Последний монумент академика Опекушина

Александр II Николаевич (17 (29) апреля 1818 – 1 (13) марта 1881) – император Всероссийский 1855-1881. Старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Фёдоровны. Удостоен особого эпитета в историографии – Освободитель. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ.  В детстве получил домашнее образование. Одним из его наставников был  В.А. Жуковский.  В 1837 г. Александр совершил путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. с объявлением Петербургской губернии на военном положении командовал всеми войсками столицы. По случаю коронации в августе 1856 г. Александр II объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг., приостановил на 3 года рекрутские наборы. В 1861 г. провёл реформу, отменившую крепостное право в России. Затем последовали другие преобразования. Была введена гласность госбюджета, принят университетский устав, отменены телесные наказания. Начали проводиться земская и судебная реформы, принято законодательство о городском самоуправлении, началась коренная военная реформа, введена всеобщая воинская повинность. Создана новая банковско-кредитная система, появился суд присяжных, ограничена цензура. Началось бурное железнодорожное строительство. В ходе реформ была создана сеть народных училищ. Во внешней политике: присоединены новые территории в средней Азии, на дальнем Востоке, окончательно присоединён Кавказ. Реформы привели всю Россию в движение, но недовольных и разочарованных в итоге оказалось больше, чем до начала процесса преобразований. На Александра II было совершено несколько покушений от имени освобождённых. 1 (14) марта 1881 г. он был смертельно ранен бомбой, брошенной террористом народовольцем. На месте трагического события на набережной Екатерининского канала в Петербурге возведён собор Воскресения Христова («Спас на Крови»). В Российской империи царю-освободителю было установлено более 240 памятников (не считая типовых).


19 февраля 1911 г.* Россия отмечала 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. За год до юбилейной даты рыбинской общественностью было принято решение об увековечении памяти императора Александра II возведением ему достойного монумента. Инициаторами стали рыбинские купцы С.А. Букетов, И.Г. Быков, А.Ф. Северин, А.Л. Золотов, В.Д. Нецветаев и Ф.Я. Сажин. В феврале 1910 г. они положили начало фонду по сооружению памятника – собрали между собой и своими знакомыми 600 рублей и подали прошение ярославскому губернатору. «Большинство из нас тоже из крестьян, и если не мы, то наши отцы и деды тоже были под гнётом рабства, а потому и мы примкнём к бесчисленному хору русского народа, славящего память великого царя-освободителя», – произнёс в своей речи на товарищеском обеде в Общественном клубе С.А. Букетов. 
6 мая 1910 г. был избран комитет по возведению памятника. Его председателем стал купец I гильдии коммерции советник Е.С. Калашников. Официально начался сбор средств на сооружение монумента. Среди крупных жертвователей были Рыбинский биржевой комитет, Рыбинская городская Управа, промышленник и судовладелец М.Н. Журавлёв, Т-во Бр. Нобель, Т-во «Богемия», Т-во Галунова, Е.С. Калашников, рыбинские купцы М.И. Тропская с сыновьями, Н.И. и В.А. Садовые, Рыбинское общество Взаимного кредита. В общую кассу поступили добровольные пожертвования от нескольких банков, многих коммерсантов, среднего достатка граждан и крестьян окрестных деревень. Кроме того, по городу были установлены кружки, из которых вынули 180 рублей. Необходимая сумма 25 тысяч рублей была собрана в течение двух лет.


Конкурс проектов будущего памятника был проведён дважды: 22 марта, и окончательный – 25 апреля 1912 г. В конкурсах приняли участие московские фирмы «Виллер», «Георг Поль», скульптурная мастерская В.Л. Гладкова и В.А. Козлова и петербургская фирма «А. Моран Преемник». В зале городской Думы на суд присутствующих были представлены эскизные модели памятника, исполненные несколькими скульпторами. Большинство голосов (33 из 50) получила работа академика Александра Михайловича Опекушина (1838-1923), выставленная от фирмы «Моран». Бронзовая скульптура высотой 66 см представляла собой фигуру государя, одетого в сюртук, слегка опирающегося на невысокий пилон со скинутой на него порфирой и со свитком манифеста в левой руке. Эта скульптура, сделанная ещё в 1880-е гг. к конкурсу монументов Александру II для московского Кремля и отлитая на петербургском заводе Э.Э. Новицкого в нескольких экземплярах**, была первоначальной идеей, эскизом будущего памятника. В дальнейшем скульптор продолжил над ней работу, создав рабочую модель, которая не сохранилась, а затем оригинальный памятник.
