Молога - русская Атлантида. В продолжение темы
К началу XX в. в Мологе числилось около 900 домов, из них 100 каменных, функционировали 11 заводов, казначейство, почта и телеграф, кинематограф, пожарное депо, 3 библиотеки и 9 учебных заведений. Всего в городе стояли 5 храмов. Первый из них во имя Вознесения Господня (Вознесенская церковь) был выстроен на месте двух деревянных, он появился в 1756 г. [Ил.]. Другие храмы Мологи: Крестовоздвиженская церковь (1778) [Ил.], Богоявленский собор (1882) [Ил.], Всехсвятская кладбищенская церковь (1805) [Ил.] и Воскресенский собор (1886) [Ил.].
Белокаменный женский Афанасьевский монастырь, находившийся на реке Мологе в трёх верстах от её устья на краю города, отстраивался на месте прежнего мужского Холопьева на протяжении ста лет (начиная с 1788 г. и до конца XIX в.). В том виде, в каком он был запечатлён на фотооткрытках и поздних фотографиях советского периода [Ил.], монастырь просуществовал пятьдесят лет.
Наиболее ценное, что осталось от затопленной Мологи, это фотографии и открытки с её видами, дающие представление о внешнем облике города. Создавали эти фотографии фотографы-энтузиасты, имена которых в большинстве случаев не сохранились, так как в основном открытки безымянные, лишь на некоторых из них фотографы оставляли свои инициалы. Расшифровать эти инициалы была сделана попытка в предыдущем очерке.
Из немногих мологских фотографов более всего известна Вера Николаевна Толоконникова-Самойлова (1879-1954), краткая справка о которой была дана ранее. Родилась она в городе Любиме Ярославской губернии в семье ярославского судебного чиновника Николая Фёдоровича Толоконникова (1846-1908) и Александры Павловны, урождённой Рябушинской (1854-1933). В 1891 г. отец получил должность члена Ярославского окружного суда по Мологскому уезду. С этого времени Вера проживала вместе с родителями и братьями в Мологе. В 1902 г. окончила 2-ю Ярославскую женскую гимназию, в 1908 г. – Педагогические курсы при Санкт-Петербургской академии художеств. Посещала частные уроки И. Е. Репина, в то время ректора академии и руководителя одной из её мастерских. «Мне даже довелось побывать на «репинских средах» в знаменитых «Пенатах», – рассказывала Вера Николаевна. По её воспоминаниям «Репин проявил особый интерес к своей студентке, узнав о её родстве с известными русскими миллионерами и меценатами, которых художник знал и как страстных коллекционеров живописи». Под руководством Репина Вера «чудесно писала пейзажи и портреты, занималась лепкой. В совершенстве освоила технику писания картин по фаянсу…». Большое влияние на неё оказала супруга Репина Н. Б. Норман-Северова. «Именно с её лёгкой руки Вера Николаевна увлеклась фотографией».
Вера Толоконникова планировала продолжить образование, но смерть отца в 1908 г. вынудила её вернуться к матери. В Мологе она работала учительницей рисования в нескольких учебных заведениях: Мологской женской гимназии (1913-1918), Учительской семинарии (1915-1918), Мологском высшем начальном училище (1917-1918), Второй советской школе 2-й ступени (1918-1921). В 1920-х годах вышла замуж за бывшего офицера-артиллериста, тоже учителя И. И. Самойлова (1889-1956). В конце 1930-х гг., в связи с подготовкой города к затоплению, семья Самойловых переехала в Рыбинск. Вера Николаевна профессионально занималась фотографией. Несколько сделанных ею видов Санкт-Петербурга были напечатаны в начале XX в. издательством «Община Св. Евгении» в виде открытых писем.
Наиболее значительную из существующих коллекций открыток с видами Мологи, в том числе с видами некоторых сёл Мологского уезда, собрал ярославский краевед и коллекционер Николай Алексеевич Лебедев. Его собрание насчитывает более двухсот открыток и примерно столько же фотографий города как дореволюционного, так и советского периода. Основную часть коллекции составляют фотооткрытки, созданные преимущественно мологскими фотографами-любителями. Небольшой уездный город не особо жаловали своим вниманием профессиональные издатели и коммерсанты, строившие свой бизнес на продаже открыток. Тем не менее, несколько серий открыток с видами Мологи были изданы фототипным способом большими тиражами. Так в 1910-е гг. серию, состоявшую из 21 открытки, по заказу Всемирного почтового союза выпустила Московская художественная фототипия Карла Фишер. Кроме того известна серия Всемирного почтового союза из десяти открыток без указания издательства. Одна из открыток этой серии с общим видом Мологи представлена в цвете. Вероятно это единственная цветная открытка, отпечатанная во времена ещё не ушедшего под воду города. Завершают список три открытки с общими видами Мологи нижегородского фотографа М. П. Дмитриева, вышедшие из той же Фототипии К. Фишер.
