего прежде посылал на Кавказ Бековича, а в 1720 году, дворянина Погожева, при чем не только Кабарда, но и владельцы Тарковский и Кумыкский прислали шерты и высказывали чувства преданности письменно. Только Турция могла остановить успехи России, но предусмотрительный государь, 5-го ноября 1720 года, заключил в Константинополе трактат вечного мира с Турцией, в котором подтверждались все прежде заключённые с нею условия.

Самую кампанию государь предпринял ранее чем предполагал, желая занятием Ширвана предупредить турок и тем отнять у них повод вмешаться в дела, под предлогом занятия русскими войсками территории, находящейся под её покровительством. Из писем государя видно, что Турция не раз была близка к вмешательству в войну. Предавая печати драгоценный материал: подлинные, частью собственноручные, письма Петра Великого к генералу Матюшкину, главнокомандующему в Персидской войне, мы считаем необходимым предпослать им другой любопытный документ, описание этой войны, составленное при императрице Екатерина II в 1779 году. Подлинник его хранится в архиве Военно-топографического Отд;ла Главного Штаба; при нём приложены карта Каспийского моря и планы городов и укреплений бывших занятыми русскими войсками. Описание это составлялось в то время, когда еще находились в живых свидетели и личные участники персидских походов. Многие подробности, чрезвычайно интересные для историка и беспрестанно встречающиеся в этом описании, не встречаются ни в одном из других известных материалов и описаний персидских войн времени Петра Великого.

11-го августа [1722 г.] дня армия выступила в поход от реки Сулака. Султан [Дербентский], яко главный повелитель тамошнего места и окольных дистриктов, выехал из Дербента для великой опасности от Да’уд-бека и Сурхая Казикумухского, кои, в минувшем 1721 году, овладели городом Шемаха и оный пограбили, итак ему предложенное от государя защищение было нужно, потому что ему ожидать было нечего от персидского правления, из Исфахана, приведённого весною сего 1722 года Мир Махмудом, Мир Вайса сыном, в крайнее бессилие.

Государь император послал в Дербент полковника Наумова с одним поручиком и 12 донскими казаками, чтоб утвердить на’иба в его добром мнении и договорится с ним о приёме его величества. Наумов прибыл в Дербент в то самое время, когда капитан фон Верден показался пред городом с транспортными и прочими судами. Опасность тамошней рейды от всех ветров и притом худой грунт для якорей известны были морским офицерам, но они, не знал ничего о Наумове и не чая толь скорого Императорскаго прибытия, согласились ехать две мили далее в южную сторону к устью реки Милюкент, где грунт для якорей гораздо лучше, и остаться там до указа, но тогда послал полковник Наумов к командиру флота и приказал его просить к себе в город, потому что иметь с ним говорить о нужных делах.

Фон Верден, будучи тогда болен, послал вместо себя лейтенанта Соймонова, надобность состояла в том. Наумов согласился с [Дербентским] на’ибом, чтоб у двоих городских ворот, у северных и у морских, поставить российский карауль, дабы жители, от которыхъ на’иб был небезопасен, не могли препятствовать к шествию государя императора. Понеже при нём мало было людей, то хотел он, чтобы приехали к нему с судов насколько человек, без коих там обойтись можно; на судах были два капральства драгун, кои тотчас в город пришли и поставлены у городских ворот.

Имам-Кули-бек, сне было имя на’иба, показал себя Наумову и Соймонову весьма благосклонным, он потчевал их великолепно, и морским служителям было вольно всякий день приходить в город и запасаться всякими потребностями; для того и те суда, на которыхъ они прибыли, оставались на то время под Дербентом, но они имели и то счастье, что не случилось сильных ветров кои бы им вредить могли. Между тем наша армия, выступа 16-го августа [1722 г.] из Тарки, претерпела некоторый вред от неверности тамошних двух владельцев Султана Махмуда из Утамыша и Уцмия Кайтагского, кои хотя послу Волынскому оказывали всякое доброжелательство, но когда дошло до самого дела, то совсем противное тому доказали».

Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви

Литература

1. Комаров В.В. Персидская война 1722–1725 // Персидская война тысяча семьсот двадцать второго - тысяча семьсот двадцать пятого [Материалы для истории царствования Петра Великого] / [Соч.] В. Комарова. — Москва: Унив. тип. [Катков и К°]. 1867. C. 15–19; 24–25. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003569151/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2025). — Яз. рус.


Рецензии