Это был шестой по счёту памятник Александру II, выполненный А.М. Опекушиным, не считая множества бюстов царя-освободителя и невоплощённых проектов. Кроме того с оригиналов мастера было воспроизведено не менее десятка повторных памятников Александру II, установленных в разных городах. «Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного императора, закрыв глаза, – до такой степени у меня жив в памяти его образ», – говорил Опекушин. В работе над бронзовым обликом помогала и посмертная маска государя, которая находилась во временном распоряжении скульптора. Рыбинский памятник стал первым памятником в истории Рыбинска и последним монументальным произведением в биографии скульптора, а также последним нетиповым памятником царю-освободителю в царской России. По мнению заведующей сектором скульптуры XVIII – нач. ХХ вв. ГРМ искусствоведа Е.В. Карповой: «... в длинном ряду «императорских» статуй, выполненных Опекушиным, рыбинский вариант стал едва ли не самым удачным по простоте и ясности пластического замысла. Здесь, вероятно, соединились умноженный годами профессиональный опыт мастера и новые тенденции, характерные для русской пластики начала XX века».
20 октября 1912 г. председатель комитета Е.С. Калашников и владелец фирмы «Моран» фабрикант Э.П. Гакер подписали договор. Местом для монумента была выбрана торговая площадь, расположенная между двумя дворами, Волжской набережной и Крестовой улицей. Площадь называлась Красной. На протяжении всего XIX века она была центральной площадью города и с давних времён славилась многолюдными субботними базарами. Оригинальная скульптура высотой 3 м 56 см и весом 1960 кг была доставлена в Рыбинск к ноябрю 1913 г. Четырёхметровый пьедестал для неё был изготовлен также фирмой «Моран», он состоял из 32 камней красного финляндского гранита Рапакиви. 12 января 1914 г. в присутствии Ярославского губернатора Д.Н. Татищева, епископа Рыбинского владыки Сильвестра, городского головы К.И. Расторгуева, после торжественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, состоялось освящение места будущего памятника. В фундамент была заложена медная доска с обращением к потомкам. Как раз в эти январские дни 1914 г. 75-летний А.М. Опекушин отмечал в Петербурге 50-летие своей творческой деятельности.
Открытие нового памятника в Рыбинске было приурочено ко дню рождения императора Николая II, которое отмечалось в России как государственный праздник. 6 мая 1914 г. к 11 часам утра на площади собралось более 4500 человек. В регламенте церемониала было предусмотрено всё, вплоть до открытия врачебных пунктов и установления бочек с кипячёной водой. Вокруг монумента, укрытого парусиновым чехлом, на заранее отведённых местах выстроились учащиеся всех учебных заведений города, пожарная дружина. Небольшая площадь не могла вместить всех желающих. Начальствующих лиц, учительский персонал, волостных старшин и почётных гостей пропускали по пригласительным билетам. Тысячами граждан были заполнены все прилегающие улицы, в т.ч. пространство вдоль новой биржи на Волжской набережной за цепью двух рот 182-го пехотного Гроховского полка. Группы зрителей расположились на крышах ближайших домов. Учитель математики нескольких учебных заведений С.П. Петров (1887-1966) установил свой крупноформатный фотоаппарат с оптикой «Carl Zeiss» на крыше дома Поповых (угол Преображенского переулка и Крестовой).