Благодаря коллекции Лебедева удалось выяснить, что фотооткрыток с инициалами фотографа Н. У. выпущено не менее 43-х, В. Т. (Вера Толоконникова) — не менее 70-ти, Ф. С. (Ф. Суворов) — не менее 10-ти (из-за неразборчивого написания инициалов фотограф Ф. С. в предшествующем очерке был представлен как Ф. У.). Николай Лебедев установил, что автором фотографий Мологи перед её затоплением, альбом с которыми в Рыбинский музей передали потомки Е. М. Пирожкова, был мологжанин Г. Голубин. Последнее известное его фото датировано 31/11 1938 г. Вероятно, в период расселения жителей Мологи фотограф с семьёй переехал в Ленинград. Впоследствии в Петербурге уже в 2000-е гг. был обнаружен ещё один альбом с 50 фотографиями Голубина, не содержащий дублей снимков из ранее известного. В настоящее время альбом находится в коллекции Н. А. Лебедева. По почерку подписанных фотографом изображений коллекционер определил, что Голубин кроме небольших любительских снимков изготавливал и открытки. Фотооткрыток его работы с мологскими видами из нескольких десятков безымянных выявлено 12.
Николай Лебедев – автор-составитель альбома «Уезды Ярославской губернии на почтовых открытках начала XX века». Вот что о нём сообщает в предисловии к изданию рыбинский краевед А. Б. Серебряков: «Коллекционирование старинных открыток с изображением малых городов Ярославщины стало для Н. А. Лебедева не просто увлечением. Уроженец Романова-Борисоглебска (Тутаева), он с большим интересом изучал прошлое родного города, ещё в детские годы интересовался подробностями его славной многовековой истории. А толчком к этому занятию, как это нередко бывает, стала случайность. Как рассказывает сам коллекционер, ещё будучи школьником, он однажды нашёл на чердаке пожелтевшую от времени открытку 1908 года с видом на Воскресенский собор – главный храм Борисоглебской стороны Тутаева. Рядом с Казанской церковью он увидел дом, в котором родился и вырос. Стремление узнать, как выглядел прежде родной город, улицы, по которым ходишь, здания, которые видишь каждый день, и положило начало увлечению, которому Николай Алексеевич посвятил не одно десятилетие. Начав поиск открыток о Романове-Борисоглебске, он постепенно расширял границы своих исследований… Постепенно в круг интересов коллекционера попали все уезды Ярославской губернии: как признанные центры древнерусской культуры – Углич, Ростов, Переславль, так и те, о прошлом которых известно гораздо меньше, – Пошехонье, Данилов, Любим, Мышкин. Особенно вдумчиво и внимательно знакомился он с историей Мологи – города, над которым сейчас сомкнулись волны Рыбинского водохранилища. Много раз встречался с бывшими мологжанами, слушал их горькие и проникновенные рассказы о трагедии этой Русской Атлантиды. Именно поэтому собранные Николаем Алексеевичем материалы уникальны и составляют на редкость увлекательный фотоальбом с панорамой жизни малых городов и сёл Ярославской губернии. Это живописный рассказ об их развитии, изменении облика, нравах и обычаях жителей».
В апреле 2022 г. в Рыбинском музее-заповеднике была открыта выставка «Солнечный город Молога. Цветные виды». Выставка состояла из двух разделов. В первом были показаны фотографии Мологи до 1917 г., то есть периода наивысшего её расцвета. Второй раздел включал снимки 1930-х гг., сделанные незадолго до затопления города. Всего было восстановлено и с применением цифровых технологий преобразовано в цветовые варианты более 80 монохромных фотоснимков города Мологи, часть из которых была представлена в экспозиции. Тридцать из них были изданы в двух наборах открытых писем. Данный очерк проиллюстрирован некоторыми из этих отреставрированных открыток и фотографий.
Свидетельство о публикации №225061701555