К 11 часам на Красную площадь с оркестром и под знаменем прибыл 182-й пехотный Гроховский полк во главе с командиром полка полковником С.Н. Люповым. Часть полка встала шпалерами вдоль Крестовой улицы от кафедрального Спасо-Преображенского собора, в котором в это время проходила литургия. После её окончания под звоны колоколов и пение клира соборных певчих на Красную площадь проследовал крестный ход во главе с архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангелом и епископом Рыбинским Сильвестром. По прибытии к памятнику архиепископ Агафангел совершил благодарственный молебен, с окончанием которого протодиакон А. Антонинов провозгласил многолетие Царствующему Дому. После исполнения певчими «Вечной памяти» почившему в бозе царю-освободителю Александру II, завеса с памятника была тихо спущена. «Громкое ура тысячей граждан, музыка, всё это слилось в один могучий гимн благодарности Царю Освободителю. Дети осыпали памятник живыми цветами. Депутациями от Рыбинского Городского Самоуправления, Биржевого Комитета, 182-го пехотного Гроховского полка и Мещанского Общества были возложены к подножию памятника роскошные серебряные венки, а от Рыбинского Уездного Земства, Общества вспоможения частному служебному труду, учебных заведений и крестьян Рыбинского уезда – венки из живых цветов».
Председатель комитета Е.С. Калашников огласил и вручил Рыбинскому Городскому Самоуправлению в лице городского головы К.И. Расторгуева акт передачи памятника городу. Затем прозвучали короткие речи членов комитета. Официальную часть завершил военный парад Гроховского полка по Крестовой улице. В здании новой биржи на праздничном обеде были зачитаны телеграммы товарища министра МВД Джунковского, генерала С.Д. Чистякова, рыбинского фабриканта М.Н. Журавлёва, фирмы «Моран». На следующий день Ярославский губернатор Д.Н. Татищев получил телеграмму из Ливадии от Николая II: «Передайте всем собравшимся на торжество открытия памятника в Рыбинске Мою благодарность за принесённые поздравления и выраженные чувства верноподданической преданности. Николай».
Церемонию открытия снимали несколько фотографов. Сохранились фотографии и фотооткрытки, авторство которых не установлено. Праздничный банкет и комитет в полном составе на террасе биржи запечатлел на двух фотопластинках «специально приехавший на торжество фабрикант кинематографических лент г. Липкен». По окончании празднества снимок памятника сделал рыбинский издатель и фотограф В.Н. Макарихин. Фотооткрытка его работы была отправлена по почте из Рыбинска в Финляндию через неделю после открытия монумента. На почтовом штемпеле дата: 13.6.14. Адресат – будущий профессор и член-корреспондент Академии наук СССР одиннадцатилетний Я.И. Герасимов (1903-1983). Сыну писал с юмором его отец: «Милый мой Яша! Посылаю тебе открытку с новым памятником Александру II; он хорош, но здесь гораздо больше, чем на самом деле…». Вскоре с этого же негатива Макарихин заказал тираж открыток, который был изготовлен в Москве в Фототипии Шерер, Набгольц и К°. В том же году свой негатив Макарихин продал «Контрагентству А.С. Суворина и К°», которым руководил тогда преемник Суворина просветитель и меценат И.Д. Сытин. Известны два издания этой открытки «Контрагентством», 1914 и 1916 гг., отпечатанные в той же Фототипии.
Крупнейший начала XX в. сергиевопосадский книгоиздатель М.С. Елов (1862-1928), имевший свой книжный магазин в Рыбинске, расположенный как раз на Красной площади, стал издателем трёх открыток с изображением памятника Александру II. На первой открытке, снимок для которой сделан из окна здания напротив, Михаил Савельевич стоит у двери своего магазина. Это единственная из известных сохранившихся фотографий, где бронзовая фигура императора запечатлена в профиль. На второй, тоже горизонтальной открытке, вид площади сфотографирован из окна дома Седова по Крестовой улице. На третьей вертикальной – памятник показан крупным планом, вид представляет собой кадрированный фрагмент второго снимка. Каждая из открыток была напечатана в нескольких цветовых вариантах – голубого, розового и сиреневого оттенков с акцентированием белилами отдельных частей изображения. Где тираж изготовлен – на изданиях не указано.
В соответствии с декретом В.И. Ленина от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…» первыми жертвами культурного террора новой советской власти стали монументы российским царям, в числе которых была уничтожена большая часть произведений Опекушина. После выхода декрета рыбинский памятник простоял несколько месяцев обёрнутый в рогожу. 5 августа 1918 г. исполком Рыбинского уездного совета рассмотрел вопрос о его снятии по заявлению некого гражданина А.А. Мартемьянова и постановил убрать скульптуру с разработкой другого «соответствующего памятника». После убийства Урицкого и покушения на Ленина на следующий день 31 августа 1918 г. монумент был скрыт под щитом с лозунгом «Этот день знаменует смерть и месть врагам революции!» Демонтирована скульптура была бригадой рабочих в сентябре. 17 сентября 1918 г. за работу по снятию памятника с пьедестала «Союзу строительного цеха» было «разрешено уплатить» за счёт исполкома 4801 рубль 80 копеек (керенками). Установленная вокруг монумента деревянная ограда, изготовленная по проекту городского архитектора К.А. Гуськова, к тому времени давно была разрушена. Вскоре исполком объявил трёхдневный конкурс на новый революционный памятник. В день празднования годовщины революции, 7 ноября 1918 г., на месте скульптуры Александра II силами художников из Пролеткульта и умельцев железнодорожных мастерских была сооружена гипсовая композиция «Освобождённый труд», представлявшая собой  наковальню с серпом и молотом.
После демонтажа памятник Александру II просуществовал не менее десяти лет. Он находился в распоряжении Горкомхоза (управление коммунального хозяйства города), и хранился на складе за р. Черёмухой – т.н. «амбарах», потом «валялся» во дворе склада «под открытым небом». В 1925 году комхоз вёл переписку с ленинградским заводом «Красный выборжец» об установке на пьедестале бронзовой фигуры Ленина, предлагая в качестве оплаты памятник Александру II. Статуя императора была оценена тогда в 900 рублей (по 7 руб. 50 коп. за пуд). За новую же бронзовую фигуру вождя комхоз должен был раскошелиться на 17 650 рублей. Переговоры сошли на нет «ввиду заминки со средствами по бюджету».
Окончательно судьбу памятника решило письмо в редакцию рыбинской газеты «Рабочий и пахарь», опубликованное в ноябрьском номере за 1928 г. В письме некто под псевдонимом «Металлист» выражал пожелание: «Пора бы комхозу сдать этот «старый лом» Рудметаллторгу». Не отреагировать на столь однозначный публичный сигнал в то время наверно не осмелился бы ни один начальник. О дальнейшей утилизации бронзовой скульптуры можно судить по косвенным данным. Вслед за письмом «Металлиста» в газете появилась заметка «Собираем лом» с таким содержанием: «Местной базой «Рудметаллоторга» сделан запрос на новый более мощный автогенный аппарат, из-за отсутствия которого задерживается разделка крупных частей лома». В текущих номерах газеты появлялись заметки с рапортами об успехах в области сдачи лома цветного металла вроде «Приёмка лома возросла», с приведением конкретных цифр по месяцам.
Но история монумента с его уничтожением не закончилась. В последующие годы на царском постаменте один за другим возникали изваяния вождя мирового пролетариата. Красная площадь также меняла своё название. В 1923 г. (на площади Володарского) появился бюст Ленина, изготовленный из первосортного цемента с добавлением мраморной крошки (автор – рыбинский скульптор Г.Д. Алексеев). В 1934 г. цементный бюст, выглядевший нелепо на высоком постаменте, заменили гипсовой фигурой вождя в полный рост с поднятой рукой (автор неизвестен). В 1945-м г. по окончании войны школьник седьмого класса, родители которого были арестованы, обстрелял статую из пистолета. От фигуры вождя остались только ноги. Вскоре взамен расстрелянной гипсовой скульптуры поставили её железобетонную копию (на площади 25 лет Октября). В 1959-м в день 7 ноября на фигуру Ленина порыв ветра обрушил массивный транспарант из досок и фанеры, изображающий развивающееся знамя. Памятник напрочь снесло с пьедестала. Разбитую скульптуру решили не восстанавливать. В том же году на постаменте Александра II появился чугунный Ильич в зимнем пальто и шапке (автор – народный художник Дагестана Хасбулат Нухбекович Аскар-Сарыджа). Этот памятник стоит до сих пор, теперь уже снова на Красной площади.   
Высеченные на гранитном пьедестале слова царского манифеста «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» ещё в 1918 г. были сбиты, а выбоины впоследствии спрятаны под мраморной доской с новым текстом: «Сомкнуться с крестьянской массой, с рядовым трудовым крестьянством и начать двигаться вперёд неизмеримо бесконечно медленнее, чем мы мечтали, но зато так, что действительно будет двигаться вся масса с нами. Тогда и ускорение этого движения в своё время наступит такое, о котором мы сейчас и мечтать не можем. В.И. Ленин». В 1963 году фразу заменили более лаконичной: «Мы придём к победе коммунистического труда. В.И. Ленин».
Несколько поколений горожан не могли и подумать, что вождь занимает чужой пьедестал, всем казалось, что он стоял здесь всегда. В советский период упоминать о памятнике царю-освободителю было, по меньшей мере, непринято. После продолжительных сомнений нарушить «политкорректность» решился рыбинский краевед и коллекционер Ю.М. Сутягин (1925-2002). В его Каталоге почтовых карточек дореволюционного Рыбинска, вышедшем в 1991 г., впервые после долгих десятилетий замалчивания были опубликованы пять открыток с изображением монумента Александру II. Юрий Михайлович с большим опасением включил эти открытки в свой альбом, понимая, что некоторых сограждан вид подлинного памятника «без Ленина» может шокировать. Так и случилось, для многих рыбинцев увидеть с детства знакомый постамент с фигурой на нём императора стало немалым откровением. Каталог словно открыл дверь в прошлое, его появление всколыхнуло волну интереса к истории родного города и послужило отправной точкой для публикаций, посвящённых проблемам утраченного монумента. 
С каждой новой опубликованной статьёй идея восстановления памятника становилась всё более злободневной. По Рыбинску разошлись слухи, что работа Опекушина не уничтожена, а утоплена в Волге. Ключевым аргументом стали свидетельства уже ушедших к тому времени старожилов города, якобы видевших, как «разбушевавшаяся толпа подошла к постаменту, под восторженные крики обмотанную верёвками статую Александра II стянули с пьедестала, привязали к двум лошадям, проволокли до речного перевоза и, затащив на паром, утопили в Волге». История обрастала подробностями. Оказалось, что бронзовую скульптуру не сбросили с парома, а упаковали в ящик и погрузили на баржу для отправки в Петроград на переплавку. Но как раз в эти дни, в июле 1918 г., в Рыбинске случился антибольшевистский савинковский мятеж. Б.В. Савинкову потребовалась баржа для доставки боеприпасов восставшим в Ярославль. Чтобы освободить на палубе место, ящик со скульптурой по его приказу был сброшен в воду. В легенду хотелось верить, она питала надежду, что бронзовый монумент не утрачен безвозвратно. В 2000-е гг. для поисков скульптуры была подряжена не одна судоподъёмная компания с водолазами и ультразвуковым оборудованием. Поисковые работы продолжались на протяжении пяти лет в летние месяцы. Отчёт 2005 г. содержал многообещающее резюме: «…в пределах старого русла реки на трассе старого перевоза обнаружен металлический предмет по своим размерам и очертанию похожий на утопленный в 1918 г. памятник Александру II». Тем не менее, последующие поиски положительного результата не дали. 
Ещё одна попытка обретения монумента была предпринята в 2010 г. В январе глава города Ю.В. Ласточкин заключил соглашение с известным скульптором из Петербурга и литейным комбинатом на создание копии памятника. Образцами для копирования должны были послужить сохранившиеся изображения на старых фотографиях и открытках. К концу года исполнители привезли в Рыбинск гипсовую тонированную под бронзу «рабочую модель» будущего памятника. 6 декабря она была в торжественной обстановке представлена горожанам и даже освящена епископом Рыбинским и Угличским владыкой Вениамином. К сожалению, вместо обещанной «научной реставрации» модель оказалась вольной копией утраченной статуи, «похожей» на опекушинский оригинал. Восторженное ожидание жителей города увидеть новую незаурядную скульптуру, о которой было столько сказано и написано, сменилось разочарованием. Ажиотаж в прессе и надежда обрести высокого качества копию работы Опекушина быстро угасли. Несмотря на то, что новая модель с самого начала вызывала сомнения, позже она была увеличена до необходимого размера. Однако механическое увеличение непластичной фигуре изящества не добавило. Установить грубую копию без следов реальной реставрации администрация города ответственности на себя не взяла. Вопрос о восстановлении в Рыбинске монумента Александру II работы А.М. Опекушина в настоящее время остаётся открытым.   


Рецензии